Бюджет закупок материалов (в натуральном и стоимостном выражении). Формирование бюджета закупок и запасов Бюджет закупок и запасов


Бюджетирование и контроль затрат в организации Виткалова Алла Петровна

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат и товароматериальных ценностей по своему содержанию включает три составные части:

Бюджет (смета) основных материалов (потребность);

Бюджет запасов материалов на начало и конец бюджетного периода;

Бюджет закупок материалов.

Они взаимосвязаны между собой: смета потребности основных материалов служит основой плана закупок материалов, запасы материалов являются составной частью плана закупок, все вместе используются для обоснования производственной программы.

Чтобы составить годовой бюджет прямых материальных производственных затрат необходима следующая информация:

1) объем производства в единицах (штуках, метрах, килограммах, комплектах и т. п.);

2) количество материалов, требующихся для изготовления единицы продукции (норма расхода);

3) стоимость единицы каждого вида материалов.

С помощью этой информации определяются нормативные прямые материальные затраты на производство единицы продукции, которые, в свою очередь, устанавливают бюджетный уровень прямых материальных затрат и являются основой при разработке бюджета закупок прямых (основных) материалов.

По данным условного примера произведен расчет потребного количества основных материалов на производство мебели (таблица 7).

Таблица 7 Смета прямых затрат на материалы в 200Х г.

* Себестоимость материала включает покупную цену и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) 10 % к цене покупки.

При составлении бюджета (сметы) прямых материальных затрат исходят из неизменности норм расхода материалов и цен на них. В случае изменения этих параметров в течение бюджетного периода показатели сметы пересчитываются.

Иногда руководителям необходимо знать конкретный объем материалов с учетом возможных потерь. Включение в бюджет ожидаемых потерь сырья и материалов позволяет контролировать уровень реальных потерь, и, если он превышает бюджетный, оперативно принимать меры к недопущению перерасхода.

Бюджет использования материалов служит основой для составления бюджета закупок материалов. Для составления бюджета закупок материалов необходимо предусмотреть образование переходящих запасов материалов на конец бюджетного периода, а при составлении бюджета делать поправку на уровень начальных запасов (то есть запасов на конец текущего периода).

Производственные запасы для целей планирования потребности в материалах подразделяются на текущие, подготовительные и страховые (резервные).

Текущий запас необходим для обеспечения производства материалами на период между двумя очередными поставками (сроки и периодичность поставок оговариваются в договоре с поставщиками сырья и материалов). Он определяется при равномерных поставках как произведение среднедневного расхода материала на интервал времени между двумя очередными поставками:

Подготовительный запас создают на время разгрузки материалов, количественной и качественной приемки, подготовки к использованию. Его величина определяется условиями производства, видами материалов, организацией складского хозяйства.

С учетом запасов материалов на начало и конец планового (бюджетного) периода между объемом закупок материалов и его потребным (расходным) количеством существует балансовая зависимость:

Отсюда количество материалов, которое необходимо заготовить в бюджетном периоде:

В условном примере бюджет прямых затрат на материалы представлен в таблице 8.

При составлении бюджета закупок необходимо учесть ряд факторов, такие, как увеличение цен, скидки, условия коммерческого кредита, возможные заменители материалов, валютные курсы и т. д.

Иногда бюджеты использования и закупок материалов можно составить и в виде единого документа. Но если в производстве используются несколько видов материалов (большая номенклатура материалов) бюджет теряет свою аналитичность, снижается эффективность контрольной функции бюджетирования.

Последовательность составления бюджета прямых материальных затрат:

1. Определить наиболее важные виды сырья и материалов, необходимых для производства продукции.

3. Прогнозируемые изменения в структуре прямых материальных затрат (за счет изменения норм расхода материалов, цен на какие-либо виды сырья и материалов) необходимо скорректировать в соответствующем месяце бюджетного периода.

4. Прочие прямые затраты на материалы определить с помощью ставки в рублях на единицу продукции и планируемого объема продаж в каждом месяце бюджетного периода.

В условном примере для упрощения расчетов прочие прямые затраты на материалы не предусматриваются.

Таблица 8 Бюджет прямых затрат на материалы на 200Х год

Примечание:

* данные взятые из сметы на материалы с учетом 1 % инфляции в месяц (таблица 7).

** составляют 50 % потребности в материалах в следующем месяце.

*** равен конечному запасу в предыдущем месяце.

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Полная инвентаризация товарно-материальных ценностей В некоторых случаях для выявления возможных злоупотреблений, хищений и иных негативных проявлений необходимо провести полную инвентаризацию хранящихся на складе товарно-материальных ценностей.Следует отметить,

Из книги Бухгалтерский учет автора Шерстнева Галина Сергеевна

22. Учет товарно-материальных ценностей При формировании учетной политики в отношении ТМЦ предприятие решает два вопроса:1) по какой цене учитывать товары, сырье и материалы на складе;2) по какой цене и в каком порядке списывать ТМЦ со склада.Первый вопрос связан с тем,

Из книги Бухгалтерский учет: Шпаргалка автора Коллектив авторов

57. Инвентаризация товарно-материальных ценностей Инвентаризация ТМЦ должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

7.2. АУДИТ СОХРАННОСТИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии, как правило, начинается знакомством с работой материального отдела бухгалтерии. Предметом внимания аудитора являются: состав,

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Глава 9. Учет движения товарно-материальных ценностей, работ или услуг В рассматриваемой конфигурации реализован гибкий механизм учета движения номенклатурных позиций и расчетов с контрагентами. С помощью соответствующих документов оформляется приход

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Приход товарно-материальных ценностей (работ, услуг) Приходные операции по поступлению товарно-материальных ценностей, работ или услуг оформляются в конфигурации с помощью документа Поступление товаров и услуг. Чтобы перейти в режим работы с этими документами, нужно

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора

Оформление документа на возврат товарно-материальных ценностей Возврат полученных ранее ТМЦ поставщику – не такая уж и редкая операция. Особенно часто она встречается в организациях, ведущих активную торговую деятельность. Причины для возврата могут быть самыми

Из книги Восстановление бухгалтерского учета, или Как «реанимировать» фирму автора Уткина Светлана Анатольевна

2.3.3. Бюджет прямых затрат труда Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (производственной программой). В этом бюджете учитываются издержки

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Глава 3. Типичные ошибки по учету товарно-материальных ценностей Часто встречаются ошибки, когда оприходование и списание материалов производится с нарушением установленных требований. Так, не оформляется должным образом на соответствующих унифицированных бланках

Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

Пример 16. Нарушение порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете материальных ценностей, полученных при демонтаже и разборке в результате ликвидации выводимых из эксплуатации объектов основных средств Организация ликвидировала устаревшее основное средство, но

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Пример 21. Порядок отражения выявленных при инвентаризации товарно-материальных ценностей В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации товарно-материальных ценностей (расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета)

Из книги автора

4.2. Порядок выявления и исправления ошибок, выявленных при отражении операций по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и готовой продукции Очень часто встречаются ошибки, когда оприходование и списание материалов производится с нарушением установленных

Из книги автора

9.2. Классификация материальных запасов Запасы присутствуют на всем протяжении логистической цепи от источника возникновения материального потока до потребления, утилизации или уничтожения его составляющих. Материальные запасы классифицируют по месту нахождения, по

Из книги автора

Менеджмент товарно-материальных запасов Цель создания запасовВо всех производящих товары системах и в большинстве сервисных операционных систем имеются товарно-материальные запасы. Цель их создания – образование своего рода буфера между последовательными потоками

«Альбом бюджетных форм малого предприятия».

Порядок составления Бюджета закупок и запасов:
1. Определение нормативных значений запасов закупаемых товаров на конец месяца в натуральных величинах по месяцам
2. Определение стоимости запасов по всем месяцам.

На рисунке 8.4. представлена блок-схема процесса формирования бюджета закупок и запасов.

Рисунок 8.4. Процесс формирования бюджета закупок и запасов

Составление бюджета закупок и запасов начинается со сбора необходимых данных. К таковым относятся:

  • Объёмы продаж (ед.)
  • Закупочные цены на период
  • Ставки НДС
  • Нормы запасов товаров и материалов (%)
  • План расхода материалов (ед.)
  • Процент оплаты поставки текущего периода в этом же периоде
  • Стоимость поставки за период
  • Оплата поставок предыдущего периода (%)
  • Задолженность к погашению в текущем периоде (%)
Необходимо разбить формат Бюджета закупок и запасов на разделы: товары для перепродажи и материалы. Также составляется график оплаты по закупкам.

Раздел товары для перепродажи

1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых товаров (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого товара. Далее определяется суммарная величина стоимости всех товаров. Итоговая стоимость закупаемых товаров отражается в графе «Итого стоимость закупаемых товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости товаров, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на конец периода. По каждому товару устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас товаров на конец периода в стоимостном выражении по каждому товару. Суммарная величина целевого запаса товаров на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас товаров на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов товаров на начало периода. Запас товаров на начало периода равен запасу товаров на конец предыдущего периода. По каждому товару определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех товаров на начало периода отражается в графе «Итого запас товаров на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов товаров на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку товаров. Определяется итоговая величина затрат на покупку товаров по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку товаров». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

Раздел Материалы

1 Шаг. Расчёт стоимости закупаемых материалов (без учёта запасов). Раздельно определяется стоимость каждого материала. Далее определяется суммарная величина стоимости всех материалов. Итоговая стоимость закупаемых материалов отражается в графе «Итого стоимость закупаемых материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости материалов, а также в их суммарном значении.

2 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на конец периода. По каждому материалу устанавливается целевой норматив запасов на конец периода в натуральном выражении, определяемый как процент от объёма продаж (ед.). Далее определяется целевой запас материалов на конец периода в стоимостном выражении по каждому материалу. Суммарная величина целевого запаса материалов на конец периода в стоимостном выражении отражается в графе «Итого целевой запас материалов на конец периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на конец периода, а также в их суммарном значении.

3 Шаг. Расчёт стоимости целевых запасов материалов на начало периода. Запас материалов на начало периода равен запасу материалов на конец предыдущего периода. По каждому материалу определяется запас на начало периода в стоимостном выражении. Далее итоговая стоимость запасов всех материалов на начало периода отражается в графе «Итого запас материалов на начало периода». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС» в каждой стоимости целевых запасов материалов на начало периода, а также в их суммарном значении.

4 Шаг. Расчёт суммы затрат на покупку материалов. Определяется итоговая величина затрат на покупку материалов по периодам. Данная сумма отражается в графе «Итого сумма затрат на покупку материалов». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

Составив разделы Товары для перепродажи и Материалы, определяется итоговая сумма затрат на закупки за период. Данная величина отражается в графе «Итого сумма затрат на закупки». Величина НДС выделяется отдельной строкой в графе «в том числе НДС».

График оплаты по закупкам

1 Шаг. Расчёт суммы кредиторской задолженности к погашению на начало периода. Определяется сумма кредиторской задолженности на начало периода по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина кредиторской задолженности на начало периода по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма кредиторской задолженности к погашению на начало периода по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина кредиторской задолженности на начало периода по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма кредиторской задолженности на начало периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого сумма кредиторской задолженности к погашению на начало периода».

2 Шаг. Определение суммы оплаты по поставкам текущего периода. Определяется сумма оплаты по поставкам по каждому приобретенному товару, а также суммарная величина оплаты по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма оплаты по поставкам по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина оплаты по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма оплаты по поставкам текущего периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого оплата по поставкам текущего периода по приобретённым товарам и материалам».

3 Шаг. Определение суммы задолженности к погашению в текущем периоде по приобретённым товарам и материалам (распределение оплаты задолженности прошлого года по периодам текущего года). Определяется сумма задолженности к погашению в текущем периоде по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина задолженности по всем приобретённым товарам. Далее определяется сумма задолженности к погашению в текущем периоде по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина задолженности по всем приобретённым материалам.

4 Шаг. Расчёт остатка кредиторской задолженности на конец периода. Определяется остаток кредиторской задолженность на конец периода по каждому приобретённому товару, а также суммарная величина остатка кредиторской задолженности на конец периода по всем приобретённым товарам. Далее определяется остаток кредиторской задолженности на конец периода по каждому приобретённому материалу, а также суммарная величина остатка кредиторской задолженности на конец периода по всем приобретённым материалам. Итоговая сумма остатка кредиторской задолженности на конец периода по приобретённым товарам и материалам отражается в графе «Итого остаток кредиторской задолженности на конец периода».

Итоговая фактическая сумма выплат текущего периода по закупкам отражается в графе «Итого выплаты».

В процессе подготовки бюджета планы продаж и производства трансформируются в показатели доходов и расходов подразделений. Чтобы каждый из отделов смог реализовать намеченные цели, нужно закупить материалы, уложившись в план затрат. Для этой цели формируется бюджет закупок.

Модель организации закупок №1

Первым делом следует определить цель создания отдела закупок. Исходя из специфики товара и количества поставщиков формирует отдел из 2-5 человек (на одного менеджера максимум 7 поставщиков). Каждый из них отвечает за сроки поставок, состояние запасов, оплаты, выполнение договоров. Работа отдела не может осуществляться только по заданию руководителя. Подразделение создается для реализации плана продаж, который составляется на месяц, квартал и год. За его выполнение плана предусмотрена премия:

  • основной доход: 40% для менеджера, 60% - для руководителя;
  • бонусы: 50% - для менеджера, 30% - для руководителя;
  • премия - 10%.

Бонусы менеджерам начисляются по показателям труда:

  • поставка в срок;
  • объем неликвидного товара;
  • средняя оборачиваемость запаса.

Для премирования можно использовать и качественные показатели, например, коэффициент сервиса, то есть количество товаров в заявке, которая может быть удовлетворена сразу.

Модель организации закупок №2

Данная схема отличается от предыдущей тем, что на основе плана продаж руководитель отдела рассчитывает бюджет закупок. То есть создается отдельный центр финансового контроля внутри подразделения. Осуществляется более эффективный отбор менеджеров, так как учитываются расходы на логистику и условия поставки. Все сотрудники заинтересованы в выполнении плана закупок, а значит, и развитии фирмы. В свою очередь, руководство сможет сократить схему с откатами к минимуму.

На построение первой модели работы потребуется 1,5-2 месяца. Задача директора сводится к подбору персонала с опытом работы. Во втором случае на построение отдела потребуется 6-18 месяцев. Основная проблема заключается в психологической работе. Директору нужно превратить сотрудников в отдельных бизнесменов. Не каждый может справиться с такой ролью.

Оперативное планирования

Оперативный бюджет отражает плановые операции на год для сегмента или конкретной функции предприятия. Он разрабатывается во всех центрах ответственности, а затем объединяется в один консолидированный бюджет. Составление документа можно рассматривать как бухгалтерский и управленческий процесс. Разница заключается в том, что отчет отражает деятельность предприятия в будущем, а не фиксацию предыдущих событий. Он состоит из бюджетов закупок, продаж, административных, производственных расходов. Рассмотрим каждый из этих элементов.

Продажи

Объем продаж и его структура определяют характер деятельности предприятия. Поэтому одним из первых составляется план продаж. При его подготовке нужно учитывать не только продажи за предыдущие периоды, но и анализировать факторы, которые могут на них повлиять (сезонность, акции и т.д.).

Бюджет продаж составляется с учетом уровня спроса, географии сбыта, покупателей. Он включает в себя плановый уровень выручки, который можно отразить в бюджете денежных средств. Но расчет этого показателя вызывает трудности, так как действиями клиентов предприятие управлять не может. Плановая сумма расходов рассчитывается исходя из деятельности организации. Ее проще всего посчитать. Продажи, как бизнес-процесс имеют большое значение. Для организаций, которые занимаются сбытом продукции, погрешность в расчетах задает именно план продаж. Если он составлен некорректно, то это повлияет на все остальные сферы деятельности.

Производство и запасы

План выпуска продукции составляется исходя из объема продаж. Он учитывает также производственные мощности, изменение величины запасов и бюджет закупок. Расчет осуществляется по такой формуле:

Выпуск продукции = запас на конец периода + объем продаж - запас на начало периода.

Объем производства рассчитывается исходя из особенностей изготовления продукции.

Общепроизводственные расходы - это те, которые связаны с изготовлением продукции. При этом отдельной строкой учитываются затраты на оплату труда двумя частями: фиксированная и сдельная (премии сотрудников, исходя из выполнения плана производства).

Бюджет коммерческих, административных затрат

Коммерческие расходы - это все затраты, связанные со сбытом, продвижением товаров. Их объем зависит от решений в сфере менеджмента. Решение об изменении площади помещений повлияет на затраты, связанные с хранением товаров. Сумму переменных расходов формирует комиссионное вознаграждение, затратами на упаковку, обработку, транспортировку. Все остальные постоянные расходы относятся к административным.

Бюджет закупок

План закупок по видам товаров или по поставщикам показывает, сколько продукции должно приобрести предприятие у внешних и внутренних поставщиков. Формирование бюджета закупок осуществляется исходя из плана продаж, уровня запасов, загруженности производства, сроков и порядка погашения кредиторской задолженности.

Закупки = плановый объем использования + уровень запасов на конец периода - запасы на начало периода.

Запасы на производство

Потребность в постоянных производственных материалах определяется расходами на ремонт оборудования, планом строительства и подготовки новых изделий. Часто экономисты совершают ошибку, игнорируя эти расходы при составлении бюджета.

Плановая сумма расходов зависит от вида ресурсов и способов их потребления. Бюджет формируется исходя из норм расхода ресурсов на производстве, в хозяйственных центрах и потребности в основных средствах. Первая статья рассчитывается путем умножения планового объема производства на нормы. Эта потребность корректируется на складские остатки и нормативы запасов. Так формируется бюджет закупок в натуральном выражении. Чтобы привести его в стоимостное выражение, нужно умножить на плановую цену.

Пример

Металлургический завод планирует изготовить 3000 т продукции в следующем году. Для этого потребуется медь и кислота олеиновая. Норма расхода на 1 т: меди - 0,06 кг, кислоты - 0,0058 л. Остаток меди на начало года - 100 кг, а на конец - 50 кг. Цена на сырье составляет 4 500 руб. /т. меди и 10 000 руб. / литр кислоты.

Потребность на год:

  • 3000 * 0,006 = 180 кг меди
  • 3000 * 0,0058 = 17,4 литра кислоты

Плановый объем закупки:

  • (180 кг / (100 - 50)) * 4500 = 1 035 000 руб. - на медь.
  • (17,4 * 10 000) = 174 000 руб. - на кислоту.

Запасы на АДХ

Планирование бюджета закупок в административно-хозяйственной деятельности (АХД) осуществляется иначе. Номенклатура товара очень широкая (от канцелярских принадлежностей до материалов для ремонта офиса), а нормы расхода отсутствуют. Определить потребность в запасах можно тремя способами:

  • Использовать заявки структурных подразделений. Служба снабжения собирает заявки, обрабатывает, оценивает остатки, актуализирует цены и рассчитывает бюджет.
  • Установить нормативы запасов по самым популярным товарам, например, канцелярским принадлежностям, моющим средствам. Бюджет рассчитывать исходя из имеющихся запасов.
  • Установить лимит закупок запасов для АХД в процентах от стоимости основных материалов.

Особое внимание следует уделить составлению складских запасов на предмет выявления сверхнормативных ресурсов. При формировании бюджета закупок такие материалы следует корректировать в сторону уменьшения. Особенно в том случае, если поставка не осуществляется с ограничениями.

Функции бюджета закупок

  • Бюджет — это инструмент планирования, который указывает пути использования ресурсов с учетом возможностей. Это также средство контроля и оценки результатов деятельности путем сравнения плановых и фактических показателей.
  • По структуре и степени выполнения бюджета закупок можно оценить работу менеджеров. Организации используют их для оценки работы управляющих подразделений.
  • Бюджет отдела закупок может выполнять мотивационную функцию, если содержит у цели деятельности. Например, отдел получил задание закупить сырье на полмиллиона рублей на условиях постоплаты. Если цель будет достигнута, то руководителю и его замам будет начислена премия, которая увеличит расходную часть бюджета в следующем периоде.
  • Сотрудник должен понимать, какие задачи перед ним ставятся. Если цели развития организации держатся в секрете, то они не будут достигнуты. В этом смысле бюджет формирует коммуникационную среду в коллективе, а также между сотрудниками и подчиненными.

Работа с тендерами

С целью формирования бюджета закупок материалов можно проводить тендеры - находить самых лучших поставщиков товаров определенной категории. По данным нормативных документов разрабатывается стратегия распределения материалов по группам, качественным показателям и классифицируются контрагенты. Формируется тендерный лист с предложениями поставщиков. По заданным критериям оценки автоматически определяется "победитель". Далее ведется работа по заключению договора и формированию бюджета закупок.

Варианты закупок:

  • Одной партией. Упрощается процесс подготовки документов, но организации потребуются большие складские помещения для хранения запасов. Увеличивается риск потерь вызванный порчей продукции.
  • Мелкими партиями. Быстрая оборачиваемость капитала и уменьшение площадей для хранения товара.
  • По мере необходимости. Товар поставляется по счетам (без заключения договора) мелкими партиями на условиях полной предоплаты.

Контролирование закупок

С целью осуществления контроля за выполнением бюджета, закупки могут рассчитываться по центрам финансовой ответственности. При этом планирование осуществляется на двух уровнях:

  • Перспективное управление - формирование потребности в материалах на год с разбивкой по кварталам/месяцам. После формирования годового плана осуществляется выбор поставщиков и заключение длительных контрактов.
  • Календарное управление - формирование месячных и декадных/недельных планов по закупке с целью бесперебойного снабжения предприятия конкретным сырьем. Это детализация годового плана.

  • Расчет потребности материалов на производство с учетом текущих остатков, ожидаемых поступлений и страховых запасов.
  • Потребность корректируется по заказам, изделиям и разрешенным заменам.
  • В случае изменения планов производства корректируется бюджет закупок.
  • Формируется график доставки сырья и план платежей поставщикам.
  • При невозможности выполнить поставку выполняется возврат на шаг назад и выбор нового поставщика. Если нет возможности поменять поставщика, инициируется изменение заготовки или марки материала.

Вот как составить бюджет закупок.

Бюджет закупок материалов является важным инструментом коммерческого бюджетирования, так как с его помощью формируют не только план приобретения материальных ресурсов, но и технологию списания их стоимости на издержки производства.

Бюджет закупок материалов составляют в четыре этапа:

  • 1) рассчитывают плановую потребность в материальных ресурсах;
  • 2) определяют целевое значение запасов каждого вида;
  • 3) на базе данных, полученных на первых двух этапах, и инвентаризационной ведомости на начало планируемого периода устанавливают обмен закупок в бюджетном периоде;
  • 4) составляют план-график расчетов с поставщиками.

Потребность в материалах в каждом периоде можно установить как:

Объем закупок материалов = Расход материалов в периоде +Запасы в конец планового периода - Конечный запас предыдущего периода(2.2)

Таблица 2.5 Бюджет закупок материалов в первом полугодии предстоящего года

Показатели

Отчет за декабрь

Прогноз на I полугодие по месяцам

Итогоза 6 меся цев

Закупки материалов в натуральном выражении

1. Потребность в материалах для выпуска продукции, м (из бюджета запаса материалов)

1.1. Ткань с полиэстером

1.2. Ткань с вискозой

1.3. Ткань с эластаном

1.4. Подкладочная ткань

2. Запас материалов на конец периода, м

2.1. Ткань с полиэстером

2.2. Ткань с вискозой

2.3. Ткань с эластаном

2.4. Подкладочная ткань

3. Запас материалов на начало периода, м (конечный запас предыдущего периода)

3.1. Ткань с полиэстером

3.2. Ткань с вискозой

3.3. Ткань с эластаном

3.4. Подкладочная ткань

4. Объем закупок материалов, м

4.1. Ткань с полиэстером

4.2. Ткань с вискозой

4.3. Ткань с эластаном

4.4. Подкладочная ткань

Закупки материалов в денежном выражении, тыс. руб.

5. Прямые затраты на материалы, тыс. руб.

5.1. Ткань с полиэстером

5.2. Ткань с вискозой

5.3. Ткань с эластаном

5.4. Подкладочная ткань

6. Запас материалов на конец периода, тыс. руб.

6.1. Ткань с полиэстером

6.2. Ткань с вискозой

6.3. Ткань с эластаном

6.4. Подкладочная ткань

7. Запас материалов на начало периода, тыс. руб. (конечный запас предыдущего периода)

7.1. Ткань с полиэстером

7.2. Ткань с вискозой

7.3. Ткань с эластаном

7.4. Подкладочная ткань

Сумма затрат на покупку материалов (5.5 + 6.5 - 7.5)

Бюджет закупок содержит информацию о финансово-экономических показателях, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Снабжение". В зависимости от сложности организации данного бизнес-процесса выбирается и структура бюджета закупок.

Это может быть один бюджет, а может быть и целый набор бюджетов. Если в компании практически всеми закупками занимаются в одном подразделении, то бюджет закупок может быть и один. Если в бизнес-процессе "Закупки" участвует несколько подразделений, то можно разделить его на несколько бюджетов, что ускорит подготовку и согласования бюджета закупок, т.к. составляющие этого бюджета можно будет подготавливать и согласовывать параллельно.

Также может быть использована и такая логика. В независимости от организационного распределения бизнес-процесса "Закупки" между подразделениями можно в обязательном порядке выделять бюджет закупок сырья и материалов (для производственной компании) и бюджет закупок товаров (для торговой компании и производственной компании, занимающейся реализацией коммерческой продукции).

Пример возможной структуры бюджета закупок представлен на рисунке 1 . Такое внимание к закупкам объясняется вполне просто. Как правило, в большинстве компаний в области закупок есть большой резерв повышения эффективности за счет оптимизации затрат на закупку. За счет налаживания работы по бизнес-процессу "Снабжение" можно более четко контролировать основные два параметра, а именно объемы закупок и цены, причем делать это по всем направлениям закупок (от сырья и материалов до закупок для обеспечения работы офиса).

Рис.1. Пример структуры бюджета закупок/снабжения

Кроме оптимизации затрат на закупку естественно большие резервы могут быть в том, чтобы усилить контроль по бизнес-процессу "Снабжение". Всем известно, что на этом участке сотрудникам компании легче всего организовать себе "дополнительную мотивацию" и тем самым резко снизить финансовые результаты компании. Поэтому усиление контроля закупок позволит значительно уменьшить такие случаи.

Бюджет закупок сырья и материалов содержит часть информации о финансово-экономических показателях, характеризующих бизнес-процесс "Снабжение", а именно ту ее часть, которая относится к закупкам сырья и материалов для производства продукции. Бюджет закупок сырья и материалов позволяет контролировать, как правило, самую существенную часть затрат на производственном предприятии. Данный бюджет позволяет управлять как объемной частью закупок так и ценовым фактором.

В бюджете закупок сырья и материалов могут содержаться следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Снабжение" в части закупок сырья и материалов:

  • объем закупок;
  • средняя цена;
  • общая сумма затрат на закупку сырья и материалов;
  • удельный вес договоров на предоплате в общем объеме закупок;
  • оборачиваемость сырья и материалов;
  • оборачиваемость дебиторской задолженности;
  • оборачиваемость кредиторской задолженности;
  • запасы сырья и материалов;
  • исполнение бюджета закупок в натуральных показателях;
  • исполнение бюджета закупок по сумме (ценовой фактор);
  • количество часов простоев (срывов графиков пр-ва) из-за отсутствия сырья и материалов;
  • количество преждевременных поставок/поставок с опозданием;
  • выплаты денежных средств.

    Бюджет закупок сырья и материалов должен всегда требовать очень пристального внимания. Очень часто в себестоимости продукции затраты на сырье и материалы занимают основную часть (до 80%). Естественно, что уменьшение затраты на сырье и материалы хотя бы на 1% может дать существенный вклад в увеличение прибыли компании. И наоборот увеличение этой статьи затрат на 1% существенно снижает финансовые результаты компании.

    В ситуации, когда есть большое количество поставщиков с разными условиями поставок, сотрудникам отдела снабжения может быть очень легко обосновать ту цену, по которой они закупили сырье и материалы. Таким образом, возникает ситуация когда очень велик соблазн у отдела снабжения получить дополнительную внешнюю мотивацию своего труда от поставщиков.

    К тому же отсутствие управленческого учета на предприятиях часто способствует тому, что, как говориться, "поймать за руку" в такой ситуации очень сложно. К сожалению, абсолютно верного рецепта, который мог бы в такой ситуации помочь не существует. Нужно пытаться пробовать использовать все известные методы.

    Возможно, даже если использовать их все сразу, все равно 100% гарантии завышения цен получить будет не возможно, но, тем не менее, в какой-то степени ситуацию можно будет исправить. В первую очередь нужно начать вести учет цен на сырье и материалы. Если количество закупаемых позиций очень большое, то нужно воспользоваться известным принципом и в первую очередь сосредоточить внимание на тех позициях, которые имеют наибольшую долю в общем объеме закупок. При этом нужно будет следовать такому правилу.

    При рассмотрении плана закупок, который обязательно должен содержать и закупочные цены, любое увеличение цены обязательно должно вызывать подозрения в финансовой дирекции. Отдел снабжения должен дать достаточно развернутое объяснение тому, почему они заложили рост цен. После того как бюджеты будут утверждены необходимо ихотслеживать и при подаче заявок на финансирование закупок. Цены могут вдруг почему-то вырасти и на этом этапе.

    Примечание : подробнее об использовании бюджета закупок/снабжения в управлении компанией можно узнать в Части I "Бюджетирование как инструмент управления" семинара-практикума Александр Карпов .

    Регламент бюджетирования закупок/снабжения

    Как известно, через четкий контроль бюджетов закупок можно довольно таки эффективно управлять существенной частью затрат компании. Понятно, что нужно контролировать два основных параметра бюджета закупок. Это объемы и цены. Для контроля объемов нужно использовать систему нормативов и ограничений. Если в компании нет такой системы нормативов и ограничений контролировать бюджет закупок будет сложно, а значит компания может нести совершенно ненужные расходы, но повлиять на эту ситуацию она не сможет.

    Да к тому же еще нужно будет понять, что расходы завышены и определить каким образом их можно снизить. Еще более сложной задачей является контроль цен. Здесь уже нет такого общего рецепта как в случае с контролем объемов, поэтому компании пробуют различные варианты на практике и останавливаются на том варианте, который лучше подходит для их условий. Некоторые компании не останавливаются только на каком-то одном варианте, а используют несколько и постоянно ищут все новые и новые способы, чтобы в компании не было "привыкания" к тем методам, которые используются в настоящее время.

    Нужно обратить внимание на один важный момент при формировании регламента бюджетирования закупок и его увязки с системой ответственности. Во всех компаниях, конечно же, ответственность за выполнение функций снабжения может быть распределена по разному. В небольших компаниях всеми закупками может заниматься одно подразделение или даже один человек.

    В средних и крупных компания чаще всего закупками сырья и материалов (или товаров, если речь идет о торговой компании) занимается отдел снабжения. Что касается закупок материалов для вспомогательного производства, то этим могут заниматься службы главного инженера. Закупками материалов для обслуживания транспорта могут заниматься в транспортном отделе. Закупками оргтехники информационный отдел и т.д. Таким образом, в закупках могут принимать участие несколько подразделений. Соответственно при формировании бюджетов закупок и бюджетов ЦФО этот факт нужно обязательно учесть и регламент бюджетирования выстраивать с учетом этого момента, поскольку все кто занимается закупками оказывают существенное влияние на финансово-экономическое состояние компании.

    Чаще всего функции закупки сырья и материалов возложены на отдел материально-технического снабжения, поэтому, как правило, бюджет закупок сырья и материалов составляется в данном подразделении. Но на практике могут встречаться различные ситуации. Например, на предприятии, работающем на рынке ветпреппаратов, ситуация в части закупок сырья и материала была следующая.

    Поскольку продукция была настолько, так сказать, интеллектуалоемкой, то соответственно и закупка сырья также требовала высокой квалификации. Поэтому выбором сырья и поставщиков занимались заведующие лабораториями, а ОМТС в этой части фактически выполнял технические функции по обеспечению поставок сырья от тех поставщиков, которых выбирали завлабы.

    Если говорить о не исполнении регламента бюджетирования и в частности о задержках, то бюджеты закупок чаще всего задерживаются дольше, чем другие бюджеты. Это связано с тем, что они в цепочке продажи-производство-снабжение стоят на последнем месте.

    При определении ответственности за составление бюджета закупок сырья и материалов обязательно возникает вопрос о том как должны быть распределены эти функции между отделом снабжения и ПЭО. Здесь же возникает вопрос о том, а должен ли быть экономист в отделе снабжения или он должен быть в ПЭО. Очевидно, что крайности явно будут неэффективны.

    Когда бюджет закупок сырья и материалов составляется без участия отдела снабжения, то это, во-первых, противоречит принципу децентрализации планирования, а во-вторых, все-таки реальную работу с поставщиками ведут именно менеджеры по закупкам, поэтому они лучше знают эти рынки, чем специалисты ПЭО.

    Когда бюджет закупок сырья и материалов составляется без участия ПЭО, то это, во-первых, увеличит вероятность несогласованности его с бюджетом производства. Коммуникации между специалистами одного отдела гораздо более отлажены, чем между специалистами разных отделов, а поскольку если в ПЭО формируется бюджет производства, то специалист ПЭО, занимающийся подготовкой бюджета закупок сырья и материалов,будет иметь возможность в любой момент уточнить какие-то моменты со своим коллегой по работе.

    Еще одним важным моментом, который нужно учитывать при формировании регламента бюджетирования закупок сырья и материалов, является точность подготовленного бюджета производства. Понятно, что графики закупок сырья и материалов строятся на основе графиков производства, то есть нужно знать какое сырье и материалы, в каких объемах и в какие сроки понадобиться производственной дирекции для выполнения бюджета производства.

    К сожалению, часто бывает так, что производственная дирекция реального участия в процессе бюджетирования не принимает. Директор по производству может формально подписывать производственные планы, но при этом он даже и не думает им следовать. Производственное планирование будет работать как и раньше по ситуации. Но такое ситуационное управление может приводить к серьезным проблемам компании. Эти проблемы в основном связаны с тем, что либо нужного сырья не окажется на складе либо наоборот склад будет завален сырьем, в котором сейчас нет потребности в таких объемах.

    Пример регламента бюджетирования закупок сырья и материалов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования закупок сырья и материалов на фазе планирования (см. Рис. 2 ):
  • планирование остатков сырья и материалов на начало планового периода;
  • планирование остатков сырья и материалов на конец планового периода;
  • планирование объемов закупок сырья и материалов;
  • формирование бюджета закупок сырья и материалов;
  • согласование и корректировка бюджета закупок сырья и материалов;
  • предварительное утверждение бюджета закупок сырья и материалов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования закупок сырья и материалов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования закупок сырья и материалов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 3 ):

  • подготовка фактической информации о закупках сырья и материалов;
  • составление фактического бюджета закупок сырья и материалов;
  • анализ исполнения бюджета закупок сырья и материалов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета закупок сырья и материалов.

    Рис.3. Пример регламента бюджетирования производства (на фазе учета, контроля и анализа)

    Примечание : подробнее о регламенте бюджетирования закупок/снабжения можно узнать в Части II "Регламент системы бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи - Александр Карпов .

    Модель бюджета закупок/снабжения

    Как уже было отмечено выше бюджет закупок на самом деле может состоять из нескольких бюджетов (см. Рис. 1 ). Такое разделение объясняется двумя причинами. Во-первых, за выделенные закупки могут отвечать разные подразделения (хотя этим может заниматься и одно подразделение), причем их может быть много, что приведет к усложнению регламента подготовки бюджета закупок.

    Если он не будет подготовлен вовремя, то виновного, как правило, не найдешь. Либо для этого придется прописывать достаточно сложный регламент бюджетирования закупок (см. Книгу 2 "Регламент системы бюджетирования"). Во-вторых, такое разделение позволит построить более точную финансовую модель бюджетирования, которая поможет получать более качественные бюджеты, а значит, можно будет увеличить степень управляемости финансово-экономическим состоянием компании.

    Нужно отметить, что в некоторых компаниях бюджеты закупок дифференцируются не только по различным функциональным направлениям, но также разбиваются еще и на текущие и инвестиционные. Речь идет о том, что в компании может составляться отдельный бюджет закупок основных средств, на основе которого формируется бюджет основных средств. Последний может использоваться для расчета амортизации и налога на имущество.

    При разработке модели закупок опять-таки нужно учитывать сложность самого бизнес-процесса "Снабжение". Ведь одной из основных целей разработки модели является получение механизма управления объектом бюджетирования через систему финансово-экономических показателей на основе соответствующих бюджетов. Таким образом, создавая модель бюджетирования закупок, желательно иметь описание бизнес-процесса "Снабжение".

    Понятно, что для производственной компании затраты на закупку сырья и материалов могут составлять наиболее существенную часть от суммарного бюджета закупок (без учета закупок основных средств, в рамках инвестиционных проектов). Поэтому необходимо очень серьезно подойти к разработке модели бюджета закупок сырья и материалов. Естественно, в данном случае желательно применять нормативы остатков сырья и материалов. Такие логистические нормативы, наряду с производственными нормативами расхода сырья и материалов на единицу продукции, позволят значительно повысить эффективность управления бизнес-процессом закупок сырья и материалов.

    Логистические нормативы остатков могут определяться для каждой группы закупаемых позиций. Это может быть связано с динамикой роста цен, системой скидок в зависимости от объемов закупок, стабильностью работы поставщиков, сроками поставок и другими факторами, влияющими на бизнес-процесс закупок сырья и материалов. Сами значения нормативов остатков сырья и материалов на конец периода могут определяться, например, в процентах от потребностей производства в следующем периоде.

    Итак, при составлении бюджета закупок сырья и материалов, объемы определяются по нормативам, а для планирования закупочных цен придется использовать уже какой-то менее формальный механизм. Конечно же, для этого можно использовать достаточно простую модель. Например, закупочные цены можно закладывать в бюджеты с учетом результатов анализа, полученного после обработки статистической информации. В таком случае, действительно, модель бюджета закупок сырья и материалов будет полностью формализована.

    При разработке финансовой модели, а потом и при составлении бюджетов, нужно помнить, что все-таки бюджетирование – это система управления, а не просто механизм для расчета бюджетов. Поэтому при планировании финансово-экономических показателей и закупочных цен, в частности, необходимо закладывать и целевой фактор. То есть цены могут зависеть не только от внешних факторов, но и от внутренних, в частности, от эффективности работы отдела снабжения. В некоторых компаниях, кстати, плановые закупочные цены используют в схеме мотивации отдела снабжения, мотивируя его на снижение планового уровня цен при сохранении качества закупаемых сырья и материалов и выполнении графика поставок (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании").

    Пример модели бюджета закупок/снабжения сырья и материалов

    В этом примере модели бюджета закупок сырья и материалов в качестве входной информации используются данные о плановых объемах производства, нормативах расхода сырья и материалов (в натуральных показателях), нормативах остатков сырья и материалов, а также плановых закупочных ценах (см. Табл. 1 ). Еще одним входным параметром являются входящие остатки сырья и материалов, то есть запасы на начало планового периода.

    С планированием всех входящих остатков баланса, как уже отмечалось, тоже могут быть серьезные проблемы. В данном случае остатки сырья и материалов на начало планового периода планируются на основе бюджета прошлого года, фактической информации о его выполнении, а также прогнозов, построенных с учетом более точной информации о влиянии факторов, которые принимались во внимание при составлении бюджета закупок сырья и материалов.

    Таблица 1. Пример Пример сводного бюджета закупок материалов

    Статьи бюджета
    Объем производства (ед.)
    продукт 1 45 472 3 525 3 661 3 782 3 925 3 408 3 177 2 858 2 799 4 082 4 402 4 733 5 120
    продукт 2 49 084 3 737 3 881 4 002 4 145 3 628 3 397 3 078 3 039 4 502 4 827 5 208 5 640
    продукт 3 42 160 3 293 3 441 3 562 3 705 3 188 2 957 2 638 2 559 3 662 3 987 4 368 4 800
    продукт 4 38 538 3 071 3 221 3 342 3 485 2 968 2 737 2 418 2 319 3 242 3 562 3 893 4 280
    продукт 5 5 158 0 0 0 0 0 74 738 709 622 752 983 1 280
    Объем материалов для производства (ед.)
    Материал 1 48 372 50 374 52 068 54 070 46 832 43 746 36 547 35 680 51 041 55 334 60 190 65 844
    Материал 2 48 806 50 814 52 508 54 510 47 272 44 260 37 607 36 750 52 357 56 776 61 930 67 932
    Материал 3 46 576 48 614 50 308 52 310 45 072 41 986 34 963 33 952 48 017 52 310 57 166 62 820
    Материал 4 47 010 49 054 50 748 52 750 45 512 42 500 36 023 35 022 49 333 53 752 58 906 64 908
    Материал 5 2 725 2 841 2 938 3 052 2 638 2 491 2 311 2 248 3 068 3 358 3 719 4 147
    Желаемый запас материалов на конец периода (ед.)
    Материал 1 13 169 10 075 10 414 10 814 9 366 8 749 7 309 7 136 10 208 11 067 12 038 13 169 13 169
    Материал 2 13 586 10 163 10 502 10 902 9 454 8 852 7 521 7 350 10 471 11 355 12 386 13 586 13 586
    Материал 3 12 564 9 723 10 062 10 462 9 014 8 397 6 993 6 790 9 603 10 462 11 433 12 564 12 564
    Материал 4 12 982 9 811 10 150 10 550 9 102 8 500 7 205 7 004 9 867 10 750 11 781 12 982 12 982
    Материал 5 829 568 588 610 528 498 462 450 614 672 744 829 829
    Желаемый запас материалов на конец периода (тыс.руб.) 1 698 1 790 1 897 1 673 1 595 1 380 1 371 1 980 2 196 2 448 2 745 2 800
    Запас материалов на начало периода (ед.)
    Материал 1 8 484 8 484 10 075 10 414 10 814 9 366 8 749 7 309 7 136 10 208 11 067 12 038 13 169
    Материал 2 8 484 8 484 10 163 10 502 10 902 9 454 8 852 7 521 7 350 10 471 11 355 12 386 13 586
    Материал 3 8 484 8 484 9 723 10 062 10 462 9 014 8 397 6 993 6 790 9 603 10 462 11 433 12 564
    Материал 4 8 484 8 484 9 811 10 150 10 550 9 102 8 500 7 205 7 004 9 867 10 750 11 781 12 982
    Материал 5 485 485 568 588 610 528 498 462 450 614 672 744 829
    Запас материалов на начало периода (тыс.руб.) 1 419 1 419 1 698 1 790 1 897 1 673 1 595 1 380 1 371 1 980 2 196 2 448 2 745
    Объем закупок материалов (ед.)
    Материал 1 49 963 50 713 52 468 52 622 46 215 42 306 36 374 38 752 51 899 56 305 61 321 65 844
    Материал 2 50 485 51 153 52 908 53 062 46 670 42 929 37 436 39 871 53 240 57 806 63 130 67 932
    Материал 3 47 815 48 953 50 708 50 862 44 455 40 581 34 761 36 765 48 875 53 281 58 297 62 820
    Материал 4 48 337 49 393 51 148 51 302 44 910 41 205 35 823 37 884 50 216 54 782 60 106 64 908
    Материал 5 2 809 2 860 2 960 2 969 2 609 2 455 2 298 2 412 3 126 3 430 3 804 4 147
    Сумма затрат на закупку материалов (тыс. руб.) 115 027 8 393 8 716 9 202 9 414 8 422 7 889 7 002 7 575 10 274 11 407 12 733 13 998
    норматив запасов материалов 20%

    Примечание : не всегда закупки материалов или товаров могут осуществляться в любых объемах. В некоторых случаях закупки могут производиться только крупными партиями, причем дискретность в закупках может быть очень существенной для компании. Например, для компании может иметь большое значение закупить 2 или 3 контейнера, т.к. от этого существенно может зависеть финансово-экономическое состояние компании. В таком случае приходится выбирать какое-то компрописное решение, учитывающее с одной стороны потребность в ресурсе, а с другой стороны ограниченность в финансовых средствах. Пример такой модели бюджета закупок можной найти в статье "Дискретная модель бюджета закупок" .

    Итак, на основании данных о плановых объемах производства рассчитывается потребность в материалах с использованием технологической матрицы, которая определяет нормативы использования материалов для производства продукции.

    Далее рассчитываются запасы материалов на конец периода. Для этого применяются нормативы запасов. В данном случае – это определенный процент от потребности в материалах для производства в следующем периоде. Значения процентов могут быть разными для каждого материала.

    Затем, применяя простое балансовое соотношение, получают данные о плановых объемах закупок материалов. Для этого к объему материалов, необходимому для производства, прибавляют запасы материалов на конец периода и вычитают запасы материалов на начало периода.

    Помимо объемных показателей, необходимо рассчитывать и стоимостные. Это нужно сделать для того, чтобы спланировать выплаты денежных средств для БДДС, а также получить данные о стоимости запасов материалов для консолидации ББЛ. Для этого необходимо использовать информацию о закупочных ценах на материалы.

    В таблице 1 на самом деле представлен сводный бюджет закупок материалов. В этой модели учитывается, что компания может закупать одни и те же материалы у разных поставщиков и на разных условиях. Причем под условиями подразумевается не только стоимость, но и график оплаты. Также в модели заложена возможность учета динамики цен по каждому поставщику. В рассматриваемом примере считается, что компания закупает материалы у трех групп поставщиков.

    Кроме того, что у них различаются цены, каждой группе поставщиков нужно осуществлять оплату по своему графику. Первой группе поставщиков нужно делать 50%-ную предоплату, а оставшиеся 50% оплачивать в момент поставки материалов. Второй группе поставщиков все 100% нужно платить в момент поступления материалов. Третьей группе поставщиков 60% нужно оплатить в момент поставки, а 40% – в следующем месяце.

    Таким образом по каждой группе поставщиков составляется бюджет, формат которого очень похож на формат сводного бюджета закупок (см. Табл. 1 ). При этом структура закупок у каждой группы поставщиков выбирается исходя и того какая из проблем для компании является наиболее актуальной. Например, если это ликвидность, то структура закупок смещается в сторону тех поставщиков, которые предоставляют отсрочку оплаты, но при этом запрашивают более высокую цену.

    Если наоборот проблема с прибыльностью (а с ликвидностью все в порядке), то материалы больше закупаются у тех поставщиков, где меньше цены, но оплачивать нужно раньше.

    Для расчеты выплат по каждой группе поставщиков составляется график, аналогичный графику поступлений, который формируется при планировании поступлений от продаж (см. Бюджет продаж).

    Т.е. выплаты по текущим закупкам планируются с использованием коэффициентов инкассации. Для этого сумма затрат на закупку материалов каждого месяца разбивается в определенной пропорции (в соответствии с коэффициентами инкассации), и полученные суммы записываются на пересечении соответствующего периода закупок (строки) и периода оплаты (столбцы).

    В последней статье графика суммируются данные о выплатах. Эта информации далее поступает в БДДС. В самой первой строчке графика рассчитывается значения кредиторской задолженности. Это делается по вполне понятной формуле: кредиторка на конец периода = кредиторка на начало + закупки – оплата. Данные о кредиторской задолженности поступают в ББЛ.

    Примечание : подробнее о финансовой модели бюджета закупок/снабжения можно узнать в Части III "Финансовая модель бюджетирования" семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием" , который проводит автор данной статьи -





  • 

    2024 © strike-defence.ru.