Презентация на тему справедливость. Урок светской этики Справедливость презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему


Cлайд 1

Cлайд 2

Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этики

Cлайд 3

Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

Cлайд 7

- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Cлайд 8

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

Cлайд 9

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Вывод:

Cлайд 10

В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым?

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Корзина идей Афоризмы: Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Д/З?

Cлайд 14

Cлайд 15

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

Cлайд 16

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.

Cлайд 17

Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.

Cлайд 18

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:

Cлайд 19

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:

Cлайд 20

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Камешково Панова И.А. Справедливость

Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека. Задачи: 1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости. 2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. 3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.

Вид урока: комбинированный Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы; элементы исследовательского метода. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая;

Проверка домашнего задания 1. Кому из членов семьи ты рассказывал о долге? 2.Что особенно заинтересовало их? 3. Какие вопросы вызвали у них затруднения? 4.Смог ли ты им помочь?

Солнышко

А И В О С Т ь Р П Л Е В Д С

Пословица Справедливый человек, словно памятник отовсюду виден.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.

Моральные правила современного человека 1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия) 2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте. 4.Будь готов пойти навстречу другому человеку. 5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.

Пословицы За правое дело стой смело. Поступай по справедливости и победа будет обязательно. Любишь кататься люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнёшь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Око за око, зуб за зуб.

Рефлексия Что такое справедливость? Каким должен быть справедливый человек? Тяжело ли быть справедливым человеком?

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Спасибо за работу!








Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).


Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца... Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами... Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза... Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...

Слайд 1

ПВЕАРЛИСТОСЬВД

Слайд 2

Справедливость -
Что такое справедливость? Какого человека можно назвать справедливым? Что значит, справедливо относиться к людям? Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают? Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?

Слайд 3

Составьте предложения с предложенными словосочетаниями: справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.

Слайд 4

Индийская сказка «Хитрый шакал»
-Почему крестьянин освободил тигра? - Как тигр хотел отблагодарить человека? - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке? - Как ты думаешь, что такое справедливость?

Слайд 5

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

Слайд 6

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:

Слайд 7

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Слайд 8

Пословицы
-Говоришь правду-правду и делай. -Была правда, да в лес ушла. -В ком добра нет, в том и правды мало. -Всяк правды ищет, да не всяк её творит. -Без правды - не житьё, а вытьё. -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Правда глаза колет. -Правду что шило в мешке не утаишь. -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Слайд 9

справедливость
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Слайд 10

КАК БЫТЬ?
Ситуация 1. «Игра» Сестра: - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика.



























Включить эффекты

1 из 27

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Справедливость" знакомит учеников с понятие справедливости, ее воздействием на людей, рассказывает о моральных качествах справедливого человека и учит анализировать собственные и чужие поступки с позиции справедливости. Приведены афоризмы о справедливости.

  • Притча о справедливости;
  • Что значит быть справедливым;
  • Пословицы, поговорки, афоризмы о справедливости;
  • Высказывания философов о справедливости.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Пичугина Л.Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Цели и задачи

  • формировать моральные правила справедливого человека.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием справедливости;
  • развивать умения анализировать поступки;
  • формировать умение совместно работать в группе.
  • Слайд 4

    Корзина идей

  • Слайд 5

    Стол переговоров

  • Слайд 6

    Притча от Леонардо да Винчи. «Справедливость»

    Слайд 7



    Слайд 8

    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

    Слайд 9

    Вывод

    Слайд 10

    В чем может проявляться справедливость?

    Слайд 11

    Толковые словари

  • Слайд 12

    Пословицы и поговорки:

    • Говоришь правду-
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 13

    Афоризмы

    • Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.
      (У. Уадлер)
    • Гнев часто бывает причиной несправедливости.
      (Неизвестный автор)
  • Слайд 14

    Проверка работы групп

  • Слайд 15

    Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

    Слайд 16

      – правда правосудия.
  • Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте.
    Толковый словарь Даля В.И.
  • Слайд 17

    Пословицы и поговорки

    • Говоришь правду -
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 18

    Цицерон о справедливости

    • Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
    • Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
    • Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
  • Слайд 19

    Аристотель о справедливости

    • Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
    • Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
  • Слайд 20

    Демокрит

    Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).

    Слайд 21

    Слайд 22

    Обсуждение ситуации в рассказе

  • Слайд 23

    Пословицы и поговорки

    • Говоришь правду -
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 24

    Вывод

  • Слайд 25

    Р. Киплинг, английский писатель




    И маловерным отпусти их грех.



    Великодушней и мудрей других.



    Не забывая, что их голос лжив
    .

    Слайд 26









    Часов и дней неумолимый бег,

  • Слайд 27

    Спасибо за урок!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема:
    Модуль «Основы светской этики»

    Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

    Задачи урока:

    • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
    • Воспитание в детях чувства справедливости.
    • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

    Методы:

    • словесные;
    • частично-поисковый;
    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Оборудование:

    Ожидаемые результаты:

    • соблюдать моральные правила,

    Ход урока:

    • Организационный момент.

    Слайд 1

    Учитель: слайд 2-3

    слайд 4




    Учитель: Слайд 5
    Учитель: Притча «Справедливость»
    слайд 6
    - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
    - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
    - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
    Слайд 7
    - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
    При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
    - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
    Слайд 8

    Слайд 9
    Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
    Учитель: слайд 10

    А что значит быть справедливым?


    слайд 11
    слайд 12
    слайд 13
    Проверка работы групп:
    Слайд 14 - 20
    слайд 21
    Чтение рассказа по ролям.


    - Девяносто пять. А тебе?



    - У! А я море мог переплыть!

    - А я раньше летать умел!
    - А ну, полети!
    - Сейчас не могу: разучился.

    - Врёшь!
    - Нет, правда!
    - Почему же ты не умер?

    - Без головы?

    - Как же ты шёл без головы?


    - Другая выросла.



    - Вовсе нет.
    - Почему же ты теперь живой?





    - Ну ладно. Ври дальше.

    - Ха-ха-ха! Вот это враки!
    - А вот и не враки!




    - Не веришь? Честное слово!
    - На чём же ты летал?




    - Конечно, летал.
    - Почему же ничего не видел?







    - Чего проще!
    - Ну, выдумай что-нибудь.



    - Ну, что ты всё «э» да «э»!
    - Сейчас! Дайте подумать.
    - Ну, думай, думай!







    - Какая польза?


    - А тебе что?

    - Сами вы брехуны!








    - За что?



    - А вы разве не хотите сами?







    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
    Справедливо ли мама наказала Иринку?
    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
    Вывод. слайд 23
    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
    Заключение. Слайд 24-25
    Учитель:
    Владей собой среди толпы смятенной.
    Тебя клянущей за смятенье всех.
    Верь сам в себя наперекор Вселенной
    И маловерным отпусти их грех.
    Пусть час не пробил, жди, не уставая,
    Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
    Умей прощать и не кажись, прощая,
    Великодушней и мудрей других.
    Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
    И мыслить, мысли не обожествив
    Равно встречай успех и поруганье,
    Не забывая, что их голос лжив
    Останься тих, когда твоё же слово
    Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
    Когда вся жизнь разрушена, и снова
    Ты должен всё воссоздавать с основ.
    Останься прост, беседуя с царями,
    Останься честен, говоря с толпой,
    Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
    Пусть все в свой час считаются с тобой.
    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,
    Тогда весь мир ты примешь во владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
    Слайд 26.

    Тема:
    Модуль «Основы светской этики»
    Класс: 4-й. Количество часов: 1 час

    Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

    Задачи урока:

    • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
    • Воспитание в детях чувства справедливости.
    • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

    Методы:

    • словесные;
    • частично-поисковый;
    • методы самостоятельной работы;
    • элементы исследовательского метода.

    Формы организации познавательной деятельности :

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

    Ожидаемые результаты:

    • умение поступать по справедливости,
    • соблюдать моральные правила,
    • умение оценивать свои поступки.

    Ход урока:

    • Организационный момент.
    • Поставнока темы и цели урока.

    У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1
    (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

    Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3
    Работа с понятием «справедливость».
    (Используется прием «Корзина идей») слайд 4
    Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
    А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
    Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
    Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
    Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5
    Учитель: Притча «Справедливость»
    слайд 6
    - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
    - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
    - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
    Слайд 7
    - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
    При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
    - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
    Слайд 8
    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
    Слайд 9
    Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
    Учитель: слайд 10
    В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
    А что значит быть справедливым?
    На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.
    Работа с различными источниками информации.
    слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,
    слайд 12 Вторая группа составит пословицы о справедливости.
    слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.
    Проверка работы групп:
    Слайд 14 - 20
    Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21
    Чтение рассказа по ролям.
    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
    - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
    - Девяносто пять. А тебе?
    - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
    - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
    - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
    - У! А я море мог переплыть!
    - Подумаешь - море! Я океан переплывал!
    - А я раньше летать умел!
    - А ну, полети!
    - Сейчас не могу: разучился.
    - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
    - Врёшь!
    - Нет, правда!
    - Почему же ты не умер?
    - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
    - Без головы?
    - Конечно, без головы. Зачем мне голова?
    - Как же ты шёл без головы?
    - Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
    - Почему же ты теперь с головой?
    - Другая выросла.
    «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
    - Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
    - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
    - Вовсе нет.
    - Почему же ты теперь живой?
    - Так он же меня потом выплюнул.
    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
    - Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
    - Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,
    - Ничего подобного. Я не про это.
    - Ну ладно. Ври дальше.
    - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.
    - Ха-ха-ха! Вот это враки!
    - А вот и не враки!
    - Как же ты мог раздавить автобус?
    - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
    - Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
    - Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
    - Не веришь? Честное слово!
    - На чём же ты летал?
    - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
    - Что же ты там на Луне видел?
    - Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.
    - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
    - Конечно, летал.
    - Почему же ничего не видел?
    - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...
    - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
    Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
    - Вот врут-то! И вам не стыдно?
    - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
    - Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
    - А ты думаешь, легко выдумывать!
    - Чего проще!
    - Ну, выдумай что-нибудь.
    - Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.
    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
    - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э
    - Ну, что ты всё «э» да «э»!
    - Сейчас! Дайте подумать.
    - Ну, думай, думай!
    - Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...
    - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
    - Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
    - Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
    - Ничего. Как было, так и рассказал.
    - А говорил - выдумывать мастер!
    - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
    - Какая польза?
    - А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
    - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
    - А тебе что?
    - Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!
    - Сами вы брехуны!
    - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
    - Я и сам не стану с вами сидеть.
    Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
    - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.
    - Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
    На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
    - Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
    - Меня мама гулять не пускала.
    - За что?
    - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
    - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
    - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
    - А вы разве не хотите сами?
    - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
    - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
    - Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
    - Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
    - Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
    - Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
    Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22
    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
    Справедливо ли мама наказала Иринку?
    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
    Вывод. слайд 23
    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
    Заключение. Слайд 24-25
    Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):
    Владей собой среди толпы смятенной.
    Тебя клянущей за смятенье всех.
    Верь сам в себя наперекор Вселенной
    И маловерным отпусти их грех.
    Пусть час не пробил, жди, не уставая,
    Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
    Умей прощать и не кажись, прощая,
    Великодушней и мудрей других.
    Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
    И мыслить, мысли не обожествив
    Равно встречай успех и поруганье,
    Не забывая, что их голос лжив
    Останься тих, когда твоё же слово
    Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
    Когда вся жизнь разрушена, и снова
    Ты должен всё воссоздавать с основ.
    Останься прост, беседуя с царями,
    Останься честен, говоря с толпой,
    Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
    Пусть все в свой час считаются с тобой.
    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,
    Тогда весь мир ты примешь во владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
    Слайд 26.





    

    2024 © strike-defence.ru.