Оптовый и розничный рынки электроэнергии. О компании и продуктах Ценовые зоны оптового рынка электрической энергии


Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ – это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии.

Зачем выходить на оптовый рынок?

Преимущества

  • Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии;
  • Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет.

Недостатки

  • Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка;
  • Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Онлайн калькулятор экономического эффекта от выхода на ОРЭМ

Заполните контактную форму и данные формы расчета будут прикреплены к заявке.

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии и мощности?

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года.

Для выхода на оптовый рынок клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

  1. Согласовать с Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;
  2. Построить Автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка электроэнергии. На предприятии строиться современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;
  3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;
  4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Требования для выхода на ОРЭМ

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА.

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии:

Самостоятельно

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Технические требования:

  • строительство АИИС КУЭ;
  • 750 кВА;
  • присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию:

Самостоятельно

Требования по присоединенной мощности

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА . Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка

Необходимо строительство всех уровней системы

Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок

На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок

Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП "Совет рынка”

Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р

Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок

Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии

Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта

Полностью несет предприятие

Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Структура оптового рынка электроэнергии и мощности

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь.

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энергоснабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

  • сектор свободных договоров
  • сектор регулируемых договоров,
  • рынок на сутки вперед,
  • балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и покупателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва.

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообразовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие экономит на оплате энергосбытовой компании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

Для того чтобы правильно оценить все риски и возможности мы предлагаем вам провести бесплатный расчет экономической целесообразности от выхода на ОРЭМ. Оставьте свои контактные данные, мы вам перезвоним и проконсультируем.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ"

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам согласовать до 25 марта 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".

4. Министерству энергетики Российской Федерации утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания".

5. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" утвердить до 1 апреля 2011 г. скорректированные источники финансирования инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях".

6. Федеральной службе по тарифам:

а) в 2-недельный срок со дня утверждения скорректированных инвестиционных программ, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего постановления, пересмотреть составляющие цен на мощность, соответствующие размеру денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций);

пересмотреть на 2011 год цены на мощность для генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, индикативные цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков. Указанные цены применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2011 г.;

скорректировать по годам параметры изменения необходимой валовой выручки открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в целях сглаживания тарифов, обеспечив снижение необходимой валовой выручки на содержание объектов электросетевого хозяйства, относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в 2011 году в размере до 5 млрд. рублей, и пересмотреть установленные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы";

пересмотреть установленные на 2011 год для Калининградской ТЭЦ-2 (открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС") тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, тарифы на электрическую энергию и мощность, продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) в целях импорта (экспорта) в электроэнергетические системы иностранных государств, установленные для Калининградской области, и индикативные цены на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (неценовых зон), установленные на 2011 год для Калининградской области. Указанные цены (тарифы) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2011 г.;

в) до 1 июля 2011 г. совместно с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части участия представителей Федеральной антимонопольной службы и некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

7. Министерству энергетики Российской Федерации:

в 9-месячный срок подготовить совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и представить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части положений, касающихся организации торговли мощностью на оптовом рынке (в том числе применения установленных указанными Правилами коэффициентов при определении объема недопоставки мощности в случае невыполнения (частичного невыполнения) поставщиком условий поддержания генерирующего оборудования в состоянии готовности к выработке электрической энергии, а также возможности перехода к формированию цен на электрическую энергию исходя из полных затрат на выработку электрической энергии и мощности), на основе анализа функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности после завершения переходного периода.

8. В целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию Федеральной антимонопольной службе по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам утвердить до 1 мая 2011 г. методику определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности.

9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 мая 2011 г. пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с учетом подпункта "а", абзацев первого и второго подпункта "б" пункта 6 настоящего постановления и исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков не более чем на 15 процентов. По согласованию с Федеральной службой по тарифам органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе распространить действие решений о снижении указанных в настоящем пункте тарифов и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

10. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

11. Абзац шестой пункта 141 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 апреля 2011 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2010 г. N 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам оптового рынка
электрической энергии и мощности

абзац восьмой после слов "к числу потребителей которых относится население" дополнить словами "и (или) приравненные к нему категории потребителей";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Прогнозные объемы покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей для указанных субъектов определяются таким образом, чтобы отношение суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, не превышало 5000 и не было ниже 3500. Указанное отношение рассчитывается в определяемом Федеральной службой по тарифам порядке.".

дополнить словами ", подготовленное в том числе на основании информации организаций технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка о наличии временного совокупного дефицита электрической энергии в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка и превышении темпов изменения цен на электрическую энергию в соответствующей ценовой зоне (ценовых зонах) сверх ограничений, установленных правилами оптового рынка";

г) пункт 5 признать утратившим силу.

4. В постановлении Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 238 "Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1922; N 42, ст. 5397):

а) в наименовании слова "(мощности) переходного периода" заменить словами "и мощности";

б) в Правилах определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности, утвержденных указанным постановлением:

в пункте 1 слова "подпунктом "в-2" пункта 3 Правил оптового рынка электрической энергии "(мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643" заменить словами "подпунктом 10 пункта 4 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172";

подпункт "г" пункта 4 изложить в следующей редакции:

г) "плату за технологическое присоединение к электрическим и газовым сетям, утвержденную соответствующим органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.";

пункт 14 дополнить словами "за вычетом размера ранее полученных на такие мероприятия средств, включающих инвестиционную составляющую в составе средств, полученных от продажи электрической энергии и мощности, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов";

в пункте 17 слова "фактических затрат на оплату услуг по технологическому присоединению" заменить словами "платы за технологическое присоединение";

в) в Правилах индексации цены на мощность, утвержденных указанным постановлением:

в подпункте "б" пункта 2 слова "пунктом 86.36 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643" заменить словами "пунктом 114 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172";

абзац первый пункта 3 дополнить словами ", за исключением конкурентного отбора мощности на 2011 год";

в пункте 4 , в абзаце первом пункта 5 , абзаце первом пункта 6 , в абзацах первом и втором подпункта "а" и подпункте "в" пункта 6 слова "пунктом 86-36" заменить словами "пунктом 114".

г) в абзаце третьем пункта 6 Правил расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат, утвержденных указанным постановлением, слова "затрат на присоединение к технологической инфраструктуре, особенности определения которых" заменить словами "платы за технологическое присоединение к технологической инфраструктуре, особенности возмещения которой".

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2010 г.
N 1172

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312).

2. Пункт 141 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

3. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 81 "Об определении источников возмещения расходов на обеспечение деятельности и выполнение обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 658).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1554).

5. Пункт 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам сектора отклонений оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4401).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 661 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4677).

7. Пункт 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам участия в регулируемом секторе оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 676 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4930).

8. Пункт 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3835).

9. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 830 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 282). изменений, которые вносятся в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 996 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 3, ст. 182).

13. Пункт 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 476 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3285).

14. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114 "О порядке отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1103).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 462 "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2822).

16. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования перспективного источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 626 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4040).

электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5500).

20. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с установлением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период и ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1045 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6575).

21. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 89 "О некоторых вопросах организации долгосрочного отбора мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1803).

22. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 117 "О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 12, ст. 1333).

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменений в пункты 17 и 54 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 11, ст. 1216).

24. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 269 "О проведении конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 18, ст. 2239).

25. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с определением особенностей расчета стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 344 "О расчете стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2610).

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 388 "О внесении изменений в пункт 120 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2848).

27. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения особенностей расположения точек поставки для единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3175).

28. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с установлением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период и ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 695 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4708).

29. Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 740 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5071).

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 883 "О внесении изменений в пункт 86-26 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6511).

31. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 1107 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 3, ст. 541).

Субъекты оптового рынка, группы точек поставки которых расположены в неценовых зонах оптового рынка;

Производители электрической энергии и мощности, определенные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с критериями, определенными пунктом 62 настоящих Правил, и обязанные заключать в установленном настоящими Правилами порядке договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности с гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми и энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии и мощности которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии и мощности, функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

До 30 сентября 2012 г. субъекты оптового рынка, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, могут осуществлять покупку (поставку) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке не ранее даты вступления в силу принятых в отношении их по соответствующим группам точек поставки (в том числе условным) решений федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов по определению прогнозных объемов производства (потребления) электрической энергии и мощности при условии выполнения требований пунктов 23 - настоящих Правил.

Субъекты оптового рынка - покупатели электрической энергии и мощности по соответствующим группам точек поставки, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, могут осуществлять покупку электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с 1-го числа первого месяца очередного квартала, следующего за кварталом, не позднее 1-го числа последнего месяца которого ими были выполнены требования пунктов 23 - настоящих Правил и представлены в организацию коммерческой инфраструктуры в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, следующие данные:

Фактические объемы потребления электрической энергии и мощности с помесячной разбивкой за период времени, равный 1 году;

Прогнозные объемы потребления электрической энергии и мощности с помесячной разбивкой на оставшиеся кварталы текущего года и следующий календарный год.

С 1 июля 2012 г. организация коммерческой инфраструктуры не позднее чем за 20 календарных дней до 1-го числа первого месяца очередного квартала уведомляет федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов о наименовании субъектов оптового рынка и группах точек поставки, удовлетворяющих требованиям пунктов 23 - настоящих Правил, с одновременным предоставлением указанной в настоящем пункте информации, полученной от субъектов оптового рынка.

Субъекты оптового рынка - поставщики электрической энергии и мощности, функционирующие в ценовых зонах оптового рынка, могут осуществлять поставку электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с 1-го числа каждого месяца при условии выполнения ими требований пунктов 23 - настоящих Правил.

28. Организации, которые приобрели, в том числе в порядке правопреемства, право собственности либо право владения и (или) пользования в отношении энергопринимающих устройств (генерирующего оборудования) и (или) право покупки электрической энергии и мощности в отношении энергопринимающих устройств, ранее принадлежавшие субъекту оптового рынка, в отношении которых были зарегистрированы группы точек поставки на оптовом рынке, получают статус субъектов оптового рынка и осуществляют куплю-продажу электрической энергии и мощности в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, с использованием:

Соответствующей группы точек поставки, зарегистрированной за субъектом оптового рынка, которому ранее принадлежали указанные энергопринимающие устройства (генерирующее оборудование) и (или) право покупки электрической энергии и мощности в отношении энергопринимающих устройств;

Системы коммерческого учета, имеющейся в этих группах точек поставки;

Регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и (или) мощность и балансовых решений, принятых в отношении субъекта оптового рынка, которому ранее принадлежали указанные энергопринимающие устройства (генерирующее оборудование) и (или) право покупки электрической энергии и мощности в отношении энергопринимающих устройств.

Указанные организации предоставляют организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие соответствие систем коммерческого учета требованиям, установленным настоящими Правилами, и в случае их несоответствия этим требованиям приводят их в соответствие в течение 6 месяцев с даты получения такими организациями статуса субъекта оптового рынка и начала покупки (поставки) электрической энергии и мощности в соответствующих группах точек поставки.

Указанные положения применяются, если состав указанной группы точек поставки остается неизменным в момент передачи прав на энергопринимающие устройства (генерирующее оборудование) и (или) права покупки электрической энергии и мощности в отношении энергопринимающих устройств.

29. Организация, являющаяся субъектом оптового рынка, которой присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с установленным Основными положениями функционирования розничных рынков порядком смены гарантирующего поставщика, начинает с даты присвоения ей статуса гарантирующего поставщика участвовать в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки предыдущего гарантирующего поставщика, соответствующих зоне его деятельности, в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Если организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с установленным Основными положениями функционирования розничных рынков порядком смены гарантирующего поставщика, не является субъектом оптового рынка, она приобретает статус субъекта оптового рынка с даты присвоения ей статуса гарантирующего поставщика и начинает участвовать в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки предыдущего гарантирующего поставщика, соответствующих зоне его деятельности, в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, предоставляет организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие соответствие систем коммерческого учета, ранее использовавшихся предыдущим гарантирующим поставщиком, требованиям, установленным настоящими Правилами, и в случае несоответствия этим требованиям приводит их в соответствие в течение 6 месяцев с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика.

До окончания текущего периода регулирования организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, участвует в торговле на оптовом рынке с применением регулируемых цен (тарифов) и балансовых решений, принятых в отношении организации, лишенной статуса гарантирующего поставщика.

30. Организация, осуществлявшая функции гарантирующего поставщика до даты присвоения в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков статуса гарантирующего поставщика иной организации, утрачивает право использовать для определения обязательств на оптовом рынке группы точек поставки, соответствующие зоне деятельности гарантирующего поставщика, с даты начала участия нового гарантирующего поставщика в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки.

31. Лицо, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом (частью объекта) по производству электрической энергии (мощности) (в том числе электростанцией, которая является единым комплексом основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, технологически взаимосвязанных процессом производства электрической (электрической и тепловой) энергии и введенных в эксплуатацию в установленном порядке), который присоединен к ЕЭС России и установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт, обязано реализовывать всю производимую на указанном объекте (части указанного объекта) электрическую энергию (мощность) только на оптовом рынке, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.

Указанное лицо в установленном порядке обязано получить статус субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, зарегистрированных в отношении такого объекта (части такого объекта), либо получить в отношении электростанции в целом закона "Об электроэнергетике" о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке в случае соответствия условиям, предусмотренным пунктом 32, или пунктом 33, или пунктом 33(1) настоящих Правил. При получении в отношении такой электростанции в целом указанного подтверждения лицо вправе не реализовывать на оптовом рынке производимую на этой электростанции электрическую энергию (мощность).

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 N 810.

Подтверждение о нераспространении требования Федерального закона "Об электроэнергетике" о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке выдается советом рынка на основании решения в порядке, установленном наблюдательным советом совета рынка, в отношении указанной электростанции в целом при условии ее соответствия условиям, указанным в пункте 32, или пункте 33, или пункте 33(1) настоящих Правил.

Подтверждение о нераспространении требования Федерального закона "Об электроэнергетике" о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке выдается при наличии заключенного в отношении указанной электростанции договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков или соглашения, заключенного с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, которым устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия в целях обеспечения надежности функционирования ЕЭС России, если субъект в отношении такой электростанции не соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании указанной услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Положения пунктов 33 и 33(1) настоящих Правил не распространяются на лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании гидроэлектростанциями, установленная мощность которых превышает 85 МВт. Вся вырабатываемая генерирующими объектами таких гидроэлектростанций электрическая энергия и мощность реализуется на оптовом рынке.

32. Подтверждение о нераспространении требования Федерального закона

Электрическая энергия вырабатывается на указанной электростанции с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа и (или) продуктов его переработки, доменного, коксового, конвертерного газов, масляных смесей, каменноугольной смолы, отходящего тепла технологического оборудования, являющихся побочными продуктами основного промышленного производства такого субъекта;

Указанная электростанция по производству электрической энергии связана с объектами основного промышленного производства технологическим процессом таким образом, что работа основного промышленного производства в долгосрочном периоде невозможна или ограничена в условиях прекращения функционирования указанной электростанции;

Объем производства электрической энергии в среднем в календарном месяце предыдущего года за час такой электростанцией не превышает объем потребления электрической энергии объектами основного промышленного производства данного лица более чем на 25 МВт.

33. Подтверждение о нераспространении требования Федерального закона "Об электроэнергетике" о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке выдается лицу в отношении указанной в абзаце первом пункта 31 настоящих Правил электростанции в целом, если одновременно соблюдаются следующие условия:

Среднемесячный объем потребления электрической энергии за то количество месяцев (из предшествующих 12 месяцев), в которых объем потребления электрической энергии не был равен нулю, используемой для удовлетворения собственных производственных нужд объектов основного промышленного производства лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании указанной электростанцией и такими объектами, имеющими с этой электростанцией электрические связи через принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании такому лицу объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача произведенной указанной электростанцией электрической энергии для обеспечения потребления объектов основного промышленного производства лица, составляет 75 процентов и более от среднемесячного объема производства электрической энергии указанной электростанции за то количество месяцев (из предшествующих 12 месяцев), в которых объем производства электрической энергии не был равен нулю;

Не более 40 процентов объема потребления электрической энергии, соответствующего величине присоединенной мощности объектов основного производства указанного лица, может быть обеспечено за счет производства электрической энергии на ином объекте (объектах) по производству электрической энергии и мощности, не принадлежащем такому субъекту;

Объем производства электрической энергии в среднем в календарном месяце предыдущего года за час указанной электростанцией не превышает объем потребления электрической энергии объектами основного промышленного производства данного лица более чем на 25 МВт.подпункте 1 пункта 23 настоящих Правил количественным характеристикам, соединенным с энергопринимающими устройствами непосредственно или с использованием принадлежащих указанной организации объектов электросетевого хозяйства и полностью или частично обеспечивающим потребление электрической энергии (мощности) такими энергопринимающими устройствами, если при этом такие энергопринимающие устройства не отнесены к группе точек поставки иного участника оптового рынка, такая организация может оформить в установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка порядке статус участника с регулируемым потреблением, не регистрируя отдельные группы точек поставки в отношении указанного генерирующего объекта. Данное положение не распространяется на указанные в пункте 31 настоящих Правил организации, которые в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" обязаны реализовывать электрическую энергию и мощность, производимые на принадлежащих им объектах по производству электрической энергии и мощности, только на оптовом рынке.

35. Субъекты оптового рынка регулярно представляют в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие соответствие требованиям к субъектам оптового рынка, установленным настоящими Правилами.

Субъект оптового рынка при изменении параметров, исходя из которых определены группы точек поставки указанного субъекта, согласовывает изменение групп точек поставки с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры. При этом измененные группы точек поставки регистрируются за субъектом оптового рынка в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В случае установления советом рынка либо иной организацией коммерческой инфраструктуры неоднократного нарушения организацией настоящих Правил, в том числе в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 расчетных периода по соответствующим договорам или в виде нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном договором о присоединении, организацией коммерческой инфраструктуры может быть принято решение о прекращении поставки (покупки) субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности в соответствующей группе точек поставки.

В случае прекращения по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, заключаемых в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил для осуществления поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке договоров и соглашений с участником оптового рынка, поставка (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такого участника прекращается, за исключением случаев, когда указанные обстоятельства обусловлены уклонением от заключения (продления) таких договоров и соглашений со стороны организаций, оказывающих соответствующие услуги, или наличием связанных с этим неурегулированных и переданных в суд разногласий по условиям данных договоров.

Прекращение участия субъекта оптового рынка в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке не влечет прекращения договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и договоров оказания иных услуг, если иное не предусмотрено соответствующим договором и если этот договор не прекращается в связи с невозможностью исполнения предусмотренных им обязательств, вызванной прекращением участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

37. Решение об исключении из реестра субъектов оптового рынка принимает наблюдательный совет совета рынка в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае:

Неоднократного нарушения организацией настоящих Правил и (или) неоднократного несоблюдения требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии, мощности и (или) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за 2 расчетных периода по соответствующим договорам или нарушения требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в размере, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

Прекращения обязательств по заключенному данной организацией договору о присоединении к торговой системе оптового рынка;

Отсутствия зарегистрированных за данным участником групп точек поставки на оптовом рынке и условных групп точек поставки на оптовом рынке;

Прекращения у организации статуса гарантирующего поставщика по всем зонам деятельности, в отношении которых такой организацией зарегистрированы группы точек поставки на оптовом рынке, если при этом она перестает соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка;

Несоответствия территориальной сетевой организации требованиям, предъявляемым к субъектам оптового рынка, в части количественных характеристик, применяемых в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, при отсутствии у такой территориальной сетевой организации статуса гарантирующего поставщика;

Прекращения деятельности организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Поступления от субъекта оптового рынка заявления об исключении его из реестра субъектов оптового рынка.

38. В течение 3 дней с даты принятия решения об исключении организации из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращения в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении соответствующей организации организация коммерческой инфраструктуры уведомляет об этом:

Организацию, в отношении которой принято такое решение;

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов;

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;

Орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, который в установленном законодательством Российской Федерации порядке предпринимает меры, необходимые для перехода потребителей, обслуживаемых на розничном рынке организацией, в отношении которой принято такое решение, на обслуживание к гарантирующему поставщику в случае, если покупатель является гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей или энергосбытовой организацией.

39. Решение об исключении организации - покупателя электрической энергии и мощности (за исключением гарантирующего поставщика) из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке вступает в силу в срок, установленный в таком решении с учетом необходимости заключения организацией - покупателем электрической энергии и мощности (за исключением гарантирующего поставщика) либо обслуживаемыми ею потребителями договоров энергоснабжения (договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии и (или) мощности) на розничном рынке в установленном законодательством Российской Федерации порядке, но не позднее 60 календарных дней с даты его принятия.

Решение об исключении организации - гарантирующего поставщика из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в отношении нее в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке вступает в силу с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика в отношении соответствующей зоны деятельности иной организации либо с даты утраты статуса гарантирующего поставщика такой организацией на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если другая дата не определена в решении.

В случае если субъект оптового рынка, в отношении которого принимается решение об исключении из реестра субъектов оптового рынка, имеет одну или более зарегистрированных на оптовом рынке групп точек поставки гарантирующего поставщика, то в отношении вступления в силу решения об исключении из реестра субъектов оптового рынка применяются положения абзаца второго настоящего пункта.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности.

Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии, федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ПАО «Русгидро») и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет ПАО «ФСК ЕЭС», (дочерняя компания ПАО «Россети», образованного в 2013 году на базе ОАО «Холдинг МРСК», контролирующим акционером является государство). Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (АО «СО ЕЭС»).

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов, во вторую – Сибирского федерального округа. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.

На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Принципы функционирования оптового рынка определяются Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1172 от 27 декабря 2010 года.

Электрическая энергия в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности может продаваться следующими способами: по регулируемым ценам (в рамках регулируемых договоров) и по конкурентным (нерегулируемым) ценам (по ценам конкурентного отбора на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке, а также в рамках свободных договоров).

С 2011 года регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа и республики Тыва.

Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

При заключении свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки электрической энергии.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (АО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из более чем 8500 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли на РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте АО «АТС».

РСВ за сутки до поставки определяет плановые объемы производства и потребления, однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями фактических объемов производства/потребления от плановых осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (АО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом уточненного прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности изменения загрузки станций и требований системной надежности.

Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Отклонение по собственной инициативе возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), по внешней – в результате команд Системного оператора. Отличие фактического объема производства электроэнергии от запланированного на РСВ в меньшую сторону (поставщик выработал меньше графика – отклонение вниз) приводит к покупке им на БР объема электроэнергии, равного соответствующему отклонению. При выработке объема, превышающего запланированный на РСВ (отклонение вверх), поставщик продает на БР соответствующее отклонение. Аналогичным образом объемы покупки и продажи отклонений на БР определяются для покупателей с той разницей, что покупатель, потребивший больше планового объема РСВ, покупает электроэнергию на БР, а потребивший меньше – продает. Стоимость отклонений формируется таким образом, чтобы стимулировать участников к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии, определенного на РСВ, и к выполнению команд системного оператора. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора.

Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке:
-покупка/продажа мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности;
-покупка/продажа мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ);
-покупка/продажа мощности по договорам о предоставлении мощности и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ;
-покупка/продажа мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;
-покупка/продажа мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям);
-покупка/продажа мощности, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), по договорам о предоставлении мощности, заключенным по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ.

Конкурентный отбор мощности (КОМ), проводимый системным оператором, лежит в основе рынка мощности и определяет, какая мощность будет оплачиваться на оптовом рынке.

До 2015 года КОМ проводились только на 1 год вперед (на следующий год). Постановлением Правительства Российской Федерации № 893 от 27 августа 2015 года утверждены новые правила проведения КОМ и усовершенствованы принципы торговли мощностью на оптовом рынке. Начиная с 2016 года в рамках КОМ мощность ежегодно отбирается на год, наступающий через три календарных года после года проведения КОМ. В 2015 году проводится КОМ на 2016-2019 годы. КОМ проводится по ценовым зонам без разделения на зоны свободного перетока (ЗСП). Индексация производится в случае, если КОМ проводился более чем на 1 год вперед. При этом цена КОМ индексируется за период с 1 января года, следующего за годом проведения КОМ, до 1 января года поставки, в соответствии с ИПЦ, уменьшенным на 1%.

В долгосрочном рынке мощности объем спроса на конкурентном отборе мощности задается зависимостью объема спроса от цены на мощность: по более низкой цене покупатели готовы приобрести больший объем мощности, по более высокой цене – меньший. График функции спроса представляет собой отрезок прямой, проходящей через две точки, значения которых задаются отдельно для каждой ценовой зоны и для каждого КОМ.

Цена КОМ соответствует максимуму из цен в отобранных заявках и цены, при которой функция спроса принимает значение, равное совокупному объему отобранной мощности (включая мощность, подлежащую оплате вне зависимости от результатов КОМ). Цена КОМ для каждой ценовой зоны одинакова для всех отобранных генерирующих объектов. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается.

По мере приближения к году поставки в случае превышения уточненного спроса на мощность над объемом подлежащей оплате генерирующей мощности возможно проведение корректирующего конкурентного отбора мощности. Обязательной оплате, не зависящей от результатов КОМ, подлежит мощность, введенная по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с новыми АЭС и ГЭС, а также генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы).

Оплата мощности, поставленной вынужденными генераторами, осуществляется по цене, установленной уполномоченным федеральным органом (или Правительством Российской Федерации) не выше цены мощности в предшествующем году при продаже по результатам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме. Решение об отнесении генератора к вынужденным принимается до проведения КОМ. Исключением могут быть только генерирующие объекты, относительно которых после проведения КОМ было заявлено о намерении вывода из эксплуатации, и при этом Минэнерго было выдвинуто требование об отсрочке такого вывода в связи с угрозой наступления дефицита энергоснабжения. Мощность генераторов, работающих в вынужденном режиме, и мощность, введенная по ДПМ и аналогичным договорам с новыми АЭС и ГЭС, при проведении КОМ включается в ценопринимающую часть предложения.

Оплата мощности распределяется следующим образом: финансовая нагрузка по оплате мощности генерирующих объектов, отобранных КОМ, а также мощность объектов, получающих оплату по ДПМ, распределяется по всем потребителям ценовой зоны. Мощность объектов, отнесенных к вынужденным генераторам в связи с угрозой наступления дефицита энергоснабжения, оплачивается потребителями соответствующей ЗСП. Мощность объектов, отнесенных к вынужденным генераторам в связи с угрозой наступления дефицита теплоснабжения, оплачивается потребителями соответствующего субъекта Российской Федерации.

В декабре 2010 года завершилась кампания по подписанию договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Объект тепловой генерации, введенный по договору о предоставлении мощности, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет (20 лет для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых в отношении мощности новых АЭС и ГЭС), обеспечивающую возврат капитальных и эксплуатационных затрат и установленный уровень доходности.







2024 © strike-defence.ru.