Народы России. Буряты - основное население Бурятии (273 тыс



Бурятский язык и его собенности. Говорят на бурятском языке северной подгруппы монгольской группы алтайской языковой семьи. В бурятском языке выделяют западную и восточную группу диалектов. Всего - 15 диалектов, некоторые из них различаются на уровне непонимания. Диалекты соотносятся с племенным делением бурятского народа. Основными субэтносами являются эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы, причем последнее название не этническое, а географическое. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект. До 1931 буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в вариант кириллицы.






Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб. Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало. В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды, травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту. Символом бурятской кухни являются позы. Мастерство их изготовления чрезвычайно ценится.


Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.


Традиционное жилище юрта. Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны сундуки, стол для гостей. На одной стене полка с бурханами или онгонами.


Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле. Улигеры эпические поэмы большого размера: от 5 тысяч до 25 тысяч строк. Исполняли улигеры речитативом. Дуунууд песни- импровизации. Песни бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие. Сказки трёхчленные три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей. Темы пословиц, поговорок и загадок: природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.

Ирина Хомякова
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

ПРОЕКТ

«Пять драгоценностей »

Цель проекта : кто такие намадные животные, в чем их драгоценность ?

Задачи :

Узнать о пяти драгоценностях бурятского народа ,

Использование разных источников для пополнения знаний.

Исследовать жизнедеятельность этих животных и их связей в природе.

Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники : дети подготовительной группы, родители.

Длительность проекта : апрель-май 2016г.

Ожидаемый результат изучения темы

Узнать :

О том, какие животные относятся к намадным животным;

Какую пользу они приносят человеку.

Что всё в живой природе взаимосвязано.

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят . В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза. Наши умелые предки из шкур производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжи, теплую, удобную одежду - дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, различные накидки, шапки. Из сухожилий – нитки, которые использовались для изготовления луков, для сшивания краев грубой одежды, а также это был лечебный материал. Из костей изготавливались украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности, молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось. «Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус : животные не вытаптывали траву другого животного.

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них.

Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный :

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,

на коне завоевывались новые пространства,

корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.

Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,

овца – тепло, гармонию, плодородие.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» Методические разработки: «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» В проекте «Национальной.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется "Обычаи осетинского народа". Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект «Домашняя утварь коми народа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар Проект на тему «Домашняя утварь коми народа» Воспитатели средней группы.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы.

Религиозные взгляды в Бурятии делятся на 2 группы - восточную и западную.

На востоке проповедуют буддизм ламаистского толка, а на западе - православие и шаманизм.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Традиции и обычаи бурятского народа

Традиции и обычаи бурятского народа тесно связаны с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Зачастую из родовых юрт доносились различные звуки животных - уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает.

Многие игры и танцы были не просто развлечением, но и неким обрядом. Например, игра "Земхэн" устраивалась для того, чтобы незнакомые роды стали ближе друг другу в общении.

У кузнецов также были интересные обычаи. Для того, чтобы освятить свою кузницу, они проводили обряд "Хихиин хуурай". Если после этого обряда сгорало жилище или человек погибал от удара молнией, устраивался "Нэрьеэри наадан", в дни проведения которого, проводились специальные обряды.

Цель: рассмотреть отражение в эпосе «Гэсэр» культурных традиций и нравственных ценностей бурятского народа Задачи: подробно изучить эпос «Гэсэр» - памятник народной культуры народов Востока познакомиться с особенностями исполнения эпоса Изучить нравы и обычаи бурятского народа, способы ведения хозяйства, основы домашнего уклада, бытовую фразеологию, найти их описание в эпосе «Гэсэр»


Народная культура – это совершенно особый пласт культуры национальной, источник развития и хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, мировоззрения, нравственные ценности. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, способы ведения хозяйства, домашний уклад и даже бытовая фразеология. Все они входят в истинные памятники народной культуры, к каким с полным правом можно причислить «Илиаду Центральной Азии» - героический эпос «Гэсэр»






Улигеры исполнялись только ночью. Певцу подстилали белый войлок, который символизировал первозданную чистоту улигера. Перед началом исполнения собравшиеся люди пели специальные призывания, после которых начинался сам улигер. Никто не имел права прервать или остановить сказителя: считалось, что это может повредить предстоящему походу или охоте.


Одним из наиболее талантливых улигершинов, от которого и была записана та версия «Гэсэра», в которой ученые усматривают наиболее архаические элементы эпоса, был Маншуд Эмэгеев (), живший в улусе Кукунут Эхирит – Булагатского аймака Иркутской области, в бедной крестьянской семье.


Для стиля «Гэсэра» характерно наличие «общих мест» - устойчивых словесных сочетаний, которые постоянно повторяются в ходе повествования. К таким «общим местам в эпическом повествовании можно отнести песни – вставки («сэг даралга»), которые исполнялись улигершином вместе со слушателем перед началом повествования об очередном походе богатыря. Далее идут пожелания удачи герою, похвалы, адресованные его коню и оружию, или прославление его подвигов. «Пусть скакун верховой во весь опор скачет! Пусть наш могучий Гэсэр цели своей достигнет!» Такие «общие места» близки по характеру и форме к традиционному фольклорному жанру – благопожеланиям.


В бурятском варианте эпоса отражены основные черты становления и распада родового общества. В эпосе отразилось народное самосознание периода борьбы со стихийными силами природы в виде чудовищ, борьбы за сохранение рода. По данным археологии, все это характеризует жизнь племен, живущих возле Байкала задолго до начала нашего тысячелетия.


Композиция «Гэсэриады» Эпос состоит из девяти глав (ветвей). Объясняется такая композиция так: у Священного древа, связывающего небо и землю, девять ветвей. Столько же сказаний-ветвей о герое, спустившемся с неба на землю, чтобы помочь людям. Девять ветвей у зеленого дерева, Каждая ветвь листвою повита, Девять знаем сказаний древних, В каждом сказанье – битва.


Мифологические образы Кроме упоминаний о Священном дереве, связывающем Землю и Небо, на котором обитают тэнгрии – небожители, ведающие людскими судьбами, в «Гэсэриаде» говорится о Священной горе Сумбэр, находящейся, по верованиям жителей древней Азии, в центре мира, о Млечном Пути, называемом Белым Швом. Появляется и образ Вселенной, возрожденной из хаоса, которая называется также и Белым Дном, символизирующим небеса в ясную погоду.


Действие первой ветви – «Истоки людских судеб» - происходит на небе. Свое понимание добра и зла, их распространения в мире народ представил в виде небесного пантеона тэнгриев – божеств, вершащих людские судьбы на небесах. Издавна соперничают семейства добрых западных божеств, родоначальницей которых является бабушка Манзан – Гурмэ, дочь великой матери Эхэ – бурхан(в эпосе – Эхэ- Юрен) и Солнца. Ее потомки олицетворяют в бурятской мифологии положительные начала, творят мир, совершенствуют Вселенную и Землю. Ей противостоит младшая сестра Хара - Манзан (или Маяс Хара), рожденная Эхэ-Бурхан от Месяца. От нее пошли злые восточные небожители, главным занятием которых являются «месть и вражда».


Пантеон тэнгриев -небожителей Всего небожителей девяносто девять. Добрых небожителей пятьдесят пять, а служащих злу,- сорок четыре. Глава добрых небожителей – Хан- Хурмас имеет трех сыновей и трех дочерей, блистающих волшебными умениями. Глава злых восточных божеств - Атай - Улан тоже имеет не менее любимых и достойных сыновей и дочерей, противостоящих детям Хана-Хурмаса.


Издавна велся спор между западными небожителями – богатырями, кто могущественнее: пятьдесят пять западных добрых небожителя или сорок четыре западных, служащих силам зла и разрушения. Битва небожителей, после которой на земле появляется зло, произошла из-за прекрасной дочери Сэгэн–Сэбдэга Сэсэг-Ногон.


В поединке за руку красавицы побеждает старший сын Хурмаса Заса-Мэргэн. Его соперник старший сын Атай- Улана Саган-Хасар был сброшен Заса-Мэргэном на землю, в урочище Хонин-Хото. Пытаясь отомстить за брата, средний сын Атай-Улана Шара- Хасар и его младший сын Хаара-Хасар также оказываются поверженными и сброшенными в урочище Хонин - Хото, где становятся тремя злыми шарагольскими ханами Желтой реки. На небе в это время в решающую схватку вступают Атай-Улан, стремящийся отомстить за сыновей, и Хан - Хурмас.


Победив Атай-Улана, Хан- Хурмас расчленяет его тело. Отрубленные части тела Хурмас сбрасывает с неба на землю, и там они превращаются в чудовища, грозящие гибелью всему живому. Части тела Атай-Улана, Как на землю, отрублены, прибыли, Стали черным источником гибели, Ибо жаждали постоянно, День за днем и из года в год, Истребить человеческий род.




Бухэ-Бэлигтэ решает вместо отца сойти на землю, ради победы над врагами. Дочь Солнца стала земной матерью спасителя людей. Для этого ее выдали замуж за хана Сэнгэлэна, но перед этим искалечили, после чего красавица превратилась в старуху, а Сэнгэлэн – в старика. Их оставили на перевале в убогой юрте, так как спаситель, по замыслу богов, должен был родиться в нужде, у людей, познавших страдание.


Жизнь богатыря на земле становится легендой, следы которой остались в географических названиях и древних памятниках. Например, в Унге и Тунке есть памятные места битв и походов Гэсэра, названия многих горных хребтов, урочищ, рек и озер, приведенные в эпосе, существуют до сих пор, как, например, Желтая река и Желтое море, возле которых Гэсэру пришлось сразиться с желтыми бесами.


Основным образным художественным средством в улигере является гипербола – прием художественного преувеличения. Причем гиперболы построены на представлении о реальных объектах. Например, Гэсэр, узнав, что в его отсутствие врагами были погублены богатыри, а жена похищена, заплакал. «И когда из правого глаза уронил богатырь слезу – та слеза разлилась широко, и Байкал засинел внизу. А слеза из левого глаза стала нашей рекой драгоценной – нам сверкающей издалека, полноводной, широкой Леной»…


Роль артефактов в борьбе с силами зла В улигере, который посвящен рассказу о младенчестве Гэсэра, дается описание колыбели, в которую мальчику обязательно кладут плеть как будущему хорошему наезднику. Плеть в сказании выступает, как артефакт, помогающий герою в борьбе с силами зла.




Много места в эпосе отводится и описанию коня героя – Бэльгэна. Сначала это любимый конь Хана- Хурмаса. Но он соглашается отдать его Бухэ-Бэлигтэ, так как для сражений с чудовищами нужен настоящий богатырский конь. Бэльгэн в эпосе не раз спасает своего друга – седока от беды. Буряты с древности подчеркивали неразрывную связь коня с человеком, особенно с батором - хозяином.


Когда Гэсэр рождается на земле, скорее всего, происходит переход общества от матриархата к патриархату. Книга судеб находится в руках бабушки Манзан Гурмэ, решающее камлание производит женщина – шаманка Шайнархан, третья жена Гэсэра, Алма-Мэргэн - дочь владыки вод Уса- Лобсона, стреляет лучше будущего мужа и в первую их встречу на охоте оставляет его без добычи. Но с ней же впоследствии связан отказ женщин от оружия.


Подчеркивается в эпосе и уважительное отношение к старикам. Гэсэр, выручая из плена Урмай-Гохон, притворяется стариком и ложится на полянке возле родника. В это время семьдесят две служанки шарагольских ханов, придя за водой, перешагнули через него, а семьдесят третья возмутилась: «Не могу на это смотреть я! Вы нарушить обычай дерзнули, через старца перешагнули, погляжу я, вы слишком горды!» Увидев, что девушка чтит обычаи, Гэсэр выспросил у нее, куда она и ее подруги носят воду, и узнал, где скрывают Урмай-Гохон.


Абай - Гэсэр – могучий воин, но так как главное качество его характера – доброта, мир для него – самая лучшая награда за подвиги. После победоносного похода на врагов он решает так: Наступило желанное время! Ни к чему походное стремя, Ни колчанов не надо, ни стрел, Не нужны ни мечи, ни луки! Заканчивается «Гэсэриада» гимном жизни и любви к родной земле. Они являются самым важным мотивом великого эпического сказания.


Эпос «Гэсэр» не только знакомит с культурными традициями бурятского народа, которые нашли отражение в обрядах, про которые говорится сюжете. Нравственные ценности, воспетые в эпосе: любовь к родной земле, почтительное отношение к предкам, забота о детях – близки сердцу каждого человека. Борьба со злом, освобождение людей от несчастий и бедствий, доброта и бескорыстие главного героя не могут не привлекать к произведению внимание прогрессивных, культурных людей всего мира.

История. Буряты- нация монгольского
происхождения, проживающая на
территории Забайкалья, Иркутской
области и Республики Бурятия. Всего
носителей этого этноса
насчитывается около 690 тыс.
человек по результатам последней
переписи населения. Бурятский язык
является самостоятельной веткой
одного из монгольских наречий. Как и
все кочевники, буряты долгое время
были шаманистами - почитали духов
природы и всего живого, имели
обширный пантеон различных
божеств и совершали шаманские
ритуалы и жертвоприношения. В 16
веке среди монголов стремительно
начал распространяться буддизм, и
столетие спустя большинство бурят
покинуло свою коренную религию.

Традиции.

Классические традиции бурятского этноса
передавались из поколения в поколение много
веков подряд. Они складывались под влиянием
тех или иных потребностей общественного
уклада, совершенствовались и изменялись под
влиянием современных тенденций, но
сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит
бурят, стоит посетить один из
многочисленных праздников, таких как
Сурхарбан. Все бурятские праздники -
большие, и маленькие, - сопровождаются
танцами и забавами, в числе которых
неизменные состязания в ловкости и силе
среди мужчин. Главный праздник в году у
бурят - Сагаалган, этнический Новый Год,
приготовления к которому начинаются
задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных
ценностей наиболее значимы для них самих.
Кровные узы для этого народа очень важны, а
пращуры - почитаемы. Каждый бурят
может без труда назвать всех своих предков
до седьмого поколения по линии отца.

История и традиции бурятской кухни

Буряты – народ кочевой, в связи с чем у
этого народа сложились свои традиции в
питании. Образ жизни кочевников требует
огромных энергетических затрат, поэтому
кухня Бурятии отличается сытностью
блюд и их калорийностью. Занимаясь
скотоводством с незапамятных времен,
этот народ имеет в своем рационе
огромное множество мясных и молочных
блюд.

Поза, второе название – бууза, является
национальным блюдом бурятской кухни. В
кусочки теста заворачивают фарш,
смешанный с внутренним жиром.
А знаменитый бурятский плов – это
гордость и украшение праздничного стола.
Молоко – второй основной продукт
питания бурятов, после мяса. Ни один
прием пищи не обходится без
употребления молока или других молочных
продуктов. Молоко, сливки или сметана
обязательно присутствуют на столе,
иначе трапеза не считается полноценной.
Из молока буряты изготавливают сыр
хурууд – национальный продукт Бурятии.
Непременное условие изготовления сыра –
цельное молоко и деревянная посуда. Не
менее популярны кумыс и курунгу. А еще
хозяйки умеют делать потрясающе
вкусное лакомство – творожные снежки.

На столе обязательно
присутствует первое блюдо. Шулеп,
или суп-лапша, является
национальным блюдом. Его рецепт
строго охраняется и передается от
одного поколения к другому.
В Бурятии кроме национальных
блюд есть и национальные напитки.
Без сомнения это чай! Существует
уникальная чайная церемония с
множеством ритуалов,
напоминающая священное
действие. Предпочтение отдается
зеленому чаю. Готовят его по
особой технологии. Вначале листья
чая доводят до кипения, избавляя их
от горького привкуса, затем,
добавив молоко, кипятят повторно.

Национальная одежда.

Халаты – главный элемент одежды бурят в
былые времена, шили из тканей синего
Национальная одежда.
цвета. Но могли быть исключения. Порой их
делали из коричневого, бордового или
темно-зеленого материала.
Мужской халат украшал особый
четырехугольный борт «энгэр», который
имел не столько утилитарное, сколько
символическое значение. Энгэр состоял из
цветных полос, верхняя из которых должна
была быть белая. Позже, когда среди бурят
начал распространяться буддизм, ее стали
делать золотисто-желтого цвета.
У бурят каждый цвет имеет свой символ.
Черный – это земля, дом и родина, красный –
огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Как мы упоминали раньше, буряты вели
кочевой образ жизни и занимались
скотоводством. Потому одежду свою
они шили из шкур, шерсти и меха.
Хлопчатобумажные ткани и сукно
покупали на ярмарках, которые
проходили в Иркутске. Поскольку зимы в
Бурятии суровые, то и в костюме есть
зимний и летний варианты. Для пошива
зимнего халата, который назывался
«дэгэл», использовали овчину, обшитую
бархатом. Летний повседневный халат
(«тэрлинг») шили из
хлопчатобумажных тканей, а
праздничный делали из шелка. Халаты
кроили без плечевых швов.
Застегивались они сбоку. Это защищало
от сильных ветров и лучше согревало.
Длина халата должна была закрывать
ноги как при ходьбе, так и при верховой
езде. К тому же, такой длинный халат
легко мог стать при необходимости
походной постелью: на одну полу
ложились, другой укрывались.

Мужской костюм дополняли два
элемента – нож («хутага») и огниво
(«хэтэ»). Первоначально эти вещи
имели утилитарное значение, но со
временем стали элементами декора
костюма. Ножны и рукоять ножа
украшали чеканкой, самоцветами и
серебряными подвесками. Огниво
выглядело как небольшая сумочка из
кожи, ко дну которой крепилось
стальное кресало. Его также украшали
бляхами с чеканными узорами.
Носили огниво и нож на поясе.
Женские украшения были более
сложными. Это и кольца, которые
носили на каждом пальце, бывало
даже в несколько рядов, и браслеты
на обеих руках, и серьги, и височные
кольца, и нагрудные украшения.
Последние состояли из множества
серебряных медальонов, которые
могли быть квадратные, треугольные и
круглые. В них вкладывали молитвы,
которые служили оберегом.






2024 © strike-defence.ru.