Презентация на тему проектная деятельность в начальной школе. Этапы работы над проектом
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность в начальной школе. Заседание ГМО МОУ СОШ№2 Руководитель ШМО Подлегаева Е.А
Актуальность темы. Проектно – исследовательская деятельность: - учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования; раскрывает личностные качества; повышает самооценку, интерес к учебной деятельности; помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях; повышает адаптивные возможности и творчество.
Основные понятия. Проект – в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд». В словарях – план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание. Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Учебный проект это: задание для учащихся,сформулирован - ное в виде проблемы; целенаправленная деятельность детей; форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой; результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Учебный проект. Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы - (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем) Методы и способы «Как?» Выбор способов и (мы это можем делать) методов, планирование Результат «Что получилось?» Ожидаемый результат (как решение проблемы)
Этапы работы методом проекта. Учитель Учащиеся 1-ый этап – погружение в проект. Формулирует: Осуществляют: 1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта; 2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию; 3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и задач. 2-ой этап – организация деятельности. Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4)организовать группы; 4)разбивку на группы; 5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе; 6)спланировать деятельность по 6)планирование работы; решению задач проекта; 7)выбор формы и способа 7)возможные формы презентации презентации предполагаемых Результатов. результатов.
3-ий этап – осуществление деятельности. Не участвует, но: Работают самостоятельно: 8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим 9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща; 10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости; 10) «добывают» необходимые 11)репетирует с учениками знания; презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию 4-ый этап - презентация Принимает отчёт: Демонстрируют: 12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и полученные результаты; задач; 13) подводит итоги; 13)умение планировать и 14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу; слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения мнение, толерантность. проблемы; 15 акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности. воспитательном моменте.
Рабочая тетрадь (2 класс).
Проекты детей на тему «знания – сила».
Проекты на тему «Школа»
Проекты по теме «Устное народное творчество».
Компьютерные проекты.
Примерные темы проектов (в зависимости от воспитательных задач). Семейное и духовно-нравственное воспитание: Семейные традиции. Мир семейных увлечений. Семейные истории. Семейный субботник. Семья – маленькое государство. Семейные страницы военных лет. По страницам семейных профессий. Страна семейного счастья. Семейный альбом.
Спортивно-оздоровительное воспитание. Твой режим дня. Зелёная аптека. Витаминная страна. Физминутки – не ради шутки. В гостях у Мойдодыра. Папа, мама, я – спортивная семья. Безопасный город. Правильное питание.
Нравственно-патриотическое воспитание. Люблю тебя, мой край родной. Страницы истории моего города – страницы жизни моей семьи. Моя зелёная планета. Подъезд моей мечты. Золотые руки русского народа. Город будущего.
Экологическое воспитание. Жалобная книга природы. Чистый пруд – чистая совесть. Экологический дизайн школьного двора. Покормите птиц зимой. Подходы к отходам. Выходной день на природе. Красная книга моего города. Мой четвероногий друг.
Этическое и эстетическое воспитание. Школа вежливых наук. Позвольте пригласить на бал. Встречают по одёжке. История маленького зёрнышка. Слово – не воробей. Остров добрых дел. Осеннее царство. Новогодняя сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Принцип проекта – «обучение посредством делания»
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.
Виды проектов:
1.Исследовательские
2.Творческие
3 .Информационные
4.Приключенческие, игровые
5.Практико-ориентированные
6.Телекоммуникационные
Исследовательские проекты.
1.Проблема
2.Предмет исследования
3.Методы исследования
4.Цель
5.Гипотеза
6.Задачи
7.Обсуждение результатов
8.Выводы
Творческие проекты.
Не имеют чёткой структуры. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, видеофильм и т.д.
Информационные проекты.
Направлены на сбор информации, на ознакомление с информацией, её анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные проекты.
Отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников.
Приключенческо-игровые проекты.
Требуют большой подготовительной работы. Участники выбирают себе роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Проекты бывают:
индивидуальные
групповые
По продолжительности:
мини-проекты (1 урок)
краткосрочные (4-5 урок)
среднесрочные
долгосрочные
- прогноз
- выставка
- видеофильм
- газета
- игра
- коллекция
- костюм
- модель
- праздник
- учебное пособие
- экскурсия
- справочник
Критерии успеха работы над проектом.
1.Достигнут конечный результат.
2.Создана команда участников проекта, способная работать в будущем.
3.Результат проекта может быть использован.
4.Получено удовольствие от работы.
5.Информация широко распространена.
Общие подходы к структурированию проекта.
1.Выбор темы, количество учащихся.
2.Варианты проблем.
3 .Распределение задач по группам, обсуждение методов, поиска информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа в группах.
5.Промежуточные обсуждения.
6.Защита проектов.
7.Оценка, выводы .
Вывод:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»
«Как сделать проект» - Так ответили 28 человек из 50-ти. Режим работы? перемены? каникулы? дома? в школе после уроков. Продумать презентацию. Этапы работы над проектом. Поэтапная деятельность соответственно замыслу, и выбранным ролям. Классификация проектов. ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: Научно – практическая конференция. По целевой установке.
«Виды проектов» - Информационный. Предметно-содержательная область. Информационные проекты. Монопроект. Проводятся в рамках одного учебного предмета. Комплексный проект. Межпредметные проекты. Коллективный. Практико-ориентированный. Парный. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. Межпредметный.
«Проектная деятельность учителя» - Авторитарная позиция. Проектная деятельность педагога в учебном процессе. Метод проектов. По организации деятельности: индивидуальные; парные; групповые; школьные; межшкольные. Оценочно-рефлексивный этап. По продолжительности выполнения: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (8-12 часов); долгосрочные (до года).
«Проект школьный дворик» - Цель: Декоративно – цветочное оформление школьного двора. Основной этап реализации проекта. Проект «Наш школьный дворик». Педагоги, учащиеся, работники школы, родители. Ожидаемые результаты проекта. Способствовать объединению участников воспитательного процесса, педагогов, учащихся, родителей в школе.
«Управление проектами» - Входы. Цели лекции. Определение содержания. Декомпозиция работ. Управление содержанием: выходы, результаты. Определение содержания: выходы, результаты. Подтверждение содержания: входы. Управление содержанием / проекты и продукты. Подтверждение содержания / Постановка. Планирование содержания: выходы, результаты.
«Школьный проект» - Кто мы такие? (Школа как зеркало демографических процессов). Еда полезная и питательная. Национальность учащихся. По предметной области По одному предмету Межпредметные. Хобби. Часто в практике школы используется термин «проектно-исследовательская деятельность». Кашу и пюре просто невозможно отлепить от тарелки.
Всего в теме 11 презентаций
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»- «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
- Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.»
- – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
- Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- - проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- - целеполаганию и планированию деятельности;
- - самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- - презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- - умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- - поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- - практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- - выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- - проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
- - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
- Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
- Задачи проектной деятельности:
- - Обучение планированию;
- - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- - Умение анализировать;
- - Умение составлять письменный отчет;
- - Формировать позитивное отношение к работе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:
- Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
- Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
- Цель проекта - привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации ре-зультатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео-фильмы.
- 1. Провести подготовительную работу:
- а) выдвижение идеи
- б)презентационные: построение устного доклада (сообщения)
- в)слушать и понимать других
- г) поисковые
- д) информационные: выделение главного, приём и передача информации
- 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию;
- 4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта;
- 5. Создавать группу не более 5- 8 человек;
- 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности;
- 7. Учитывать и избегать «подводных камней».
- необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
- 1. Научный доклад
- 2. Деловая игра
- 3.Демонстрация видеофильма
- 4.Экскурсия
- 5.Телепередача
- 6.Научная конференция
- 7.Диалог исторических или литературных персонажей
- 8.Театрализация
- 9. Инсценировка
- 10.Защита на учебном совете
- 11.Пресс-конференция
- 12.Спектакль
- 13. Путешествие
- 1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
- 2. Объём и глубина знаний по теме.
- 3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- 4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
- В начальной школе элементы проектной деятельности могут быть использованы на уроках русского языка, математики, литературного чтения, но наиболее полно и интересно этот метод используется на уроках окружающего мира.
- Окружающий мир-это мир, который ребёнок видит каждый день и в котором ему проще ориентироваться.
- Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания.
- Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
- В результате работы я убедилась в том, что
- проектная деятельность позволяет
- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивать общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- реализовать принцип связи обучения с жизнью.
- Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:
- «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
- но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Слайд 1
Проектная деятельность в начальной школе.
Слайд 2
Актуальность темы.
Инновационный поиск новых средств привел педагогов к пониманию того, что необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов (основоположник - американский философ - идеалист Джон Дьюи)
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 3
Основные понятия.
Проект – в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд».
В словарях – план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.
Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Слайд 4
Учебный проект это:
задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы;
целенаправленная деятельность детей;
форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой;
результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 5
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы -
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» Выбор способов и
(мы это можем делать) методов, планирование
Результат «Что получилось?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
Слайд 6
Проект – это “пять П”:
1.
Проблема
Шестое “П” проекта – его Портфолио,
4.
Продукт
3.
Поиск информации
2. Проектирование (планирование)
5.
Презентация.
Слайд 7
Этапы работы методом проекта.
Учитель Учащиеся
1-ый этап – погружение в проект.
Формулирует: Осуществляют:
1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта;
2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;
3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и
задач.
2-ой этап – организация деятельности.
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
4)организовать группы; 4)разбивку на группы;
5)распределить роли в группах; 5)распределение ролей в группе;
6)спланировать деятельность по 6)планирование работы;
решению задач проекта; 7)выбор формы и способа
7)выбрать возможные формы презентации предполагаемых
презентации результатов. результатов.
Слайд 8
3-ий этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но: Работают самостоятельно:
8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своей
9)ненавязчиво контролирует; ролью и сообща;
10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости;
11) репетирует с учениками 10)«добывают» необходимые
презентацию результатов знания
11)подготавливают презентацию
4-ый этап - презентация
Принимает отчёт: Демонстрируют:
12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и
полученные результаты; задач;
13) подводит итоги; 13)умение планировать и
14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;
слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения
мнение, толерантность. проблемы;
15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку воспитательном моменте. деятельности,
и ее результативности.
Слайд 9
Совокупность методов и форм, используемых в проектной деятельности
исследовательские
научный метод
поисковые
дискуссии,
эвристические беседы
мозговые атаки
ролевые игры
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
исследовательские
Слайд 10
Типология проектов
Доминирующая в проекте деятельность:
- исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
Характер контактов между участниками:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
международными
Продолжительность проекта:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Слайд 11
Правила успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, от чувства уверенности в себе и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.