Культура речи педагога дошкольного образования презентация. Презентация на тему "культура речи педагога "


Слайд 2

«Следите за собственной речью; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок » В.А. Кан-Калик

Слайд 3

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Воспитанность человека следует определять через осознание нормативно-целостной системы и реализацию их знания в жизни и передачу той Н.Ц.С., носителем которой он является.

Слайд 4

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

«Норма -это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).

Слайд 8

нормы

Строго обязательные Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком Не строго обязательные: .т.е. возможны варианты.

Слайд 9

примеры вариантного использования норм языка 1) по месту ударения: родИлся - родилсЯ,ржАветь -ржавЕть, хАос – хаОс; 2)связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - бу-ло[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан;3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Слайд 10

Надеть - одетьГлагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 11

ОБУТЬ

ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что.Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай.Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.

Слайд 12

Есть - кушатьГлагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Подсказать -сказать

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

Слайд 14

Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 15

«класть» и «ложить».

нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» - просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 16

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пекет, пекем, пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

Слайд 17

т`орты, б`анты, л`ифты

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте).

Слайд 18

ЗвонИть

Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).

Слайд 19

вКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).

Слайд 20

Давайте вместе ПОВТОРИМ

ПРАВИЛЬНО Избал`ованный новорождённый мусоропров`од нефтепров`од газопров`од медикам`енты стол`яр катал`ог парт`ер к`ухонный доб`ыча ц`ентнр изобрет`ение ход`атайствовать лом`оть прид`анное приобрет`ение прир`ост разведённый укра`инский усугуб`ить на в`ыборах НЕПРАВИЛЬНО изб`алованный новор`ожденный мусоропр`овод нефтепр`овод газопр`овод медик`аменты ст`оляр кат`алог п`артер ух`онный `арест д`обыча центн`ер Ф`арфор изобрет`ение хода`атайствовать л`омоть пр`иданное приобр`етение пр`иост разв`еденный укр`аинский усу`губить на выбор`ах

Слайд 21

ИТАК:

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах. но вполне возможно: не делать грубых ошибок (ложить, звонят) не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

Слайд 22

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад (НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед (НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда (НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала (НЕ сперва, перво-наперво) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова (НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Слайд 23

Посмотреть все слайды


Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. Риторическая культура современного педагога это одна из составляющих его профессиональной культуры. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации. В понятие «речевой облик» включается не только культура речи учителя, но и умение «владеть» аудиторией, соблюдать логику высказывания, уметь аргументировать и эмоционально воздействовать на слушателей, владеть искусством самопрезентации.


Педагогическая риторика: истоки и становление. Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни……… Педагогическая риторика в своих логических, этических, эмоционально-позитивных проявлениях имеет глубокие исторические корни………


Дефиниции общей и педагогической риторики Педагогико-риторический идеал – конкретизация идеала обще риторического. Главная задача: использование слова как средства получения знания и воспитания человека. Риторический идеал – исторически сложившаяся иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому воспроизведению и речевому поведению.


Особенности педагогической риторики эпохи Возрождения, Просвещения и XIX в. «Риторики» Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Эразм Роттердамский «Разговоры запросто», Мишель Монтень «Опыты» Мишель Монтень «Опыты» ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. ориентируют воспитанников именно на гармонизацию отношений. Задача учителя: пробудить любовь к знанию у ученика. Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Подавление страстей, всякого проявления аффекта, Дж. Локк «Мысли о воспитании» Дж. Локк «Мысли о воспитании» Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Говорить доступно кратко и ясно, поощряя добрым словом. Активизировать внимание с помощью вопросов. Активизировать внимание с помощью вопросов. Новизна сообщаемых сведений. Новизна сообщаемых сведений. Употребление приемов одобрения. Употребление приемов одобрения. «Антириторики» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Ж. Ж Руссо « Эмиль, или о воспитании» Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Авторитет и власть имеет только естественная необходимость, диктуемая силами природы. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. Не стоит давать воспитаннику каких-нибудь словесных наставлений, т.к. он должен извлекать это из опыта. В. Г. Белинский. « Общая риторика» В. Г. Белинский. « Общая риторика» «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки. «Нравственность должна быть не в словах, а в деле». Нравственное воспитание состоит не в правилах морали, а под влиянием привычки.


Идеи педагогической риторики Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Н. И. Пирогов: «Суметь изложить предмет так, чтобы ученик его усвоил» Ушинский К. Д. «Воспитание должно быть народным…. Педагоги имеют прекрасные знания, но затрудняются в объяснении.» Н. И. Пирогов. Субъект- субъектная диалогическая модель Принципы: 1. Изложение предмета должно соответствовать: характеру самого предмета характеру самого предмета личности и степени развития ученика личности и степени развития ученика личности самого учителя. личности самого учителя. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. 2. Умение поддерживать и направлять внимание. К. Д. Ушинский. Развитие дара слова. Принципы: 1. Принцип наглядности как условие эффективной речи. 2. Систематичность. 3. Двустороннее взаимодействие


Современные риторические законы Концептуальный Концептуальный Закон моделирования аудитории Закон моделирования аудитории Стратегический Стратегический Тактический Тактический Речевой Речевой Закон эффективной коммуникации Закон эффективной коммуникации Системно-аналитический Системно-аналитический Закон эмоциональности Закон эмоциональности


Концептуальный и стратегический законы риторики отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; отражают принципы современной дидактики - целостности и интеграции, т.е. восприятие системно- структурированного знания на основе интеграции материалов разных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей; сознательность и самостоятельность обучения; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; учат целенаправленному использованию учащимися содержательных интегративных знаний, умений и навыков; обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности. обеспечивают системное, глубинное видение мира, его цельного образа, лишенного дискретности.


Тактический закон риторики учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; учит умению работать с фактами и аргументами, активизировать мыслительную деятельность собеседника; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; направлен на создание атмосферы эмоционального и интеллектуального сотворчества; отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога. отражает диалоговость нашего сознания, обосновывает оптимальные пути субъект- субъектных отношений на основе коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога.


Речевой закон риторики определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. определяет критерии эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи и способы ее формирования и развития. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности. Важность данного закона определяется феноменом слова как средства познания мира и способа самовыражения человека как личности.


Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории Законы эффективной коммуникации и моделирования аудитории определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении. определяют способы управления аудиторией и обратной связи в общении.


Системно-аналитический закон риторики устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; устанавливает необходимость оценки и самооценки общения; связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания. связан с принципом рефлексии как важнейшей составляющей метода познания.


Закон эмоциональности Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональность упоминается в перечне требований, предъявляемых к культуре речи учителя. Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся). Эмоциональный фон достигается за счет применения эмоционально-экспрессивной лексики, образности, различных поэтических средств, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц, пословиц и поговорок, уместного юмора. Эта гамма эмоциональных оттенков педагогической речи дополняется также невербальными средствами (интонацией, мимикой, жестами, оказывающими не менее сильное эмоциональное влияние на учащихся).


Все перечисленные риторические законы имеют ярко выраженную прикладную направленность; имеют ярко выраженную прикладную направленность; определяют основу современных инновационных технологий обучения; определяют основу современных инновационных технологий обучения; базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов). базируются на принципах гуманизации (формирование и развитие личности учащегося), аксиологизации (формирование общих и частных ценностных установок), целостности и интеграции (формирование языковой личности учащегося с учетом социальных, психологических, логических и нравственно-эстетических аспектов).


Качества педагога-ритора: Уважение к учащимся Уважение к учащимся Эмоциональность Эмоциональность Способность к убеждению Способность к убеждению Высокая культура речи Высокая культура речи Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь) Способность и стремление к фасилитации (от лат. fasilite «помощь)


Риторические приемы Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: Приемы популяризации придают особый интонационный рисунок речи педагога и делятся на: - лексические (метафоры, эпитеты, олицетворения, фразеологизмы); - синтаксические (сравнение, повтор); - структурные (риторический вопрос, вопросно- ответный ход речи, введение вымышленное автором речи и др.).


Приемы установления контакта Прием формирования композиции Прием формирования композиции Прием представления конструкции речи Прием представления конструкции речи Прием «анонсирование» Прием «анонсирование» Прием «затягивание изложения» Прием «затягивание изложения» Прием «неожиданный перерыв» Прием «неожиданный перерыв» Прием «вопрос к аудитории» Прием «вопрос к аудитории» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «обращение к отдельным слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «приближение к слушателям» Прием «идентификации» Прием «идентификации»


Прием формирования композиции Способы построения сообщения: Способы построения сообщения: - с кульминационным порядком (наиболее важные аргументы содержатся в конце выступления); - с антикульминационным порядком (выступление начинается сразу с наиболее веских аргументов); - с пирамидальным порядком (наиболее важная информация находится в середине выступления).


Выбор композиции Для начала 1. Начинают обращением к предмету. 2. Начинают временем (дня, года...). 3. Начинают местом. 4. Наконец, начинают случайностями, потом останавливают внимание на главном предмете.. Для середины 1. Располагайте части по мере увеличивающегося интереса. 2. Не смешивайте частей, и каждую мысль или картину, которая сама собой отделяется от другой, отделяйте новым предложением или новою строкою (в устной речи паузой). 3. Не входите слишком в подробности: они помрачают ясность. Для конца речи 1. Обращаться к предмету, прибавляя собственные чувства. 2. Если описание напоминало о близком подобии или противном, то оканчивать уподобляемым, или главным противного предметом, или близким применением. 3. Оканчивать речь «нравственною занимательною мыслью или высокою и выразительной истиной».




Прием «анонсирование» в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи. в начале и на протяжении речи ключевая информация анонсируется, т.е. постоянно поддерживается интерес к дальнейшему ходу речи.


Прием «затягивание изложения» мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную. мнимый уход в сторону, при котором докладчик, прежде чем приступить к изложению ключевой информации, дает другую, существенную для данной речи, но менее яркую, привлекательную.


Прием «неожиданный перерыв» концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление концентрация внимания длится в течение 20 минут, после чего наступает его естественное ослабление педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. педагог прерывает изложение в неожиданном месте, делает отступление от темы, паузу-разрядку. P.S. Этот прием используется с осторожностью, чтобы не утратить основную нить разговора.


Прием «вопрос к аудитории» Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Вопросы должны быть простыми для ответа, т.е. ответ должен быть просто «да» или «нет». Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос. Если аудитория молчит – педагог сам отвечает на заданный вопрос.


Прием «обращение к отдельным слушателям» оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». оказывает активизирующее воздействие на всю аудиторию. Например: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?».


Прием «приближение к слушателям» не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. не следует слишком далеко заходить в зал, так как это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины. Оптимальная глубина «захода» в зал – примерно треть его длины.





Что делать, если перебивают? Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию. Прием «взятия слова» - повышение громкости голоса, тона, убыстрения темпа речи, повторения начала фразы до тех пор, пока не замолчит перебивающий (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию.


Что делать, если перебивают? Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент. Прием «удержания слова»: продолжать фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторять ее всю или ее фрагмент.


Что делать, если перебивают? Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу». Прием «обиженное молчание» используется для привлечения внимания и одновременного призыва к порядку: «Продолжайте, а я пока помолчу».


Практическое применение риторических правил составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. составить портрет аудитории (возраст, уровень подготовки, мотивы слушания (обучения), социальный, половой, национальный состав и др. «эффект первых фраз» «эффект первых фраз» «квантовый выброс» новой и оригинальной информации «квантовый выброс» новой и оригинальной информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип конкретности, т.е. четкое и ясное изложение информации принцип ясности принцип ясности «Учить - это всего лишь напоминать другим, что они знают это так же хорошо, как и ты».


Практические приемы техники убеждения Постоянный визуальный контакт Постоянный визуальный контакт Сопровождающие речь сигналы Сопровождающие речь сигналы Движения, жесты и мимика - гармоничны Движения, жесты и мимика - гармоничны Четкие и ясные формулировки Четкие и ясные формулировки Делать паузы в значительных местах Делать паузы в значительных местах Необходимость объяснений и комментариев Необходимость объяснений и комментариев Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Акцентировать внимание на основных положениях своей речи Использовать только убедительные аргументы и повторять их Использовать только убедительные аргументы и повторять их Задавать вопросы Задавать вопросы Не позволяйте отнимать у вас инициативу Не позволяйте отнимать у вас инициативу


Ошибки «он работает здесь ряд лет» «он работает здесь ряд лет» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «нам нужна подсобная литература по этой теме» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «в тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «толпа людей», «сжатый кулак», «могучий богатырь» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «по-новому пересмотреть», «самый лучший» «равноправные права», «скажу свое личное мнение» «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» … «перспектива на будущее», «свободная вакансия», «памятный сувенир», «углубляется вширь» …





Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Особенности речи педагога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА

Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения

Слайд 2

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза».

1. ПУБЛИЧНОСТЬ, НАПРАВЛЕННОСТЬ НА АУДИТОРИЮ

Слайд 3

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи). Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

2. АУДИОВИЗУАЛЬНОСТЬ

Слайд 4

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

3. ИМПРОВИЗИРОВАННОСТЬ

Слайд 5

Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 6

Это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

5. ЛОГИЧНОСТЬ

Слайд 7

Это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

6. ТОЧНОСТЬ

Слайд 8

Это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

7. ПРАВИЛЬНОСТЬ

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • 26 декабря в гости к воспитанникам группы "Бусинки" пришли Дед Мороз и Снегурочка. Сценарий «Новогодние поздравления» Цель: Создание новогоднего праздничного настроения, положительного настроя от общения с любимыми сказочными героями. Задачи: формировать представление детей о новогоднем празднике; развивать эмоциональность детей...

    № 12 План-Конспект НОД по самообслуживанию и действиями с бытовыми предметами в первой младшей группе. Тема недели: «Зима.Новогодний праздник». Тема:«Умоем Антошку к празднику». Образовательная деятельность: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое...

    Консультация для родителей «Как не болеть в детском саду» Многие родители ассоциативный ряд «зима - ребенок -детский сад» продолжают словом «болезнь». Утверждаем, что быть здоровым в коллективе можно! Почти все родители знакомы с формулой: «Два дня в садике — три недели...

    Родительское собрание «А я расту». Цели родительского собрания: Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет, задачами развития и воспитания детей. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие...

    Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

    Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

    Основы педагогического общения.

    Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

    А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

    Что же такое Культура речи?

    Однозначного понимания термина не существует.

    профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

    В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

    Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

    Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

    Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

    Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

    Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

    В чем же заключаются особенности педагогического общения

    Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

    Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

    Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

    1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

    2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

    3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

    4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

    5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

    Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Этапы подготовки речи

    Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

    1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

    осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

    2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

    После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

    На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

    3 этап. Формирование текста выступления .

    Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

    4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

    Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

    5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

    1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

    2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

    Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

    6 этап. Психологическая подготовка .

    После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

    7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

    Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

    Качество речи учителя

    Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

    Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

    1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
    2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
    3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
    4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
    5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

    Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

    Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

    Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

    Понятие выразительности речи

    Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

    Заключение

    Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.





    

    2024 © strike-defence.ru.