Материально-производственная деятельность человека трудовая деятельность труд-это. Презентация на тему: Материально-производственная деятельность человека Материально производственная деятельность кратко


Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность - совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.
Структура деятельности: Основными составляющими деятельности являются действия и операции.
Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
Операции - способ осуществления действий. К способам действий относятся навыки, умения, привычки.
Навыки - частично автоматизированные действия, которые образуются в результате неоднократного повторения. Различают следующие виды навыков: моторные (связанные с движением по управлению предметами), сенсорные (сбор информации различного рода через органы чувств - зрение, слух и т.д.), умственные (связаны с логикой организации деятельности), коммуникативные (овладение приемами общения).
Умение - это превращение навыков и знаний в предметные (реальные) действия. Для формирования умения человеку необходимо владеть целой системой навыков и знаний, которые относятся к одному и тому же виду деятельности. Умения включают в себя следующее: отбор знаний, связанных с задачей в целом; корректировку действий; выделение специфических особенностей задачи; выявление преобразований, которые необходимы для решения задачи, и их осуществление; контроль результатов.
Привычка - часть деятельности человека, которая выполняется им механически.
Привычка - внутренняя потребность индивида поступать определенным образом.
К основным видам деятельности относятся:
1. Общение - вид деятельности, которая направлена обмен информацией между общающимися людьми. Цель общения - установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.
2. Игра - вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не практические результаты. Виды игр: индивидуальные и групповые (по числу участников); предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя; игры с правилами (поведение индивида определяется системой правил).
3. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением.
4. Труд - целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. Без знания и навыков невозможен никакой труд.

Вариант 1.

Часть А. Выберите правильные ответ.

А) Результатом труда является создание предметов, необходимых человеку для удовлетворения потребностей.

Б) Важнейшие сферы общественного труда – материальное производство, непроизводственная сфера, домашнее хозяйство.

А) Для производства любой вещи необходимы три элемента: предмет природы, средства труда, сам труд человека.

Б) Результат материального производства – разнообразные предметы и услуги.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

5. Производство – это

1. разработка новых технологий

2. отношения между людьми в процессе обмена

3. процесс взаимодействия людей с природой и техникой

4. использование людьми машин и оборудования

4. Понятие «экономика» первоначально означало

1. управление сельским поместьем

2. искусство управления домашним хозяйством

3. сбор налогов

4. денежное обращение.

5. Главная функция экономики состоит в

6. Показатель объема национального производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

2. национальный доход

7. Задачей экономической науки является

1. стимулирование производства в стране

2. совершенствование налоговой системы

3. проведение мер по регулированию цен и доходов

4. изучение закономерностей экономических процессов.

8. Производительное использование рабочего времени, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы это

1. технологическая дисциплина

2. трудовая дисциплина

3. договорная дисциплина

4. рабочая дисциплина

9. Доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление трудовой услуги, называется

1. рыночной ценой

2. малым предпринимательством

3. производительностью труда

4. заработной платой

10. Верны ли суждения о действии рыночного механизма?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

11 . Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

1. цель 2. средства труда

14 . Целью потребителя является

Часть В.

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ______________(А): производители экономического продукта, его потребители и _____________(Б). Между ними происходит весьма интенсивный _______ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое __________ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ______________(Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является ________________(Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1) производитель 2) обмен 3) объект 4) государство 5) предложение 6) субъект

7) регулирование 8) спрос 9) потребитель

Понятие

Определение

1. Производство

А. Выполнение всех правил, норм, договоров, приказов, распоряжений.

2. Предмет труда

Б. Степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.

3. Профессионализм

В. Материалы, подвергающиеся преобразованию.

4. Исполнительность

Г. Процесс создания материальных благ, необходимых для общества.

5. Условия труда

Д. Результат обучения и опыта.

Материально-производственная деятельность.

Вариант 2.

1. Верны ли следующие суждения?

А) В производстве не участвует сознание человека.

Б) Различий между материальным и духовным производством нет.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А) Для изобретательской деятельности необходима фантазия, воображение, нестандартное мышление.

Б) Одним из мотивов изобретателя является стремление усовершенствовать что-либо.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

3. Экономическая теория – это

1. наука о ведении домашнего хозяйства

2. наука о поведении людей в процессах

3. умение сохранять и увеличивать капитал

4. знания о последствиях научно-технического прогресса

4. Гуманизация труда – это

1. очеловечивание труда

2. подведение труда под научную основу

3. окультуривание труда

4. отведение работнику роли бездумного исполнителя.

5. Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в экономической сфере?

1. Президент вручил государственные награды людям, проявившим высокий профессионализм, мужество и героизм.

2. Проводимая в стране реформа образования расширила возможности педагогов по выбору учебных пособий и программ.

3. В преддверии избирательной компании парламент страны принял новый закон о выборах.

4. Защищая отечественного производителя, правительство повысило ввозные пошлины на иностранные автомобили.

6. Главная функция экономики состоит в

1. выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем

2. создании благ, необходимых для жизнедеятельности людей и развития общества

3. научной экспертизе политико-управленческих решений и выработке практических рекомендаций для властных структур

4. диагностике состояния общества, изучении проблем, возникающих по мере его развития.

7. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1. способы регулирования социальных конфликтов

2. способы рационального использования ограниченных ресурсов

3. социальные последствия научно-технической революции

4. способы оптимального управления обществом.

8. Для того чтобы деятельность была названа трудом нужно (нужны)

1. цель

2. средства труда

3. предмет труда

4. производительность труда

9. Верны ли следующие суждения о прибыли как результате хозяйственной деятельности?

А. Прибыль - это вся выручка предприятия от продажи произведенных им товаров и услуг.

Б. прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и сбыт.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

10. Показатель объема производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

1. внутренний валовой продукт

2. национальный доход

3. валовый национальный продукт

4. чистый национальный продукт.

11. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

А. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который покупает самый дешевый товар из имеющихся на рынке.

Б. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который добивается наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

12. Верны ли суждения о экономике?

А) Экономика - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б) Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения необходимых благ, условий и средств существования.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

13. Материалы, которые подвергаются изменению в процессе труда, называются

1. цель 2. средства труда

3. предмет труда 4. производительность труда

14. Целью потребителя является

1. постоянный рост выпускаемых товаров

2. максимальная полезность от получаемых товаров и услуг.

3. льготное налоговое законодательство

4. снижение затрат на производство

Часть В.

В1. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Одним из факторов повышения _____________(А) труда – это совершенствование организации труда. Сюда относится повышение ___________________(Б) работников (более знающий работник изготовит большее количество продукции), укрепление трудовой __________________(В), улучшение условий труда и др. Большое значение имеет распространение передового ____________(Г). К факторам относятся также материальные и моральные стимулы. К материальным стимулам принадлежит заработная плата, выплачиваемая в зависимости от количества и ____________(Д) труда, ______________(Е), повышение в должности и т.п. К моральным – занесение на доску Почета или в книгу Почета, вынесение благодарности, присвоение почетных званий, награждение почетными знаками, орденами и медалями».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов.

1. опыт 2. премирование 3. качество 4. бюджет 5. квалификация.

6. специализация 7. производительность 8. дисциплина 9. кооперация

В2. Выполните соотнесение понятия и определения.

Понятие

Определение

1. Средства труда

А. Способы преобразования материалов.

2. Разделение труда

Б. Специальные профессиональные умения, навыки, подтверждающиеся документами.

3. Квалификация

В. Распределение и закрепление занятий между участниками трудового процесса.

4. Инициатива

Г. Различные технические устройства, необходимые для производства энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.

5. Технологии

Д. Самостоятельное нахождение оптимального решения выполнения поставленной задачи.

С1. Как связаны между собой разделение труда и обмен? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, сформулируйте значение обмена в жизни людей.

С2. Какие товары использовали люди в древности в качестве средства обмена? Приведите авторский пример.

С3. Почему в качестве универсального средства обмена (денег) люди стали применять металлы? С опорой на текст сформулируйте три причины применения ценных металлов в качестве денег.

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Человеческая деятельность носит характер :

  • сознательный - человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
  • продуктивный - человек направляет активность на получение результата (продукта).
  • преобразующий - человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  • общественный - в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):
1.Практическая (материальная) деятельность - деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
  • материально-производственная - деятельность по преобразованию природы.
  • социально-преобразовательная - деятельность по преобразованию общества.
2.Духовная деятельность - деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
А) познавательная - деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
  • чувственное - познание через ощущение, восприятие, представление.
  • рациональное - познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
  • научное познание - познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
  • художественное - познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
  • житейское (обыденное, практическое) - познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
  • личностное - познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
  • мифологическое - познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
  • религиозное - познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
  • паранаучное - познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Б) ценностно-ориентировочная - деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
В) прогностическая - деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.
II . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
  • созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
  • разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
III . С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
  • репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
  • продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
IV . В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
  • экономическая - деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - производственная и потребительская деятельность.
  • политическая - 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.
2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене - государственная, военная, международная деятельность.
  • духовная - деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения - научная, образовательная, досуговая.
  • социальная - деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
V . В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
  • внешняя - деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
  • внутренняя - деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности .

  • добыча полезных ископаемых и их транспортировка
  • производство чёрных и цветных металлов
  • добыча и обогащение руд чёрных металлов
  • производство химических и нефтехимических продуктов
  • производство железобетонных изделий
  • производство стальных и чугунных труб
  • ремонт газопромыслового и линейного оборудования
  • строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
  • производство машин и оборудования
  • производство строительных материалов
  • производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
  • производство, передача и сбыт электроэнергии
  • заготовка и переработка древесины
  • производство целлюлозы, бумаги, картона
  • производство предметов массового потребления из различных видов сырья
  • производство пищевых продуктов
  • переработка мяса животных
  • добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
  • переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
  • производство одежды и других швейных изделий
  • изготовление обуви
  • выпуск изделий тонкой керамики
  • выращивание зерновых, кормовых, технических растений
  • выращивание крупного и мелкого рогатого скота
Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области

Конспект урока по обществознанию
в 10 классе



«Материально-производственная деятельность человека »

подготовила

учитель истории и обществознания

Гурова Людмила Николаевна

Анна

ТЕМА: «Материально-производственная деятельность человека».

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

Н.А.Некрасов

Слово учителя:

Труд - это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:

Способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;

Как источник общественного богатства;

Как фактор общественного прогресса;

Как процесс формирования физических и духовных качеств человека. Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь.

Задачи урока.

1.Обобщение изученного материала по разделу «Материально-производственная деятельность человека».

2. Составление логические схем из терминов, которые использовались в разделе«Материально-производственная деятельность человека».

3.Связать изученный материал с действительностью, чтобы он не был оторван от жизни.

Основная работа на уроке проводится в группах.

План урока.

1 .Разминка.

2. Логические схемы.

3. Решение изобретательских задач.

4. Сообщение «Основные этапы изобретательской деятельности».

5. Проблемы гуманизации труда.

6. Подведение итогов.

РАЗМИНКА.

Называются определения, учащиеся записывают соответствующий термин (или наоборот).

1. Трудовая деятельность людей, в результате которой создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей (материальное производство ).

2. Совокупность необходимых материальных условий для производства (средства производства).

3. Способ воздействия на предмет труда (технология) .

4. Эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством произведенной продукции за единицу времени (производительность труда) .

5. Способ взаимодействия людей с предметами и средствами труда (технологический способ) .

6. Люди - производители материальных благ и средства производства (производительные силы) .

7. Способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет функционировать обществу на конкретной исторической ступени (экономический способ) .

8. Деятельность людей, направленная на достижение конкретного полезного результата (трудовая деятельность) .

9. Организационные отношения, направленные на поддержание порядка в процессе трудовой деятельности (трудовая дисциплина).

10.Процесс очеловечивания труда (гуманизация труда).

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

Работа проводится в 3 группах. Каждая из групп должна составить из терминов логическую схему и объяснить ее. Учитель должен заранее подготовить карточки с терминами. (Возможно использование компьютера для каждой группы).

1 группа - Схема «Материальное производство» (термины: материальное производство, производительные силы, производственные отношения, люди-производители материальных благ, средства производства, предмет труда, средства труда).

Дополнительные вопросы группе:

- Какие основные способы производства выделяют в материальном производстве?

В чем состоит различие между материальным и духовным производством?

2 группа - Схема «Трудовая деятельность» (термины: цель труда, предмет труда, средства труда, технология, трудовые операции).

Дополнительные вопросы:

- В чем сущность понятия «содержание индивидуального труда»?

Какую роль играет общение в трудовой деятельности?

3 группа - Схема «Современный работник» (термины: профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива).

Дополнительный вопрос:

Приведите примеры правовых норм, которые регулируют поведение в

процессе труда?

РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Слово учителя:

Одной из характерных черт человеческой деятельности, в различных сферах, является ее творческий характер. Высшим проявлением творчества в трудовой деятельности считается изобретательство. Изобретательство издавна привлекает людей. Откройте любую энциклопедию, и ее страницы поведают вам о знаменитых и малоизвестных изобретателях. Имена Т.Эдисона и И.П.Кулибина знает каждый образованный человек.

Мы с вами попробуем найти решение для изобретательских задач. Каждой группе предлагается задача на карточке. Вместе с решением учащиеся должны ответить на вопросы:

Что мешало группе в принятии решения?

Что помогало?

Какие качества характера участников проявились?

1 группа. Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легко осуществимое средство. А вы могли бы догадаться?

2 группа. Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком, вредителем сельского хозяйства. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены очень слабо. Никто не знал, например, какова температура его тела.

Жучок маленький,- сказал один ученый,- обычным термометром не измеришь.

Придется разработать специальный прибор,- согласился другой.

Потеряем много времени.

А чтобы предложили вы?

3 группа. Помните, что произошло с капитаном Врунгелем во время путешествия на шхуне «Беда» в Канаде? Нужно было на нартах переправиться на Аляску, и экипаж приобрел оленя и собаку. Вскоре, правда, выяснилось, что олень - не олень, а корова, собака же оказалась волчонком.

Как капитан вышел из положения? Предложите свое решение.

СООБЩЕНИЕ « Основные этапы изобретательской деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТРУДА.

Слово учителя:

До настоящего момента, мы говорили с вами, что такое материальное производство и какой работник нужен производству: профессиональный, квалифицированный, исполнительный, инициативный. Что же получилось? Человек превратился в фактор производства. С одной стороны это хорошо, повышается производительность труда, растет уровень производства, но с другой стороны нарушается гармония труда с основными биологическими и психологическими чертами человека. Машины доминируют над личностями работников. В итоге у производителей возникает апатия, негативное отношение к труду. Можно ли это исправить?

От каждой группы поступают предложения по гуманизации труда.

Действительно, на современном этапе проблема гуманизации труда стоит очень остро. Важно соблюдать условия и культуру труда, чтобы исключить факторы, угрожающие здоровью человека; использовать достижения научно-технического прогресса, чтобы труд стал более многообразным, интересным, творческим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В завершении нашего урока, мне хотелось услышать ваше мнение: что нового и интересного вы узнали в разделе «Материально-производственная деятельность человека», какие выводы сделали для себя.

Выводы, различные точки зрения от каждой группы.

Пожелания учителя:

Что пожелать вам? Трудитесь! Как говорил М.Горький: «настоящими героями я видел только тех людей, которые любят и умеют работать».

Список использованной литературы.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Жильцова Е.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (учебник для 10 класса), Москва, «Просвещение», 2009г. Рекомендовано Министерством образования РФ.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Москва, 2008г.

Вопрос 2: Характеристика основных производственных компонентов материально производственной сферы.

    материальная;

    социальная;

    политическая;

    духовная.

Вопрос 1: Сущность и содержание материально производственной сферы.

Экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности и область создания материальных благ.

Структурные компоненты материально производственной сферы:

    Труд, как комплексное социальное явление.

    Способ производства материальных благ.

    Механизм функционирования материально производственной сферы.

Если труд является той социальной реальностью, в которой и через которую действуют законы материально производственной сферы, способ производства раскрывает сущность материально производственной сферы, а механизм показывает ее цели.

    Первый структурный элемент материально производственной сферы – труд. Труд – это созидательная предметная деятельность.

Характеристика труда:

    Труд, как преобразовательная деятельность (труд вообще). При характеристики труда, как преобразовательной деятельности Карл Маркс выделял в нем три структурных элемента:

    Живой труд (субъективный элемент).

    Средство труда.

    Предмет труда.

    Труд, как природный процесс. При рассмотрении труда, как природного процесса, человек рассматривается, как предмет природы, вещь хотя сознательная, а сам труда рассматривается, как проявление этой силы. Человек действует в процессе производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества.

    Труда, как диалектическое единство материального и идеального. На ряду с материальной стороной труда – средствами производства в трудовом процессе присутствует идеальная сторона – сознательная деятельность человека – сознательная деятельность человека.

    Труд – созидательная предметная деятельность. Дадим характеристику труда: труд как преобразовательная деятельность (труд вообще). При характеристике труда как преобразовательной деятельности, К.Маркс выделял в нем три структурных элемента:

    Живой труд.

    Средства труда.

    Предмет труда.

    Труд как природный процесс. При рассмотрении труда как природного процесса, человек рассматривается как предмет природы, вещь, хотя сознательную, а сам труд рассматривается как проявление этой силы. Человек действует в процесса производства так, как действует природа. Он только лишь меняет формы вещества. Труд как диалектическое единство материально и реального. Наряду с материальной стороной труда – средствами производства – в трудовом процессе присутствует идеальная сторона – сознательная деятельность человека. Труд как созидание. Результаты созидательной деятельности человека:

    Материальные блага.

    Духовные блага.

    Сам человек.

    Политические и организационные формы человеческой жизнедеятельности.

    Труд как комплексное общественное явление.

Труд непрерывно связан с социальной сферой общества. Чаще всего его рассматривают применительно к массовому и профессиональному делению в обществе. Общественный труд тесно связан с политикой управленческой сферы. Общественный труд также тесно связан с духовной жизнью общества: сегодня наука является производительной силой общества; эстетическое познание сегодня воплотилось в такую производственную сферу как дизайн. Образование сегодня стало важнейшим фактором профессионального роста рабочего. Труд как исторически развивающееся общественное явление. Действие труда подчинено следующим типам законов:

    Всеобще-исторические законы.

    Формационные законы.

    Конкретно-исторические законы.

Способ производства – это производительные силы + производственные отношения. В производительных силах выделяют средства производства (орудия труда и предметы труда) + человек. Производственные отношения – отношения по поводу производства, потребления, обмена, распределения. Функционирование производительных сил составляет содержание материального производства, а социально-экономические отношения составляют его форму. В отношении между производительными силами и производственными отношениями содержание определяет форму. Тип социально-экономических от ношений зависит от следующих двух факторов:

    Уровень развития производительных сил.

    Структура производительных сил.

Уровень развития производительных сил зависит:

    Применяемая в производстве техника.

    Природные условия.

Как производительные силы влияют на производственные отношения, так и наоборот. Производственные отношения могут ускорять развитие, но могут и тормозить его.







2024 © strike-defence.ru.