От алхимии к настоящей химии презентация. Алхимия



ЦЕЛИ ПРОЕКТА 1) Изучить историю возникновения алхимии в различных странах мира. 2) Изучить практическое применение открытий, которые были сделаны алхимиками. 3) Использование знаний алхимии в произведениях современной и старинной литературы и в создании компьютерных игр.


ИСТОРИЯ/понятие Алхимия (От греч alchimia, alchymia, от араб خيمياء al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» черный, откуда также греческое название Египта,чернозёма и свинца «черная земля»; другие возможные варианты: др. греч. χυμος «сок», «эссенция», «влага», «вкус», др. греч. χυμα «сплав (металлов)», «литье», «поток», др. греч. χυμευσις «смешивание», др. греч. Χιμαιρα «Химера») общее название существующих в различных культурах систем трансформации как физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма, так и духовного.


ИСТОРИЯ/ЗАДАЧИ Алхимия складывается в эпоху поздней античности (IIVI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Алхимические символы элементов. 1 олово; 2 свинец; 3 золото; 4 сера; 5 ртуть; 6 серебро; 7 железо Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже уарабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило: 1.серебро Луна, 2.ртуть Меркурий, 3.медь Венера, 4.золото Солнце, 5.железо Марс, 6.олово Юпитер, 7.свинец Сатурн. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.


ЦЕНТР АЛХИМИИ Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идеютрансмутации металлов превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства. В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императораДиоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско- мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.




АЛХИМИЯ НА ВОСТОКЕ После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается наАрабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов. В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля опервоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец холодный и сухой, золото теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом». Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов:железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации. Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью. Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.


АЛХИМИЯ В ЕВРОПЕ. После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским. Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.). Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон () (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (), Раймунда Луллия (), Василия Валентина (немецкого монаха вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.


Алхимия в эпоху возрождения В XIVXVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины. Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота. Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия. Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.


ФИЛОСОФИЯ АЛХИМИИ Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений внутренней алхимией. В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются каксубстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной химической метафоре часто развиваются другиесимволический ряд; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр. Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.). Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, воздуха и дерева). В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена». Первое звено это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещётретье начало «соль» (движение). Второе звено это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние),вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние). В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.


Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традицийалхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ как «внешнюю алхимию». Алхимические инструменты:(по алфавиту)сосуд, мензурка, кривой выпуск, капсуль, сплавниковый фильтр с выпуском, капельница или пипетка, кривой слив, закрытый омыватель,фильтр газа, отсеивалка, сборник, сжигатель с большим выхлоповником,сито или фильтр, форматор с малым сливом; и знаки: (от знака Δ по часовой стрелке) огонь, вода, воздух, земля,соль, сера, восемь неясных знаков,золото, серебро,олово, медь, ?, железо,ртуть, свинец, щёлочь, неясные знаки Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится напостулате о подобии микрокосма и макрокосма. Неясно, насколько алхимические системы разныхкультур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезеалхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм,христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихей ство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Времена повышенно эмоционального отношения к алхимии – и восторженной веры, и яростного отрицания – прошло настолько давно, что теперь только дремучий невежда может увидеть в серьезном разговоре о ней опасный подкоп под основы материализма. Между тем серьезный разговор об алхимии в наши дни не только возможен, но и нужен. Не потому, конечно, что старые алхимические рецепты превращения металлов в золото стали вдруг актуальными, а потому, что изучение этого старинного ремесла (и мировозерцания!) очень многое прояснит и объяснит в тысячелетней культуре Средних веков, интерес к которой в последнее время поразительно и закономерно вырос.
Фигура алхимика столь же характерна для средневековья, как фигура рыцаря или монаха. Пусть она менее репрезентативна, не на первом плане, как они, но она непременная часть картины этой эпохи. Однако привлекательность ее не только в этой обыденности и типичности для своего времени. Место алхимии в Средние века, как увидим, особое. Научными бдениями алхимиков над их ретортами и тиглями не исчерпывалась, конечно, тогда прикладная наука, да и все,что накопил многовековой опыт этих искателей философского камня, давно уже осмыслено и использовано современной наукой-химией.
В данный момент на первый план выдвигается не анализ алхимических произведений и просчетов, то есть не алхимия как таковая, не средневековое ремесло и не средневековая наука, а алхимия как одно из проявлений средневековой культуры. Разговор идет об алхимии и ради нее. Но она оказывается не единственным объектом разговора. Возможно даже – не главным. Главное-это средневековая культура. Алхимия же является медиатором: культура Средних веков раскрывается на этот раз сквозь алхимическую призму.
Культура меняется, и порой разительно, но сам составляющие ее остаются неизменными. Происходит их перегруппировка, замена старых новыми, изменение удельного веса составляющих культуру в ее общем балансе. Так произошло и с алхимией. Она знала этап рождения. Этап многовекового нерасчленимого бытия и этап гибели, стремительной и необратимой. Поэтому нет истории алхимии вне ее выхода за собственные пределы, вне контактов с окружающей ее культурой. Так же нет и культуры без составляющей ее алхимии. Как замечает В. Рабинович, «чтобы рассказать историю алхимии – а значит, И официального средневековья, - нужно рассказать историю этого самого И».
В рамках вышеизложенного становится понятно, почему тема «Алхимия как отражение средневековья» столь актуальна в наши дни. Данный проект выполнен силами учащихся 9 класса, которые имеют определенный уровень знаний по химии, истории, МХК. Эти знания позволили им исследовать, проанализировать и сделать выводы по изученной теме.
Проект под названием «Алхимия как отражение средневековья» дает возможность изучения истории средневековья через работы алхимиков.
Основная идея – способствовать повышению эффективности и интенсификации учебно-воспитательного процесса, достижению определённого опыта в техноло

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №182 Ленинского района г.Н.Новгорода Исследовательская работа Исследование алхимических опытов, как попытка доказать, что алхимия – это пред химия. Подготовил: Прохоров Алексей Павлович Ученик МБОУ СОШ №182 8«Б» класса Руководитель: Шулепина Вера Дмитриевна Нижний Новгород 2015г.

2 слайд

Описание слайда:

Цель работы: Изучить историю возникновения алхимии. Изучить применение алхимических открытий того времени в настоящей жизни. Доказать, что алхимия – это предхимия. Провести на практике алхимические опыты. Задача работы:

3 слайд

Описание слайда:

Зарождение химии. С незапамятных времен человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливал сведения о них, позже стал использовал их себе на блага. Человек заметил, что под действием огня одни вещества исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожженная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд выплавлял металлы, а, сплавляя их- получал различные сплавы; так появилась металлургия. Превращение веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществленными человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Алхимия. Пятнадцать столетий многие поколения алхимиков закладывали первый камень в основание химической науки, в само слово алхимик вкладывали колдовской смысл, сдобренный чем- то из области магии. Период алхимии нельзя оценивать однозначно, алхимия имеет двойственное значение в истории химии. Алхимики упрямо стремились, к цели (трансмутации), которая с точки зрения современной науки не может быть достигнута химическим путем однако алхимики дали человечеству полезные естественнонаучные знания. В конце средневековья поток химической информации захлестнул Европу. Это говорило о том, что алхимиков сменили более умелые и сообразительные. Главная особенность фундаментального вклада алхимии в науку заключается в искусственном создании не существующего в готовом виде предмета химии, в отличии от других предметов (физики, биологии…). Первый предмет химии, созданный алхимией, оказался в полном смысле рукотворным. В этом и есть величайший подвиг алхимии.

5 слайд

Описание слайда:

Химические элементы древности. Ученые -философы древности пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях, или элементах, как их стали называть позже. Учение Аристотеля о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о трансмутации, в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали применять учение Аристотеля алхимики.

6 слайд

Описание слайда:

Тайны трансмутации. В эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что в последствии было названо алхимией. Греческий алхимик Зосима (основатель алхимии) - автор многих алхимических сочинений: "Имут". Неблагородные металлы расплавляют, смешивают друг с другом, окрашивают, закапывают в землю, но тщетно! Только философский камень мог превратить любой металл в золото. Теперь алхимики сосредоточились на получении камня. Важнейшим алхимиком средневековья можно назвать Альберта Великого. Он полагал, что трансмутация металлов заключается в происхождении вида и плотности, а изменение свойств металлов происходит под действием мышьяка (окрашивает металлы в желтый цвет) и воды (сжимаясь и уплотняясь, она увеличивает плотность металлов). Альберт Великий Алхимик Зосима

7 слайд

Описание слайда:

От алхимии к научной химии. Гассенди считал, что Бог создал определенное число атомов, отличающихся друг от друга формой, величиной и весом. Все в мире состоит из них. Соединяясь, атомы дают более крупные образования - молекулы. Тем самым Гассенди первым ввел в химию понятие молекула. Развитию корпускулярной теории способствовал великий английский ученый Исаак Ньютон. Он считал, что они неделимы, тверды и неуничтожимы. Соединение корпускул происходит за счет притяжения, а не за счет крючков, зазубрин. Такое притяжение и определяет распад существующих веществ на первичные частицы и образование из них других сочетаний, обусловливают появление новых веществ. Исаак Ньютон 25 декабря 1642 года - 20 марта 1727 года. Гассенди Пьер 22 января 1592- 24 октября 1655.

8 слайд

Описание слайда:

Опыт и знание. Химия древности не сводилась только к ремесленной практике. В результате наблюдений химических свойств веществ из поколения в поколение люди накапливали знания о различных реакциях и о природе, образующихся при этом продуктов, а также о влиянии условий на протекание реакций. Были изучены свойства ядов, лекарств, красителей.

9 слайд

Описание слайда:

Революция в химии. Лавуазье дает определение элемента и приводит таблицу и классификацию простых веществ. Все простые вещества он разделил на группы. Таким образом Лавуазье осуществил научную революцию в химии, он превратил множество несвязанных друг с другом рецептов, в общую теорию, основываясь на которой можно было объяснить все известные явления и предсказывать новые. Антуан Лавуазье Золото Никель Сера

10 слайд

Описание слайда:

Практическая часть. Болонский фосфор. В. Касциароло нашел в горах около г. Болонья (Италия) очень тяжелый плотный камень серого цвета. Алхимик заподозрил в нем наличие золота. Чтобы выделить его, он прокалил камень вместе с углем и олифой. К удивлению Касциароло, охлажденный продукт реакции стал светиться в темноте красным светом. Алхимик дал найденному камню название «ляпис соларис» - солнечный камень. Известие о светящемся камне произвело сенсацию среди алхимиков. Камень стали называть «болонским фосфором». Барий химически очень активен. Он легко самовоспламеняется на воздухе, окрашивая пламя в зеленый цвет, энергично взаимодействует с водой. Поэтому приходится его хранить под слоем безводного керосина.

11 слайд

Описание слайда:

Опыт №1. Для получения болонского фосфора я сначала получил сульфат бария по уравнению, слив хлорид бария и серною кислоту, осадок (белый) отфильтровал, высушил. ВаСl2+Н2SO4=BaSO4 + 2HCI К осадку добавил активированный уголь и прокалил на плитке, BaSO4 + 2C = BaS + 2CO2 (получил осадок черного цвета), оставил на подоконнике на солнце, а фосфоресценцию яркую не наблюдал даже в шкафу под одеялом, хотя она присуще сульфиду бария. Соединения бария внес в пламя спиртовки, оно окрасило пламя в зеленый цвет (качественная реакция на ион бария).

12 слайд

Описание слайда:

Продукт оазиса Амона. Арабские алхимики получали из оазиса Амона, расположенного в пустыне Сахара, бесцветное кристаллическое вещество, которое они называли «нушадир». При растирании «нушадира» с гашеной известью и нагревании смеси выделялся газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. Алхимики заметили, что водный раствор этого газа, находясь рядом с соляной кислотой, начинал «дымить» и с течением времени все стеклянные сосуды рядом с ними покрывались белым налетом. Алхимики отметили и ещё кое-что: когда раствор неизвестного газа добавляли к водному раствору медного купороса, то голубая окраска последнего становилась интенсивно-синей. Как объяснить эти явления? При взаимодействии NH4Cl с гашёной известью – гидроксидом кальция Ca(OH)2 выделялся аммиак NH3: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3+ CaCl2 + 2H2O Аммиак взаимодействует с газообразным хлороводородом, образуя в воздухе «дым», состоящий из мельчайших кристаллов NH4Cl. При добавлении аммиака к водному раствору медного купороса (содержащего сульфат меди CuSO4) образуется комплексная соль – сульфат тетраамин меди II SO4: CuSO4 + 4NH3 = SO4

13 слайд

Описание слайда:

Опыт №2. Чтобы получить продукт оазиса Амона я взял хлорид аммония и нагрел с гидроксидом кальция: 2NH4Cl + Ca(OH)2 = 2NH3+ CaCl2 + 2H2O К газоотводной трубке поднес палочку смоченную концентрированной соляной кислотой наблюдал «дым без огня» (белые кристаллы NH4Cl). NH3+HCl = NH4Cl Газоотводную трубку с NH3 опустил в раствор медного купороса (CuSO4) CuSO4 + 4NH3 = SO4 Получил комплексную соль- сульфат тетраамин меди (II) – ярко-синего цвета

14 слайд

Описание слайда:

Цианоферратные кустарники Ломоносова. Русский физикохимик Михаил Васильевич Ломоносов в 1750 году занялся разработкой способа получения синей краски, известной в то время как «берлинская лазурь». Химическая формула этого соединения, уточненная уже в наши дни, - KFe 1 л воды добавляют два-три кристаллика этих солей.

15 слайд

Описание слайда:

Опыт №3. К 30-50 г. желтой кровяной соли – гексоцианоферрата (II) калия в 1 литре воды, разлив по пробиркам и стаканам добавлял несколько кристаллов солей хлорида марганца (II), цинка, никеля (II), кобальта (II), хрома (III). Оставил в покое на несколько дней. После этого наблюдал рост кристаллов в виде веток, напоминающих растения. Аналогично провел опыт с сульфатом меди II. K3+ CuSO4=KCu +NiCl2= KNi }







2024 © strike-defence.ru.