Презентация "Музыкальное искусство классицизма XVIII века. Венская классическая школа"


1 слайд

ЛЕКЦИЯ 26 Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития. А. Смит и Д. Рикардо

2 слайд

Классическая школа: зарождение, развитие, макроэкономические теории В XVII-XVIII веках капиталистические отношения утвердились в европейских странах, и это стало исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire» – экономического либерализма. С этого времени зарождается новая теоретическая школа экономическая мысль, получившая название классическая политическая экономия. После государственного переворота 1688 г. Англия превратилась в конституционную монархию, между землевладельцами и буржуазией наконец-то был достигнут компромисс, но меркантилистская идеология английского правительства еще не была преодолена: государство по-прежнему охраняло монополии, назначало ввозные пошлины и вывозные премии, регламентировало цеховую деятельность путем ограничения числа работающих в каждой профессии. Для изменения экономической политики требовалась новая идеология. Это задачу взяли на себя блестящие экономисты, родоначальники классической политической экономии, англичанин Уильям Петти (1623-1687) и француз Пьер де Буагильбер (1646-1714). Эти авторы осуждали протекционистскую систему, которая сдерживала свободу предпринимательства, ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального производства.

3 слайд

Представители новой школы отличались и тем, что заново сформулировали метод и предмет изучения экономической теории. В качестве предмета изучения «классики» выдвинули сферу производства. Метод изучения и экономического анализа обрел новые черты через внедрения новейших методологических приемов, которые довольно успешно обеспечили глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности. Экономисты-классики видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. Экономисты-классики подчеркивали, что выводы экономической науки, в конечном счете, основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции. К. Маркс считал, что «классики», в творчестве своих лучших авторов А. Смита и Д. Рикардо, совершенно не допускали скольжения по поверхности экономических явлений. По его мысли, «классическая школа исследовала производственные отношения буржуазного общества». Классическая политическая экономия в своем учении исследовала анализ условий свободной хозяйственной деятельности только капиталистического строя.

4 слайд

В развитии классической политической экономии можно выделить четыре основных этапа. Первый этап. Начинается на рубеже XVІІ – начале XVІІІ вв., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции – П. Буагильбера, стали формироваться признаки, зачатки нового, альтернативного меркантилизму, учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

5 слайд

Второй этап. Этот период целиком и полностью прикреплен к имени и творчеству великого ученого-экономиста Адама Смита, чьи гениальные творения стали наиболее значительными достижениями экономической науки всей последней трети XVІІІ в. на его теоретических изысканиях во многом основываются и современные концепции о товаре, его свойствах, о деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др. Третий этап. Хронологические рамки этого этапа охватывают всю первую половину XІX в., в течение которой в развитых странах, особенно в Англии и Франции, произошел переход от мануфактурного производства к заводам и фабрикам, т.е. к машинному, индустриальному производству. В этот период выделились такие экономисты, как Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа и пр., каждый из этих авторов, следуя за «отцом» классической политической экономии Адамом Смитом, оставили в истории экономической мысли весьма заметные следы. Четвертый этап. Последний период классической политической экономии приходится на вторую половину XІX в. и обусловлен трудами Дж. С. Милля и К. Маркса, которые взяли на себя обязанность кодифицировать лучшие достижения «классической школы». На четвертом этапе уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли – «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась довольно внушительной, потому как они симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

6 слайд

А. Смит и Д. Рикардо Заслуга Адама Смита в становлении классической политической экономии заключается в том, что он кодифицировал ее и составил базу для следующих поколений. Еще в «Теории моральных чувств» он ввел знаменитый принцип «невидимой руки» и продолжил развитие своих идей в в «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь Смит полностью посвятил себя изучению развития экономики в обществе и способам повышения его благосостояния, применяя при этом абсолютно новые методологические приемы анализа и поддерживая концепцию экономического либерализма. Он признавал значимость законов, действующих в рыночной экономике и выступал за свободную конкуренцию. Он доказывал, что судьба каждого субъекта экономики предопределена, а бережливость – главный фактор увеличение прибыли. Основные идеи: теория конкуренции, принципы рыночного регулирования, трудовая теория стоимости и исследование факторов производства, исследование денег как средства обмена, закон обратной пропорциональности между заработной платой и прибылью Давид Рикардо: трудовая теория стоимости, теория заработной платы, теория капитала, теория прибыли, теория денег. Рикардо полагал, что стоимость не складывается из заработной платы, прибыли и ренты, а разлагается на них или – источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

7 слайд

Зарождение либерального реформизма и возникновение социализма Представителем зарождавшегося либерального реформизма был Жан Батист Сэй (1767-1832). Основная работа Сея – «Трактат политической экономии», который имел 3 раздела: производство, распределение и потребление. Две основные идеи в творчестве Ж.Б. Сея: Теория производственных факторов: трем факторам производства – труду, капиталу и природе (земле) – соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, а каждый из владельцев того или иного фактора получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта. Таким образом, производственные факторы рассматриваются Сэем как равнозначные источники ценности. Трехфакторная теория сыграла важную роль в развитии экономической науки. Из нее впоследствии был развит факторный анализ производства (метод производственной функции), смысл которого состоит в нахождении выгодной, оптимальной комбинации факторов производства для тех или иных конкурентных случаев.

8 слайд

Тождество Сэя или закон рынка, связанный с проблемой кризисов перепроизводства. Периодические кризисы перепроизводства, сопровождаемые депрессией, которая затем переходит в новый подъем, стали обнаруживаться, а затем регулярно повторяться начиная с 20-х годов XIX в. Закон рынков Сэя, гласящий, что производство всегда равно потреблению, исключал возможность общего перепроизводства товарной массы. Кризис перепроизводства, согласно закону Сэя, наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен. Постулат Сэя, заключающийся в том, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, несмотря на последующую критику остается фундаментальным постулатом теории либерального направления в экономической науке и в настоящее время.

9 слайд

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист, представитель поздней классики, обобщивший основные достижения этой школы. По мнению Милля, в производстве действуют неустранимые, непреложные законы, появление которых можно сравнить с действиями законов природы. Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствии с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства. Также Милль исследовал теорию обмена. Теория производства сводится как у всех классиков к исследованию трех факторов, каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.

10 слайд

Закон возрастания труда - это закон возрастания населения, неограниченный от природы. Но развитие культуры, разнообразных потребностей, жизненного комфорта постепенно становится ограничителем роста населения. Мощными, сдерживающими рост населения факторами выступают также нищета и страх перед нищетой. Рост капитала зависит от бережливости населения. Основным стимулом здесь является высокая норма прибыли, но многое зависит и от характера человека, от традиций общества. Если традиционно склонность к сбережению и накоплению сильна (как в Англии, Голландии), то достаточно и невысокой прибыли и процента, чтобы стимулировать сбережения. Таким образом, пишет Дж. Милль, второе условие возрастания капитала поддается увеличению, не имеющему каких-либо определенных границ. Иначе обстоит дело с третьим фактором производства - землей. Ограниченность земельных площадей и плодородия земли устанавливает пределы для увеличения производства. Здесь Дж. Милль ссылается на закон убывающей отдачи от вложений капитала и труда в землю, сформулированный еще в трудах Д. Рикардо. Однако Дж. Милль видит и контртенденции, противостоящие закону убывающей отдачи от вложений в землю. Это прогресс знаний и техники, «процесс цивилизации».

11 слайд

Теория стоимости. Дж. Милль делит все товары на три группы. Товары, количество которых увеличить невозможно; стоимость этих товаров определяется их полезностью и редкостью. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала при прежних затратах на единицу товара; стоимость этих товаров определяется издержками производства. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала, но не с фиксированными, а с возрастающими затратами на единицу товара. Таковы продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности. Стоимость и цена этих товаров определяются предельными (максимальными) издержками их производства.

12 слайд

Социалисты-утописты Социализм представлен трудами Томаса Мора, Робера Оуэна, Клода Анри де Рувруа Сен-Сисмонди, Франсуа Мари Шарля Фурье. Выступали с критикой капитализма, требовали отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения, потребления и ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом. Самым знаменитым произведение Т.Мора стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве утопии». В первой части приводится критика современных Мору социальных порядков, вторая – дает систему идеального социального строя. Р. Оуэн считал, что нельзя ставить человеку в упрек его невежество и другие пороки, поскольку человек – продукт среды и его недостатки – следствие пороков существующего общества. Он был родоначальником фабричного законодательства. Он сократил рабочий день на управляемой им фабрике, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений для детей и взрослых.. Экономический кризис 1815-1817 гг. породил у него критическое отношение к капиталистическому способу производства. Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков – общин без частной собственности, духовенства и властей. Он выступал за создание коммунистического общества без революционных идей.

13 слайд

К. Сен-Симон пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон большое внимание уделял развенчанию капиталистического строя, предрекал ему неминуемую гибель, предлагал программу создания справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Он предлагал объединить наемников и работодателей (буржуазию) в единую группу промышленников. По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История развития проходит соответственно 3 фазы: теологическую – период господства религии (охватывает рабовладельческие и феодальные общества), метафизическую – период крушения теологической и феодальной системы, позитивную – будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории. Будущее должно было основываться на научной и плановой организации крупной промышленности при сохранении частной собственности. Ш. Фурье увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. По его мнению, буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно – чем раньше, тем лучше – должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшгествующей историей.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

4 закона управления Тейлора 1. Обобщение и классификация умений и навыков всех рабочих. Научное детальное изучение отдельных действий в каждом виде труда. Проведение экспериментов с целью установления законов и формул для наиболее эффективной работы "со строгими правилами для каждого движения, каждого человека и усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и рабочих условий". 2. Тщательный отбор рабочих "на основе научно установленных признаков", их обучение до "первоклассных рабочих" и "устранение всех людей, отказывающихся или неспособных усвоить наилучшие методы". 3. "Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими". Происходит, как говорит Ф.Тейлор, сближение "рабочих и науки на основании постоянной и бдительной помощи управления и выплаты ежедневных прибавок за скорую работу и точное выполнение заданий". 4. "Почти равное разделение труда и ответственности между рабочими и управлением". Администрация берет на себя те функции, "для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие". "Специальные агенты администрации в течение всего дня работают с рабочими, помогают им, устраняют помехи в работе, ободряют рабочих".

Слайд 4

Описание слайда:

Программа "достигающего рабочего" Основная цель такой программы - "поднять каждого рабочего до высшего уровня... , заставляя его использовать лучшие свои способности, пробуждая в нем самолюбие и энергию и давая ему плату, достаточную, чтобы жить лучше". Программа "достигающего рабочего" Ф.Тейлора заключает в себе следующие принципы: 1. поручение рабочему задания такой степени сложности, которая доступна его умениям и физическому сложению; 2. поощрение его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной "первоклассному представителю его разряда"; 3. каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, "следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30% до 100%, по сравнению со середняком класса". В умении превратить людей "слабых и нерадивых" в "первоклассных рабочих" и заключается сущность искусства управления.

Слайд 5

Описание слайда:

Образец - школьный класс Рабочие, занятые определенным видом работы, составляют у Ф.Тейлора некоторый "класс" по типу школьного. В нем выделяются хорошие, средние и плохие ученики в зависимости от достигнутых успехов. Тейлор неоднократно сравнивает рабочих со "взрослыми детьми", которые нуждаются в задавании уроков, контроле за их выполнением, наставлении, понукании и помощи. Обучение правильным методам осуществляется с помощью письменных и устных инструкций, практических указаний на рабочем месте. Таким образом, успевающие переводятся в следующий "класс", а неуспевающие - увольняются.

Слайд 6

Описание слайда:

Создать гарантии только для лучших Высокие нормы выработки, которые назначал Тейлор, жесткий режим труда, стандартизация движений рабочего и инструментов, четкая координация и субординация - все это ставило человека в весьма суровые условия. Далеко не все выдерживали высокие темпы. Но Ф.Тейлор не "равнялся на слабых": они должны были отсеиваться до того, как им дадут задание, а не после плохих результатов работы. Таким образом гарантируется защита занятости, а не должности.

Слайд 7

Описание слайда:

Работа должна бросать вызов Откуда родился новый подход к управлению персоналом? Ф.Тейлор предложил: 1. разбить всех работников по типам или "классам"; 2. каждому типу работников дать задание по силам, но не настолько слабое, чтобы его выполняли не перенапрягаясь. Задание должно даваться на вырост, а работа должна "бросать вызов", вынуждать каждый раз прыгать выше своей головы, чтобы была возможность расти и повышать мастерство; 3. отобранным в каждом "классе" передовикам показать самые экономные и рациональные методы работы. Ф.Тейлор предложил все лишние движения сократить, оставить только самые необходимые, по кратчайшему пути ведущие к максимальному успеху.

Слайд 8

Описание слайда:

Программа "достигающего руководителя" Программа "достигающего рабочего" у Ф.Тейлора дополняется программой "достигающего руководителя". Она охватывает широкий круг вопросов подготовки персонала, личных и деловых качеств, методов и стиля работы руководителя. По Ф.Тейлору, легче подобрать и обучить несколько человек, каждый из которых, обладая одной-двумя способностями, выполнял бы одну-две функции, чем найти или обучить одного человека, обладающего всеми качествами и выполняющего широкие обязанности.

Слайд 9

Описание слайда:

Мотивация, оценка и продвижение Хотя Ф.Тейлор не считал экономическое вознаграждение единственно возможной и универсальной формой мотивации, но придавал ему первостепенное значение. По его замыслу, такая система оплаты призвана обеспечивать "то, чего они больше всего хотели": 1. средства к существованию и материальный достаток семьи рабочего; 2. справедливое распределение зарплаты и справедливую оценку труда, поскольку передовик получал гораздо больше, чем отстающий; 3. чувство полного удовлетворения, которое возникало при соблюдении первых двух условий. Тейлор пришел к выводу, что одинаково вредно как переплачивать, так и недоплачивать. Деньги должны быть заработаны, а не получены; только в этом случае они имеют реальную ценность в глазах человека. Вся тонкость нормирования труда и состоит в нахождении этой меры затраченного и оплаченного труда. Среди мотивирующих факторов Ф.Тейлора следует отметить продвижение по службе.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Классическая (административная) школа управления (гг.) Самарина Н. Мальцева В. Кузнецов Д. Оллаков А. Папоян А.


Основатели школы А. Файоль А. Файоль Л. Урвик Л. Урвик Д. Муни Д. Муни А. Слоун А. Слоун А.Гинсбург А.Гинсбург А.Гастев А.Гастев С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. А. Файоль


Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, почти всю свою сознательную жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».


Главная цель школы Главной целью данной школы была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.


Файоль рассматривал организацию как единый организм, для которого характерно наличие 6 видов деятельности: 1. Технологическая\техническая деятельность; 2. Коммерческая (закупка, продажа, обмен); 3. Финансовая (поиск капитала и его эффективное использование); 4. Бухгалтерская деятельность (инвентаризация и учет имущества, сырья, материалов); 5. Защитная функция (защита собственности и личности); 6. Административная (воздействие на личный состав).


Файоль выделил 14 принципов управления: 1. Разделение труда, которое повышает квалификацию и уровень выполнения работ. 2. Полномочия и ответственность.Где даются полномочия - там возникает ответственность. 3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим.


7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. 9. Скалярная цепь или цепь взаимодействия заключается в четком построении цепей следования команд от руководства к подчиненным. 10. Порядок – все должны знать свое место в организации. 11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала и постоянство состава персонала. 13. Инициатива, т.е. поощрение сотрудников при разработке ими новых идей. 14. Корпоративный дух заключается в формировании корпоративной культуры с ее нормами, правилами, философией.


Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров: · дополняйте свои технические знания умением управлять; · получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями; · контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний; · не злоупотребляйте доверием начальника; · старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики; · постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.


Положительные черты школы: Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Разработка целостной системы управления организацией. Разработка целостной системы управления организацией. Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху. Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху.


Отрицательные черты школы: Невнимание к социальным аспектам управления. Невнимание к социальным аспектам управления. Невнимание к человеческому фактору на предприятии. Невнимание к человеческому фактору на предприятии. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.


Особенности классической школы управления: Рациональное управление предприятием «сверху» Рациональное управление предприятием «сверху» Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные Рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. Изложение основных принципов управления: разделение труда, власть и отвественность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, инициатива, корпоративный дух, справедливость и т.д. Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности Формулировка систематизированной теории управления всей организации, выделяя управление как особый вид деятельности Разработка вопросов общего управления Разработка вопросов общего управления



Слайд 2

2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. 2.4.1. Методологические принципы и основные положения теории К.Маркса. 2.4.2. Теории Т.Мальтуса. 2.4.4. Историческая школа в Германии – как альтернатива классики.

Слайд 3

К.Маркс (1818-1883) К.Маркс Юрист по образованию, журналист и профессиональный революционер «Марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам» П.Самуэльсон

Слайд 4

Исторические условия возникновения марксизма Победа капитализма в Европе (40-е гг. XIX в.) Стихийные рабочие бунты Изменение классовой структуры общества Основные классы: буржуазия пролетариат 1831 г. - восстание лионских ткачей во Франции, 30-40-е гг. - чартистское движение в Англии, 1840 г. - восстание силезских ткачей в Германии.

Слайд 5

Три источника марксизма

Утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) Классическая буржуазная политическая экономия (Смит и Рикардо) Немецкая философия (Гегель и Фейербах)

Слайд 6

Диалектический материализм Предмет и метод марксизма Предмет Метод Анализсферыпроизводства, производственных отношений Выявление закона движения и гибели капитализма. Исследование отношений между людьми и определяющие их отношения собственности.

Слайд 7

«Наброски к критике политической экономии» (1843) «Святое семейство, или Критика критической критики» (1844) «Нищета философии» (1847) Основные работы К.Маркса и Ф.Энгельса «К критике политической экономии» (1859) «Капитал» (1867-1905) «Критика Готской программы» (1875)

Слайд 8

Анализ процесса производства капитала Предмет «Самое лучшее в моей книге: двойственный характер труда, исследование прибавочной стоимости независимо от ее особых форм». К.Маркс Характеристика «Капитала» I том (1867)

Слайд 9

Характеристика «Капитала» (I том)

Изложены основы трудовой теории стоимости Проанализирован процесс производства прибавочной стоимости Дана характеристика сущности и основных форм заработной платы Анализируется процесс накопления капитала Показано действие закона стоимости Проведен анализ исторического процесса развития обмена и форм стоимости Формулируется основной экономический закон капитализма, закон прибавочной стоимости. К.Маркс показал, какпоявилась «ослепительная»денежная форма, была раскрыта «тайна» денег. «Экономическая система К.Маркса отличается железной логикой, если вы признаете исходный пункт, то вы вынуждены согласиться и с концептуальными выводами». Бём-Баверк

Слайд 10

Анализ процесса обращения капитала Предмет Характеристика «Капитала» II том (1885)

Слайд 11

Характеристика «Капитала» (II том)

Анализируется воспроизводство индивидуального капитала Формулируются условия беспрепятственной реализации общественного капитала Анализируется проблема воспроизводства и обращения всего общественного капитала Развиваетсяучение об основном и оборотном капитале Показаны стадии движения капитала денежная производительная товарная Скорость оборота капитала Схемы расширенного воспроизводства - первая модель экономического роста

Слайд 12

Анализ производства и Обращения, взятых в целом Предмет Характеристика «Капитала» III том (1894) «…в воздействии разных капиталов друг на друга, в конкуренции и в обыденном сознании самих агентов производства». К.Маркс

Слайд 13

Характеристика «Капитала» (III том)

Решается проблема сочетания действия закона стоимости с получением равной нормы прибыли на капитал Дается критика «триединой формулы» Создается учение об абсолютной ренте и выясняется источник дифференциальной Исследуется распределение прибыли между группами капиталистов и формы её проявления Рассматривается понятие межотраслевой конкуренции предпринимательский доход процент рента Прибыль – порождение капитала Рента – земли Заработная плата определяется трудом

Слайд 14

Характеристика «Капитала» IV том (1905) Дается цельная картина развития буржуазной политической экономии от её зарождения до превращения в мелкобуржуазную

Слайд 15

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) Т.Мальтус Ученик А.Смита, друг Д.Рикардо Защитник интересов земледельческой аристократии Священник, профессор кафедры современной истории и политической экономии колледжа Ост-Индской компании Родился в Англии, в семье помещика 2.4.2. Теории Т.Мальтуса.

Слайд 16

Основные работы Т.Мальтуса

«Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества» (1798) «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815) «Принципы политической экономии» (1820)

Слайд 17

Теоретические положения Т.Мальтуса

Стоимость и распределение доходов Реализация Закон народонаселения Отрицал равенство спроса и предложения, указывал на способы увеличения спроса Сторонник теории издержек производства Население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными благами Производительный труд Труд в сфере материального производства

Слайд 18

Ж.Сэй Автор теорий: субъективной полезности,трех факторов производстваиреализации. Экономист и предприниматель Родился в Лионе, в семье купца 2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. Комментатор исистематизатор идей А.Смита Представитель французской буржуазии Член Петербургской Академии наук Жан Батист Сэй (1767-1832)

Слайд 19

Произведения Ж.Б.Сэя

«Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуется, распределяется и потребляется богатство » (1803) «Катехизис политической экономии» (1815) «Курс политической экономии» (6 томов) (1828-1830)

Слайд 20

2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. Послужил основойнеоклассического направления в политической экономии «Закон Сэя»: Любая продажа товара является одновременно покупкой, поэтому процесс реализации должен осуществляться бесперебойно. «Теория трех факторов»: Стоимость (полезность) создается – трудом, капиталом, землей. Выводы: Общего перепроизводства быть не может, поэтому необходимо расширять производство. Процветание одной отрасли благоприятно для процветания прочих. Выступал за свободу торговли и осуждал протекционизм. Требовал «дешевого государства» и минимального его вмешательства в экономику. Трудсоздаетзаработную плату Капиталсоздаетприбыль Землясоздаетренту

Посмотреть все слайды

1 из 11

Презентация - Административная (классическая) школа менеджмента

Текст этой презентации

Административная (классическая) школа менеджмента
Выполнили студенты 4 курса гр.Б Профиль «Дошкольное образование» Ефремова Алина Ильина Татьяна Мударисова Екатерина Васильева Евгения
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра дошкольного образования и сервиса
Чебоксары 2016

Основоположник школы
Анри Файоль – основоположник административной школы
Анри Файоль родился в пригороде Стамбула, Турция 29 июля 1841 г - скончался в ноябре 1925 г. в Париже. Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания. Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. вышла она в свет за несколько лет до публикации теории научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederick Winslow Taylor).

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием. Файоль имел большой опыт работы в высшем звене управления организацией. Поэтому его исследования были направлены на повышение эффективности деятельности всей организации. Файоль считал, что источник эффективности системы управления - это управленческие процедуры, применяемые администрацией. При этом он утверждал, что основным методом достижения эффективности является правильное применение принципов (правил) управления.

Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля
Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики. Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовывалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов. Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях: техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка); коммерческая (закупка, продажа, обмен); финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими); охранная (охрана собственности и физических лиц); учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Вклад представителей административной школы в развитие управленческой науки.
Анри Файоль – французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления. 1916 г. – работа «Общее и промышленное управление». Четырнадцать принципов по Анри Файолю: 1. Разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего). 2. Полномочия и ответственность – каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. 3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. 4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 6. Подчинённость личных интересов – интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов. 7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. 9. Скалярная цепь – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). 10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте. 11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. 12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. 13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. 14. Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье. То, что менеджменту не учили в школах и университетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Фаиолю, результатом отсутствия теории менеджмента. Файоль попытался дать определение теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы. Поскольку практика намного богаче теории, то между ними возникает несоответствие. Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

В 1908 г. в докладе на юбилейном заседании Общества добывающей промышленности Файоль выделяет главные принципы менеджмента; - централизация и децентрализация власти. Это является вопросом меры. Необходимо просто знать их оптимальное соотношение, которое более всего отвечает интересам предприятия; -сущность работника. Каждый работник осознанно или неосознанно является частью организации, вкладывает в нее свою душу; -единство руководства. Должен быть один руководитель и один план действий для достижения общей цели; - порядок. Каждому человеку свое место и каждый на своем месте; - единство персонала. В единстве сила.

Интерес представляет и оценка Файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке: - физические качества (здоровье, сила, речь); - умственные качества (способность понимать и изучать, умение оценивать, приспособление); - моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинство); - общее образование (знание вопросов, относящихся не только к выполняемым функциям); - специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и прочие знания, непосредственно относящиеся к занимаемой должности); - опыт работы (знания, полученные на базе предшествующей деятельности).

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:







2024 © strike-defence.ru.