Что лучше продавать у оживленной трассы. Что выгодно продавать на трассе


Развитие придорожной инфраструктуры катастрофически не поспевает за уровнемавтомобилизации. Даже на трассах федерального значения явно не хватает заправок, кафе, шиномонтажей, гостиниц, автомастерских, телефонов.

Сейчас в стране огромноеколичество автомобилей, и ежегодно автопарк увеличивается на сотни тысяч машин. Вдумайтесь в эту цифру. Настоящий автомобильный бум. Но по числу автомобилей на тысячу жителей нам еще далеко до Европы и, тем более, до уровня США (где на каждую семью приходится, чуть ли не 2 автомобиля). Но тем не менее.

Развитие придорожной инфраструктуры катастрофически не поспевает за уровнемавтомобилизации. Даже на трассах федерального значения явно не хватает заправок, кафе, шиномонтажей, гостиниц, автомастерских, телефонов. Элементарных парковок, где есть туалет и вода. Я часто езжу в другие города и вижу участки дорог по 50, 80 и даже 100 км, где нет никакого намека на цивилизацию. И это - в европейской части. За Уралом, думаю, картина еще грустнее…

Удивительная ситуация. Машин много. Желающих куда-то ехать тоже немало. Грузо- и пассажиропотоки колоссальные. Но почти никакого сервиса и обслуживания на дороге не предлагается. Только единичные кафе и исключительно рядом с городом. По некоторым дорогам проезжает десятки тысяч автомобилей в сутки - сотни тысяч людей. Большинство из тех, кто едет и рады бы в придорожных кафе оставить деньги -так ведь негде!А те кафе, что есть, - в большинстве своем какие-то бамовские вагончики. Даже удивительно: в городах уже все кафе и магазины давно с евроремонтом, а на дорогах - какие-то строительные бытовки…

Отдельный разговор про летний период . Полстраны едет на юг. Гигантская автомобильная миграция. Миллионы людей едут отдыхать и тратить деньги. И на протяжении всей дороги им не предлагается почти никакой инфраструктуры.

Просто для примера.Дорога из Москвы на Черное море (это примерно 1.500 км). У большинства водителей уходит на это путешествие два световых дня, требуется ночлег. И на всем этом участке не больше 5 гостиниц, таких, чтобы не приходилось съезжать с трассы. Люди спят в машинах.Кто путешествовал - подтвердит: ночью любой пост ГАИ на трассе - это сотни машин со спящими людьми.Большинство тех, кто семьей спит в легковой машине,с готовностью бы оплатил гостиницу. Но такая услуга не предлагается…

Еще пример. В дороге всякое может случиться. Поломка, например. До ближайшей мастерской может оказаться 100 и даже 200 км… А уж если потребуется эвакуатор… Читаю в известном автомобильном журнале. Сотрудники редакции едут из Москвы в Казань. По дороге ломается коробка-автомат.Нужен эвакуатор. Единственный возможный вариант - вызывать из Москвы, за 500 км. Полтора суток люди живут в машине. Если опустить технические подробности про машину и автомат, -впечатление, что на дворе 17-й век, освоение Сибири…

И еще пример. У меня в машине стоит газобалонное оборудование, езжу на пропан-бутане. Также как еще 1 миллион машин. На трассе есть участки по 200-300км, где нет газовых заправок. Это даже не смешно.

Все, кто путешествовал по Европе на автомобиле, видели: мотели, кемпинги, заправки, кафе и т.д. на каждом углу. Это очень просто и очевидно - если люди едут (с деньгами), значит, им по дороге обязательно потребуется какие-то товары и услуги. И рынок их предлагает.

И вывод более чем очевидный. Предложить товары, услуги, какой-то сервис на трассе.Вот, что будет востребовано:

На обочинах дорог в сельских районах Германии, Голландии, Франции можно видеть выставленные на продажу овощи, фрукты или цветы - и никого рядом. Ни продавцов, ни охранников. Нет и видеонаблюдения. Возле импровизированных прилавков самодельная «касса» для оплаты. Взял, что приглянулось - честно оставил нужную сумму. Фермеры в европейских странах часто торгуют продукцией собственного производства таким образом. Мы решили проверить, возможна ли такая схема у нас.

Самая главная ошибка, которая была сделана: ценник должен хорошо просматриваться с дороги, иначе автомобилисты, которые едут с большой скоростью, его просто не заметят
Фото автора


«Останешься и без яблок, без денег»

Первым делом отправился на рынок, купил четыре сетки с фруктами. В каждой примерно по три килограмма. Дома занялся фасовкой. Разложил яблоки по полиэтиленовым пакетам, завязал, сложил в коробку. Один пакет - один килограмм - один рубль. На листе бумаги написал текст. Ничего особенного: вес, стоимость, метод оплаты - в коробочку. В конце небольшое пожелание: «Пожалуйста, платите честно». На чердаке бабушкиного дома отыскал старую деревянную скамеечку. К ней прибил пластиковый контейнер от стирального порошка с прорезью для денег. Это «касса». Оторвать ее, при желании, - плевое дело. Тем интереснее - устоит ли.


Сосед, узнав о моей затее, рассмеялся: «Останешься и без яблок, и без денег». В том, что результат эксперимента окажется иным, сильно сомневался и я. Но пути назад нет. Яблоки куплены, упакованы, касса готова принимать наличку. Осталось найти место для торговли. Это сделать несложно. Главный критерий - чтобы трасса была не слишком оживленной, но при этом и не пустынной. В общем, я оказался на автодороге республиканского значения Р-85, соединяющей Пружаны и Высокое. Свой нехитрый товар разложил быстро. И сразу же заметил первые «косяки», которые связаны, конечно же, с отсутствием подобного опыта. Табличка оказалась мелковатой. Прочесть, что на ней написано, водителю автомобиля, мчащегося на скорости 100 км/ч, будет очень сложно. А конструкция из пары картонных коробок и «услончыка» оказалась низкой, неприметной. Но что-то менять уже поздно. В общем, оставляю яблоки на произвол судьбы, а сам ухожу прятаться в небольшой лесок тут же, у дороги. Раскладываю стульчик, открываю термос с чаем и жду первых покупателей. Ждать пришлось долго.

Где продавец? Нет продавца!

Чай допит, осенние красоты рассмотрены и оценены, а яблоки все еще лежат мертвым грузом. Никому они не нужны. Ни за деньги, ни бесплатно. Прошел почти час, а их даже украсть никто не попытался! Впрочем, машин на трассе совсем мало. Две-три в минуту. Первым интерес к фруктам на обочине проявил дедушка-велосипедист. Остановился, подошел поближе. Прочитав надпись, несколько раз оглянулся по сторонам, сел на велосипед и был таков. Еще через пять минут возле моей «точки» остановился трактор. Показалось, что просто заглох. Водитель вылез из кабины, подошел к яблокам. Секунд 20 разглядывал надпись. Потом еще столько же скользил взглядом по окрестностям в поисках продавца. Напрасно, товарищ. Нет продавца! У нас самообслуживание и полное доверие к покупателям.

Видимо, тракторист почуял подвох и собрался уезжать, а мне жуть как надоело сидеть в засаде. Решил пообщаться. Он оказался парнем разговорчивым. Зовут Сергеем, с женой живут душа в душу, растят двух дочурок:

Я вообще-то думал, что тут грибы какие-то продаются, хотел цену узнать, вот и остановился. А потом только сообразил, что продавца нигде не видно. Почему не купил? Не хочу я тратить деньги на яблоки. У моей тещи большой хороший сад. Без денег брать тоже не стал. Во-первых, я не вор, а во-вторых, мало ли, видеонаблюдение или милиционер за деревом дежурит. Мне лишние проблемы не нужны. А вообще затея эта не для нашего человека. И деньги заберут, и яблоки. Точно говорю.

Пакет с яблоками Сергею я все-таки вручил. В качестве подарка для дочек. На том и распрощались.

Первая удача и разочарование

После полудня машин на трассе прибавилось. Некоторые притормаживали у моего «мини-рынка», даже останавливались, но не более. В «кассе» по-прежнему пусто. Я успел мысленно похоронить свой эксперимент, но удача мне улыбнулась.

Белоснежная KIA с регистрационными знаками Гродненской области сначала пронеслась мимо, но через сотню метров остановилась. Задний ход. Из авто вышла женщина лет пятидесяти, подошла к яблокам. Прочла надпись, заулыбалась, жестом подозвала водителя. Я, сидя в засаде, улыбался вместе с ней. Водитель достал мобильный телефон, сфотографировал мою торговую точку. А я ждал, чем все закончится. Карман мужской куртки расстегнут, в руках появляется кошелек, монета падает в «кассу». Есть! Женщина берет два пакета с яблоками, и пара направляется к машине.

Я подбежал к покупателям, чем их немного напугал. Поблагодарил и рассказал о сути своего эксперимента. Супруги Николай и Елена признались, что такой способ продажи фруктов их удивил:

Мы как раз недавно смотрели в интернете ролик о том, что овощи и фрукты таким образом продаются в Германии. Но, увидев что-то подобное у нас, очень удивились! К сожалению, наше общество еще не готово к таким отношениям. Шансов закончиться положительно у вашего эксперимента нет никаких. Это лишь вопрос времени. Но, надеюсь, когда-нибудь и для наших людей так продавать и покупать сельхозпродукцию станет вполне обычным делом.

Слова моих первых покупателей подтвердились уже через десяток минут. Водитель ГАЗа выпрыгнул из машины, подошел к яблокам, взял два пакета и вразвалочку пошел обратно. Коробку с двумя рублями, правда, не тронул.

А почему вы не заплатили? - крикнул я, выбираясь из своего укрытия. - Вот здесь указана цена, здесь написано, где оставлять деньги.

Мужичок растерялся, но свой поступок попытался оправдать:

Так ничего же не понятно. Кому, как платить? Я подумал, что какой-то ребенок продавал яблоки, не продал и оставил, чтобы люди просто так брали. Держи свои яблоки, сто лет они мне нужны.

«Покупать у бабушек как-то привычнее»


Затевая эксперимент, чего-то другого я особо не ожидал, но этот случай настроение подпортил. К счастью, подобный инцидент оказался единственным. Проезжающих мимо людей яблоки на обочине не интересовали вовсе. Кто-то притормаживал, читал надпись и уезжал. Некоторые, как тракторист, подходили, разглядывали товар, искали взглядом продавца, милиционера, видеокамеру или что-то еще, но уезжали ни с чем.

Третий килограмм яблок у меня купила девушка по имени Ирина, когда я уже особо не прятался и собирался уезжать. Она возвращалась из командировки, решила остановиться, купить фруктов для восьмилетнего сына. Прочла надпись, поинтересовалась результатами торговли. Два рубля. Негусто. Зато они остались на месте.

Я бы, наверное, купила и без продавца, но для наших людей такой вид торговли в диковинку. А ко всему новому мы относимся настороженно. Как могут яблоки просто так лежать на обочине и сами себя продавать? Человек сразу смекнет: здесь что-то нечисто. Покупать у бабушек как-то привычнее.

Какой вывод? Очень простой. Нас девять с половиной миллионов, и всем нам предстоит еще многому научиться. Прежде всего самоуважению и обычным, прописным истинам: что чужой труд нужно уважать, а доверие ценить. Что брать чужое плохо, а работать и зарабатывать свое - хорошо и даже почетно. А еще хотя бы чуточку, самую малость, научиться уважать тех, кто живет рядом, в одной стране.

Прежде чем определяться с направлением деятельности, нужно учесть, что рассчитывать на постоянную клиентуру не придется. Тем не менее, непостоянных потребителей найдется довольно много. Важно понимать, что предложение товаров и услуг должно соответствовать потребностям населения.

Далее следует зарегистрировать свою компанию. Для малого сегмента больше подойдет организация индивидуального предпринимательства. Далее в зависимости от масштаба определяем необходимую площадь и месторасположение. Выбирайте наиболее проходимое место, то есть те трассы, которые проложены, например, по пути в курортные города или города промышленного значения. Закупку оборудования и наем персонала следует производить в соответствии с выбранным видом деятельности.

Предлагаем Вам подборку, в которой перечислены основные идеи для бизнеса в придорожном сегменте.

Мотель

В России данная идея предпринимательства на трассе развита не широко. Тем не менее, востребованность такого рода услуг присутствует и имеет тенденцию к росту. Чтобы реализовать идею открытия мотеля, для начала определите выгодное месторасположение. Идеальный вариант — если недалеко будет находиться действующий автосервис, заправка или магазин. Необходимо учитывать требования, предъявляемые к бизнесу на трассе. Например, указатели мотеля не должны мешать дорожному обзору. Должна быть соблюдена оптимальная удаленность от дороги.

Определяющим фактором для данной идеи является наличие большой парковки, в противном случае поток клиентов будет значительно снижен. Для мотеля масштабом в 10 номеров понадобится площадь приблизительно в 150 кв. метров. Вид из окон каждого номера должен выходить на парковку, чтобы постояльцы могли видеть свои автомобили. Обстановка внутри номеров может быть минимальной:

  • кровать;
  • шкаф;
  • тумбочки;
  • телевизор;
  • душевая комната.

Cоздайте комфортную атмосферу для своих клиентов в виде приятного ремонта. Тогда при следующей поездке они остановятся снова у Вас. Для клиентов немаловажным фактором является наличие терминалов оплаты мобильных услуг, а также прием кредитных карт. Для оптимального привлечения рекомендуется оформить здание под определенную тематику.

Придорожное кафе

При долгих поездках подобные заведения у дорог просто необходимы. К тому же, уровень конкуренции для такой идеи минимален. Чтобы открыть кафе у дороги, необходимо небольшое здание с камерной и комфортной обстановкой. Кроме того, подъезд к нему должен быть удобен и максимально открыт, а также предпочтительно наличие парковочных мест.

Количество столов рассчитывайте приблизительно на 70 человек, не более. Кроме того, обязателен круглосуточный график работы. Также определите сменность в работе для Вашего персонала.

Что касается меню, делайте упор на блюда, приготовление которых не занимает более 25 минут, а также предложите услугу еды «на вынос». Долгое ожидание для кафе на трассе неприемлемо. Будьте внимательны к водителям и экскурсоводам, которые останавливаются у Вас наиболее часто, Вы можете договориться с ними о привлечении дополнительной клиентуры. Взамен предоставляйте подобным потребителям скидки.

Автосервис

Важным видом услуг на трассе является ремонт автомобилей. Поэтому рекомендуется идея открытия автосервиса и шиномонтажа. Оптимальным вариантом будет сочетание данных услуг в одном сервисе. Самое удачное месторасположение для данной идеи бизнеса считается низкая удаленность от городов. Обязательно включите в Ваш ассортимент диагностику автомобиля, так как на трассах данный вид услуг наиболее востребован. Кузовные работы включать в номенклатуру можно, но специализироваться на этом направлении не рекомендуется.

Сауна и душевые

На трассе такая идея для бизнеса наиболее актуальна, однако среди предпринимателей данное направление не развито, поэтому конкуренции в данном виде бизнеса практически нет. График работы лучше всего круглосуточный. Кроме того, выгодным расположением считается место рядом с автосервисом и другими объектами

Площадка торговли

Данная идея оптимально функционирует в сочетании с другими объектами: гостиницей, автозаправкой и так далее. Наиболее актуальными товарами будут считаться продовольственные, при этом основной упор нужно делать на продукты с продолжительным сроком годности. Кроме того, необходимы сопутствующие товары для автомобилей, например, незамерзайка, различные путеводители и карты, батарейки и многое другое.

Если реализовать бизнес-идею на трассе «с нуля» кажется Вам трудной задачей, имеется возможность в данной сфере деятельности. Так Вы приобретете функционирующее предприятие с развитой организационной структурой и налаженной системой управления. На нашем сайте Вы можете купить франшизу бизнеса на трассе в разной ценовой категории. Главным преимуществом франшизы является более низкая стоимость по сравнению с самостоятельной организацией своего дела. Успехов в новых начинаниях!

Легальному бизнесу на трассе не одна сотня лет. Как только появились первые дороги, появились и первые предприниматели, желающие заработать на проезжающих — таверны, постоялые дворы, хмельные — вот список первых успешных бизнес-проектов прошлых веков. Изменилась ли картина в XXI веке? Сейчас узнаете.

Представленный список не претендует на полноту, потому что, как и в любом другом бизнесе — здесь нет универсальных инструкций, следуя которым можно достичь успеха за два дня. В любом бизнесе нужно думать, учитывать множество факторов, свои возможности и обладать стремлением к успеху. К тому же, с каждым днем появляются и комбинируются, между собой, старые в невероятных соотношениях.

Открывая «бизнес на трассе» необходимо понимать и учитывать — сезонность дорожного трафика, типовую принадлежность большинства проезжающих, расположение и возможности дороги, близость городских и прочих инфраструктур, геолокацию, и другие местные особенности и факторы, влияющие на вашу конечную прибыль. Но, давайте обо всем по порядку.

Рекомендуем вам рассматривать идеи не по отдельности, а синтезировать и комбинировать из них одну идею — свою идею для бизнеса. К слову, для большинства бизнеса необходим участок земли рядом с дорогой — в собственности или долгосрочной аренде.

1. Строительство и ремонт дорог и других дорожных объектов

Одним из самых дорогих, но и самых прибыльных видов бизнеса «на дороге» является — ее строительство, обслуживание и ремонт.

В России две беды, причем одна беда ремонтирует другую. Помните эту шутку? На самом деле дорожное строительство и последующий ее ремонт — серьезный и очень емкий бизнес. В такой бизнес довольно сложно и дорого попасть. Речь идет даже не о бюрократии, а о стоимости всего оборудования, которое вам необходимо. Как правило, строительство, обслуживание и ремонт автодорог и федеральных трасс разыгрывается в различных тендерах, где строго прописаны все необходимые условия. Помимо этого, вы должны обладать знаниями, в вашей компании должны быть инженеры-проектировщики и технологи, сложная специализированная дорожная техника.

Ведь под строительством дорог подразумевается не только укладка асфальта, но и геологическая разведка, прокладка и перенос коммуникаций, строительство сложных дорожных развязок, мостов и тоннелей. Не забудьте включить в этот список строительство различных придорожных объектов — АЗС, отели, парковки и паркинги, и многое другое. Это тоже очень доходная статья работ.

И будьте готовы работать по всей стране, поскольку дороги есть не только в вашем регионе.

2. Как открыть АЗС на трассе

Открытие автомобильной заправочной станции на дороге или трассе обладает неоспоримым преимуществом — постоянный спрос на топливо.

Строительство АЗС на трассе несколько отличается от городских аналогов. В первую очередь количеством потребляемой продукции. Если в городе заправляются редко, но часто. То клиенты АЗС на загородных направлениях заправляются — «до полного бака» — а бак у большинства проезжающих от 200 литров.

Дополнительный сервис на АЗС также приветствуется и является либо привлекающим фактором, либо дополнительной прибылью. Магазин запчастей и автохимии, парковка с ночевкой, туалет, кафе, мотель и прочее, что можно построить на вашей площадке.

Стоимость открытия АЗС довольна высока и к открытию нужно подойти со всей ответственностью. При правильной ценовой политики может случится так, что к вам будут приезжать за топливом и жители близлежащего города.

3. Как открыть гостиницу или отель при трассе

Строительство и открытие дорожного отеля несет в себе унитарный момент. Нужно четко понимать для чего и для кого организуется мини-гостиница. Целевая аудитория и функциональность номерного фонда должна отвечать нескольким главным пунктам — комфортный сон, быстрый отдых. Не нужно ждать, что в вашей гостинице будут останавливаться на сутки — 6-12 часов, вот те временные рамки, в которых будет останавливаться ваш гость и ему важнее горячая вода и чистое белье, чем красивый вид и завтрак в номер.

Двигайтесь по этому плану, сначала обеспечьте гостю комфорт отдыха, а уже потом расширяйте рум-сервис дальше.

К слову, сейчас встречаются неплохие франшизы по созданию таких типов отелей и если вы новичок в бизнесе вы можете купить готовую франшизу, которая позволит вам правильно начать бизнес с нуля.

4. Открываем объект общепита на дороге

Под объектом общепита можно принять любой вид продажи готовой еды — шашлычная, бистро, пельменная, блинная, кафе, ресторан и все остальное. Преимущество такого бизнеса на трассе — отсутствие близкой конкуренции. Даже если на противоположной стороне дороги кто-нибудь откроет свое кафе, то он будет обслуживать свой трафик, попутный. А вы будете обслуживать свой попутный трафик.

Несколько секретов для кафе на дороге:

— ориентируйтесь на ваших постоянных клиентов, на дальнобойщиков, которые постоянно проезжают мимо вас. Но, и не забывайте про просто проезжающих людей, они будут оставлять отзывы о вас, воспользовавшись вашими услугами единоразово.

— изучите проезжающий трафик. Если вы откроете кафе на трассе, где часто проезжают междугородные автобусы, идущие на большие расстояния, то есть, их рейс составляет более 4 часов — то стоит задуматься о некотором договоре с их водителями или компанией. Так, организовав для них — 30-минутную стоянку, где пассажиры могут отдохнуть, сходить в туалет (бесплатно), воспользоваться зарядкой мобильной техники (платно), получить горячий экспресс-ланч (платно, но очень дешево, либо за счет компании-перевозчика) — вы получите ежедневную кассу.

Масштабировать такой бизнес можно в мини-отель, автомойку, автосервис и АЗС.

Ту также встречаются готовые франшизы с отработанной схемой работы придорожных точек общепита, которые позволят вам в рекордные сроки открыть успешный бизнес.

5. Открытие автомагазина, автосервиса, шиномонтажа, автомойки на трассе

Сопутствующий товар всегда востребован. Формат продаж необходимого на трассе уходит глубоко в историю, еще в СССР строили проекты автокомплексов на трассе, где можно было обслужить автомобиль. Несмотря на это, открытие автомагазина, автосервиса для мелкого ремонта, автомойки, грузового шиномонтажа и прочего является рентабельным бизнесом. Трасса накладывает лишь некоторую специфику — ваша целевая аудитория будет отличатся от целевой аудитории в городе в силу преобладания других автомобилей на трассе и спроса на другую продукцию, так у вас практически не будет спроса на дорогие запчасти, авто на автохимию, лампы и прочую мелочь — спрос будет очень стабилен.

Несомненные плюс такого бизнеса — стоимость открытия, по сравнению с предыдущими, явно ниже, не требует особых знаний в вопросе, главное четко понять что продавать и какие услуги востребованы.

Торговля вдоль автотрасс давно стала привычным явлением для московского региона. Чем только не торгуют у дорог: от арбузов до «незамерзайки». Однако зачастую это некачественные и опасные для здоровья товары. Минувшим летом губернатор Московской области Андрей Воробьев призвал областное правительство навести порядок с нестационарной торговлей в придорожной полосе, в первую очередь, у таких крупных магистралей, как Егорьевское, Каширское, Волоколамское и Пятницкое шоссе. В чем плюсы и минусы придорожной торговли, и как власти Подмосковья намерены упорядочить эту сферу потребрынка, выяснял обозреватель РИАМО.

По действующим правилам, любая торговля ближе 50 метров к дорожному полотну строго запрещена. Тем не менее, каждый год на обочинах трасс в Подмосковье можно увидеть бахчевые развалы, лотки с ягодами и даже прилавки с рыбой и мясом.

Как известно, у придорожных торговцев велик риск купить товары сомнительного качества, и опрошенные РИАМО эксперты это подтверждают. Конечно, шанс нарваться на плохую продукцию есть и в магазинах, но там он существенно ниже из-за строгого контроля надзорных органов.

Между тем, санитарные требования к продукции, которой торгуют нестационарно, точно такие же, как и к товарам, которые продаются в крупных стационарных магазинах, отмечает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

«Однако организовать торговлю у дорог гораздо проще - и этим пользуются недобросовестные предприниматели, которые пытаются реализовать продукты, выращенные с явными нарушениями и содержащие вредные вещества», - отмечает Егармин.

Мало того, что сами по себе продукты, которыми торгуют у дорог, могут быть произведены с нарушениями - они зачастую впитывают придорожную пыль и выхлопы от машин, что не может не сказаться на их качестве и представляет серьезную опасность для здоровья. Результат употребления таких продуктов для покупателя может быть плачевным - вплоть до тяжелых пищевых отравлений.

«Я лично общался с врачами «Скорой помощи», которые рассказали, что в этом году было очень много пищевых отравлений из-за фруктов и ягод, многие из которых были приобретены у придорожных торговцев», - говорит адвокат Алишер Захидов.

По его словам, торговля арбузами неспроста официально разрешена только с 1 августа. Арбуз - ягода, которая созревает к определенному сроку, а если собрать урожай раньше срока, это чревато отравлениями и другими неприятными последствиями. А торговцы на обочинах дорог открывают торговлю арбузами задолго до 1 августа, игнорируя правила, констатирует юрист.

По его словам, бесконтрольной торговле на обочинах способствуют недобросовестные чиновники, в итоге торговцы получают возможность не только уходить от санитарных проверок, но и заниматься обвесом, обманывая покупателей.

Торговцы поневоле?

Впрочем, у любого явления есть как отрицательная, так и положительная сторона. По мнению Егармина, главное достоинство придорожной торговли состоит в том, что это кратчайший путь донести фермерскую продукцию до потребителя.

Кроме того, торговля у дорог для многих мелких сельхозпроизводителей - это едва ли не единственный способ продать свой урожай по достойной цене, считает автомобильный активист, координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

Допустим, семья собрала две тонны картофеля: одна пригодится им, а вторая явно лишняя. Килограмм картошки в магазине стоит в среднем 20 рублей. Конечно, картошку можно продать перекупщикам - максимум по 3-5 рублей. Но это очень невыгодно, проще ее выбросить. Соседям тоже не продашь - у них своей хватает. Остается одно - идти к оживленным дорогам и продавать картошку там, объясняет собеседник агентства.

По мнению автоэксперта, такие торговцы не создают проблем для дорожного движения, так как чаще выбирают не скоростные магистрали, а дороги возле поселков и деревень.

«В основном те, кто торгует на обочинах, работают у дорог, где скорость движения не превышает 90 км/ч. При таком скоростном режиме они не создают никаких помех автомобилистам», - объясняет Шкуматов.

«Другое дело - магистрали, где автомобили двигаются со скоростью до 110 км/ч, например, трасса М-4 «Дон». Торговля там однозначно должна быть запрещена», - считает автоэксперт.

Но дело в том, что зачастую торговцев там и так нет: двигающиеся на большой скорости автомобили просто не успевают останавливаться рядом с ними, добавил Шкуматов.

Кроме того, торговцам у дорог важна хорошая видимость - около 2 километров, достаточная для того, чтобы водители успели остановиться. Поэтому чаще всего сельхозпроизводителей. Торгующих с рук, можно увидеть в небольших населенных пунктах, где максимальная разрешенная скорость движения составляет 60 км/ч.

По мнению Шкуматова, такая радикальная мера, как полный запрет торговли у дорог, лишит множество людей заработка, а перекупщикам позволит приобретать сельскохозяйственную продукцию по бросовым ценам. Эксперт считает, что гораздо правильнее было бы создать организованные места для придорожной торговли с хорошими парковками, пойдя таким образом на компромисс.

Путь к цивилизованной торговле

Специалисты отмечают, что в последнее время придорожных торговцев в столичном регионе стало меньше, что, вероятнее всего, связано с тенденцией к сокращению числа предпринимателей в стране. Сказывается и то, что за обочины серьезно взялись власти Подмосковья.

«Для тех, кто торгует рядом с дорогами, сегодня создаются все условия для легализации бизнеса. Это и сезонные рынки, и ярмарки выходного дня», - говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

По его мнению, руководство Московской области понимает важность проблемы придорожной торговли и уделяет ей пристальное внимание. Другое дело, что некоторым чиновникам на местах порой просто нет до нее дела: ну, торгуют и торгуют.

«Но в целом Подмосковье - это вполне прогрессивный регион, и на сегодняшний день ситуация с торговлей у дорог постепенно меняется к лучшему», - считает Егармин.

В Подмосковье уже началась борьба с незаконной придорожной торговлей.

«В настоящее время проводится активная работа по выполнению поручений губернатора Московской области Андрея Воробьева. Вскоре все точки несанкционированной торговли должны исчезнуть с обочин подмосковных трасс», - сообщил РИАМО глава министерства потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.

Как уточнил министр, 75 несанкционированных придорожных развалов уже ликвидировано, еще 121 развал должен быть убран силами муниципалитетов в течение ближайших дух недель.

«Учитывая, что оборот от незаконной торговли на обочинах составляет десятки миллионов рублей, ликвидировать ее можно лишь системно, усилив работу надзорных органов и избавившись от коррупции в них», - считает адвокат Алишер Захидов.

Он привел в пример цивилизованную торговлю с машин агро-кластера «Фуд Сити» на Калужском шоссе, где за соблюдением всех норм торговли строго следят. По мнению эксперт, к такому формату нужно стремиться всему Подмосковью.







2024 © strike-defence.ru.