Презентация на тему справедливость. Урок светской этики Справедливость презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Cлайд 1
Cлайд 2
Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этикиCлайд 3
Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.Cлайд 7
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.Cлайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.Cлайд 9
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Вывод:Cлайд 10
В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым?Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Корзина идей Афоризмы: Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Д/З?Cлайд 14
Cлайд 15
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.Cлайд 16
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.Cлайд 17
Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.Cлайд 18
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:Cлайд 19
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:Cлайд 20
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философЧтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 г. Камешково Панова И.А. Справедливость
Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека. Задачи: 1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости. 2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. 3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.
Вид урока: комбинированный Методы: словесные; частично-поисковый; методы самостоятельной работы; элементы исследовательского метода. Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая;
Проверка домашнего задания 1. Кому из членов семьи ты рассказывал о долге? 2.Что особенно заинтересовало их? 3. Какие вопросы вызвали у них затруднения? 4.Смог ли ты им помочь?
Солнышко
А И В О С Т ь Р П Л Е В Д С
Пословица Справедливый человек, словно памятник отовсюду виден.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам.
Моральные правила современного человека 1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия) 2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте. 4.Будь готов пойти навстречу другому человеку. 5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.
Пословицы За правое дело стой смело. Поступай по справедливости и победа будет обязательно. Любишь кататься люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнёшь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Око за око, зуб за зуб.
Рефлексия Что такое справедливость? Каким должен быть справедливый человек? Тяжело ли быть справедливым человеком?
О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Спасибо за работу!
Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).
Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца... Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами... Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза... Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...
Слайд 1
ПВЕАРЛИСТОСЬВД
Слайд 2
Справедливость -
Что такое справедливость?
Какого человека можно назвать справедливым?
Что значит, справедливо относиться к людям?
Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают?
Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?
Слайд 3
Составьте предложения с предложенными словосочетаниями:
справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.
Слайд 4
Индийская сказка «Хитрый шакал»
-Почему крестьянин освободил тигра?
- Как тигр хотел отблагодарить человека?
- Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке?
- Как ты думаешь, что такое справедливость?
Слайд 5
Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
Слайд 6
Не от богатства
и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели –
не значит ещё быть добродетельным,
а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель
(384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:
Слайд 7
Справедливость есть исполнение долга,
несправедливость – неделание того,
что должно, уклонение
[от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский
(ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ
Слайд 8
Пословицы
-Говоришь правду-правду и делай.
-Была правда, да в лес ушла.
-В ком добра нет, в том и правды мало.
-Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
-Без правды - не житьё, а вытьё.
-Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
-Правда в огне не горит и в воде не тонет.
-Правда глаза колет.
-Правду что шило в мешке не утаишь.
-Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
Слайд 9
справедливость
Надумала кошка Мурка Шарика из
конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
Слайд 10
КАК БЫТЬ?
Ситуация 1. «Игра»
Сестра:
- Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
Оцените поступок мальчика.
Включить эффекты
1 из 27
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация "Справедливость" знакомит учеников с понятие справедливости, ее воздействием на людей, рассказывает о моральных качествах справедливого человека и учит анализировать собственные и чужие поступки с позиции справедливости. Приведены афоризмы о справедливости.
- Притча о справедливости;
- Что значит быть справедливым;
- Пословицы, поговорки, афоризмы о справедливости;
- Высказывания философов о справедливости.
Для проведения урока учителем
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Пичугина Л.Н.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Цели и задачи
- формировать моральные правила справедливого человека.
Задачи урока:
- познакомить с понятием справедливости;
- развивать умения анализировать поступки;
- формировать умение совместно работать в группе.
Слайд 4
Корзина идей
Слайд 5
Стол переговоров
Слайд 6
Притча от Леонардо да Винчи. «Справедливость»
Слайд 7
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
Вывод
Слайд 10
В чем может проявляться справедливость?
Слайд 11
Толковые словари
Слайд 12
Пословицы и поговорки:
- Говоришь правду-
- Была правда,
- Всяк правды ищет,
- Не ищи правды в других,
- Хлеб-соль кушай,
- В ком добра нет,
- в том и правды мало.
- правду и делай.
- да в лес ушла.
- да не всяк её творит.
- а правду слушай.
- коли в тебе её нет.
Слайд 13
Афоризмы
- Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.
(У. Уадлер) - Гнев часто бывает причиной несправедливости.
(Неизвестный автор)
Слайд 14
Проверка работы групп
Слайд 15
Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
Слайд 16
- – правда правосудия.
Толковый словарь Даля В.И.
Слайд 17
Пословицы и поговорки
- Говоришь правду -
- Была правда,
- Всяк правды ищет,
- Не ищи правды в других,
- Хлеб-соль кушай,
- В ком добра нет,
- в том и правды мало.
- правду и делай.
- да в лес ушла.
- да не всяк её творит.
- а правду слушай.
- коли в тебе её нет.
Слайд 18
Цицерон о справедливости
- Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
- Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
- Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Слайд 19
Аристотель о справедливости
- Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
- Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Слайд 20
Демокрит
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).
Слайд 21
Слайд 22
Обсуждение ситуации в рассказе
Слайд 23
Пословицы и поговорки
- Говоришь правду -
- Была правда,
- Всяк правды ищет,
- Не ищи правды в других,
- Хлеб-соль кушай,
- В ком добра нет,
- в том и правды мало.
- правду и делай.
- да в лес ушла.
- да не всяк её творит.
- а правду слушай.
- коли в тебе её нет.
Слайд 24
Вывод
Слайд 25
Р. Киплинг, английский писатель
И маловерным отпусти их грех.
Великодушней и мудрей других.
Не забывая, что их голос лжив
.
Слайд 26
Часов и дней неумолимый бег,
Слайд 27
Спасибо за урок!
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема:
Модуль
«Основы светской этики»
Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
- Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
- Воспитание в детях чувства справедливости.
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Методы:
- словесные;
- частично-поисковый;
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование:
Ожидаемые результаты:
- соблюдать моральные правила,
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайд 1
Учитель:
слайд 2-3
слайд 4
Учитель:
Слайд 5
Учитель:
Притча «Справедливость»
слайд 6
- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Слайд 9
Вывод:
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Учитель: слайд 10
А что значит быть справедливым?
слайд 11
слайд 12
слайд 13
Проверка работы групп:
Слайд 14 - 20
слайд 21
Чтение рассказа по ролям.
- Девяносто пять. А тебе?
- У! А я море мог переплыть!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- Без головы?
- Как же ты шёл без головы?
- Другая выросла.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Ну ладно. Ври дальше.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Какая польза?
- А тебе что?
- Сами вы брехуны!
- За что?
- А вы разве не хотите сами?
Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
Справедливо ли мама наказала Иринку?
Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Вывод.
слайд 23
Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Заключение. Слайд 24-25
Учитель:
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Слайд 26.
Тема:
Модуль
«Основы светской этики»
Класс: 4-й. Количество часов: 1 час
Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи урока:
- Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
- Воспитание в детях чувства справедливости.
- Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
- Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Методы:
- словесные;
- частично-поисковый;
- методы самостоятельной работы;
- элементы исследовательского метода.
Формы организации познавательной деятельности :
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».
Ожидаемые результаты:
- умение поступать по справедливости,
- соблюдать моральные правила,
- умение оценивать свои поступки.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Поставнока темы и цели урока.
У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1
(три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3
Работа с понятием «справедливость».
(Используется прием «Корзина идей») слайд 4
Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
Учитель:
для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5
Учитель:
Притча «Справедливость»
слайд 6
- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
Вывод:
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Учитель: слайд 10
В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
А что значит быть справедливым?
На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.
Работа с различными источниками информации.
слайд 11
Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,
слайд 12
Вторая группа составит пословицы о справедливости.
слайд 13
Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.
Проверка работы групп:
Слайд 14 - 20
Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры»
слайд 21
Чтение рассказа по ролям.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врёшь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шёл без головы?
- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
«Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чём же ты летал?
- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.
- Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай что-нибудь.
- Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э
- Ну, что ты всё «э» да «э»!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...
- Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22
Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
Справедливо ли мама наказала Иринку?
Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
Вывод.
слайд 23
Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Заключение. Слайд 24-25
Учитель:
Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Слайд 26.