Презентация на тему русский язык фонетика. Презентация на тему "орфоэпические нормы русского языка"


Двенадцатое декабря

Классная работа

Девиз урока: «Учись слышать звуки слов: в них много тайн.»



  • Цели урока : 1)узнать, что изучает фонетика;
  • 2)повторить, какие бывают звуки речи;
  • 3)учиться выделять звуки в словах;
  • 4)учиться различать звук речи и букву.

Словарная работа

Телефон, мегафон, микрофон,симфония,

диктофон, смартфон

  • (аппарат, передающий звук, усилитель звука, музыкальное произведение, прибор для записи звука,
  • вид телефона)

ФОН-(phonе-греч.) звук


наука

Фонетика

звуки речи


1.Замените первый звук в слове:

том, дом, лом, ром

2.Выньте один звук в словах:

краска

склон

полк

тепло

3. Добавьте один звук:

стол

укус


Как образуются звуки?


Как вы думаете, какие звуки

важнее: гласные или согласные?

Расшифруйте фразу

1.Е у оиа ёоа, еу оа и а.

2.В лс рдлс лчк, в лс н жл.


Отгадайте, какие слова записаны?

п и ш ы ц а


Звуки речи

(смыслоразличители)

Гласны е

Органы

речи

Звонкие и глухие

Твердые и мягкие

и,ы,о,у,э,а

Буква≠звук

Графика

(знаки письма)

Орфоэпия

(правила произношения)


Найди ошибку!

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

Синеет море, перед нами летают майки над волнами.

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной».


Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные в этих словах?

Галка- галька


Решение фонетических примеров : [ ж] - голос = [ ?] [г] – голос =[?] [п]+ голос= [?] [с]+ голос= [?]

объяснить решение, подобрать примеры слов, в которых встречаются данные звуки.


Колобок, волк, рыбка, мышь, лиса, медведь, Винни-Пух, царь.

Выбери и запиши имена героев сказок,

а) у которых все согласные твердые;

б) у которых букв больше, чем звуков;

в) у которых количество букв и звуков совпадает.

Ответы:

а)колобок, волк, рыбка, мышь

б)медведь, царь, Винни, мышь

в) Пух, колобок, рыбка, лиса,


«Русалка» М.Ю.Лермонтов

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны?


Представьте себе, что на наш железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. Какие звуки он может издавать? Переделайте предложение, вставьте слова, передающие эти звуки

К станции подъезжал большой паровоз.

К станции с шумом и свистом подъезжал большой и тяжелый паровоз.


Домашнее задание

Упр.141 стр.95 (1-3 задания); стр.92-95

Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Презентацию на тему "Фонетика" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Повторение, обобщение материала Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы

Фонетика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области

Слайд 2

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не могли бы вы сейчас поработать? А как? Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит... Простите, в таких местах не бываю. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием. Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.

Слайд 4

Михаи́л Ви́кторович Пано́в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) - российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.

Слайд 5

Закончи фразу

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий ….. Звуки мы …., а буквы ….. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. Не обозначают звуков буквы …. . Шипящие звуки …. . Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … . Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Слайд 6

Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Слайд 7

Игра «Рассели «жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слайд 8

Звук под маской

Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф]. Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться. Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Слайд 9

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

флаг краб вокзал просьба молотьба

грядка кружка резкий

Слайд 10

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.

Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол. Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

Слайд 11

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод.

Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Слайд 12

Слайд 13

Ключ к метаграмме

Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Слайд 14

Игра «Наоборот»

Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова Лён – цифру; из слова Лей – название дерева; из слова Люк – большой мешок; из слова Ток – домашнее животное; из слова Шёл – неправду.

Слайд 15

Отгадай загадку!

Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло. Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением? Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов? Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.

Слайд 16

Подбери пару

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Слайд 17

Волшебная сила звука

Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности. Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Слайд 18

определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись. Зву́копись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт. Звукоподражание шелесту, шороху.

Слайд 19

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)

Слайд 21

Как называется система правил о написании слов и их частей?

Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … . Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что …. Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Слайд 23

Домашнее задание (на выбор):

сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной; придумать (подобрать) другие игры по теме; придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр; составить задания – тесты по теме; устный развёрнутый ответ по одной из тем: - Звукопись; - Аллитерация; - Особенности русского ударения.

Слайд 24

Использованная литература

Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991. В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990. Интернет – ресурсы: http://igrovaia.ru http://ru.wikipedia.org http://festival.1september.ru http://openclass.ru http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Ударение. Слоги. Слог. Фонетика. Фонетика – это…. Орфоэпия. Слог и ударение. тема: ПЛАКАТ. Фонетические процессы. Плакаты времен. Фонетическая зарядка. Орфоэпические нормы слова. Плакат и его виды. Теоретическая фонетика. Фонетическая ритмика. Повторение темы «Фонетика. Фонетические игры. Фонетика и фонология. Фонетика. Звуки речи. Фонетика – это интересно.

    Фонетика – раздел науки о языке. Современные нормы русского произношения и ударения. Анимированные плакаты. Фонетика как раздел лингвистики. Практическая фонетика русского языка. Особенности русской орфоэпии. Повторяем фонетику. Специфика русского ударения. Тренажер по орфоэпии. Фонетические средства выразительности. Повторение по теме «Фонетика».

    Фонетика как лингвистическая дисциплина. Повторение по теме "Фонетика". Теоретические концепции Л.С. Выготского. Путешествие в страну "Фонетика". Повторение изученного в разделе «Фонетика. Выразительные средства фонетики русского языка. Путешествие в страну Фонетика. Выразительные фонетические средства языка.

    Правильность речи Нормы ударения и произношения. Орфоэпические «запоминайки». Подготовка к ГИА-9 «Фонетика». Фонетическая обработка речевого материала. Ознакомительная программа по русской фонетике (1 модуль). Раздел «Орфография» Правописание гласных, проверяемых и не проверяемых ударением. Книги грозный особый район.

    Закрепление правил орфоэпии. Буква щ 1 класс школа россии.




    Алфавит. А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж а бэ вэ гэ дэ е ё жэ З з И и Й й К к Л л М м Н н О о зэ и и краткое ка эль эм эн о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц пэ эр эс тэ у эф ха цэ Ч ч Ш ш Щ щ Ъ Ы Ь Э э Ю ю Я я че ша ща твердый ы мягкий Э ю я знак(ер) (еры) знак (ерь) оборотное В алфавите 33 буквы, 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, - которые не обозначают звуков.


    Согласные. согласные сонорныезвонкиеглухиетвердыемягкие Сонорные: [ л ], [ л " ], [ м ], [ м " ], [ н ], [ н"], [ р ], [ р"], [ й"]. Парные звонкие: б " б в в " г г " д д " ж з з " Парные глухие: п п " ф ф " к к " т т " ш с с " Мягкие: [ й"], [ ч"], [ щ"]. Твердые: [ ж ], [ ш ], [ ц ]. Непарные звонкие: [ л ], [ л " ], [ м ], [ м " ], [ н ], [ н"], [ р ], [ р"], [ й"]. Непарные глухие: [ х ], [ х "], [ ц ], [ ч "], [ щ "]. Шипящие: [ ж ], [ ч"], [ щ"], [ ш].




    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь обозначают по два звука [ й " э ], [ й " о ], [ й " у ] [ й " а ]. Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [ э ], [ о ], [ у ], [ а ] и мягкость предыдущего согласного.











    

    2024 © strike-defence.ru.