Презентация - буквы и - ы после ц. "ы-и после ц" урок презентация Материал для наблюдения


Класс: 5

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Деятельностная цель: организация работы для открытия и закрепления нового материала.

Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме “Буквы И–Ы после Ц”.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать.

Личностные УУД:

  • Развитие творческих способностей и интереса к словарному богатству русского языка;
  • Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Регулятивные УУД :

  • Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления
  • Проговаривание вслух последовательности производимых действий.

– Коммуникативные УУД:

  • Развитие умения связно излагать мысли;
  • Сохранение и развитие умения слушать и слышать;

– Познавательные УУД:

  • Извлечение новой информации, преобразование и применение её.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, слова-исключения /слайд №2/

Ход урока: /Слайд №3/

I. Вступление учителя:

  • Мы сегодня, ребята, заканчиваем своё путешествие по какому княжеству?/Словообразование/.
  • Теперь вы мне можете сказать с уверенностью, чем же занимается мастер Словообразования? – /образованием новых слов/.
  • При помощи чего?
  • Завтра мы подведём итог нашему путешествию, ну а сегодня на уроке мы ещё познакомимся с одним интересным орфографическим правилом.
  • II. Орфографическая разминка: /Слайд №4-7/

    Работа с перфокартами на компьютере. Ученики вставляют –З- или –С- в приставки, -о- или –а- в корни –раст- -рос- и –лаг- -лож-! /взаимопроверка – в парах, ключ к проверке на компьютере/

    1. Бе..шумный, бе..численный, ..давать.
    2. Ра..бег, ..бегать, бе..брежный.
    3. Ра..мотреть, ра..писание, ..делать.
    4. Ра..дать, и..пугаться, ра..читать.
    5. Ра..жать, ра..шевелить, ра..резать.
    1. Зар..сли, пор..сль, подр..стёт.
    2. Отр..сль, водор..сли, прор..сли.
    3. Выр..сти, р..стение, р..сток.
    4. Изл..жение, предпол..гать, сл..жение.
    5. Р..сток, выр..с, выр..щенный.

    III. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка. /Слайд №8/

    Ну а сейчас наше новое орфографическое правило. Отгадайте, кто спешит к нам на урок? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? Цапля. /Слайд № 9 /

    • Какая же буква стоит в начале слова? – Ц.

    Вот с этой буквой -Ц- связана удивительная история. Послушайте. Когда-то она была очень красивой царевной -Ц-, мягкой и доброй по характеру. В те далёкие времена Лень была просто Чёрной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья. К Лени повадилась отвратительная зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами… Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого что больше, и просто умирает от зависти. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела её лютой ненавистью. Однажды, когда -Ц- собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Чёрной колдуньей заманили её к себе и опоили колдовским зельем. Царевна -Ц- потеряла сознание, а очнулась вот такой твёрдой безобразной старухой, какой мы видим её сейчас. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти “злыдни” надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотрите ей в глаза и вы увидите: -Ц- – прекрасна. Несмотря на её безобразную внешность, её печальные глаза светятся добротой и разумом. И даже в таком облике все узнают добрую, прекрасную царевну -Ц-. После этого царевна тяжело заболела. Все жители страны Словографии приняли участие в судьбе царевны. Она ни на минуту не отходила от постели царевны. Словики и Буквята спрятали все зеркала и относились к -Ц- с таким почтением, что она постепенно забыла про свою безобразную наружность. Но после превращения -Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, так же, как и после шипящих. Ведь -Ц раньше была мягкой, и после неё и слышалось, и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться... /-Ы-/. А пишется по-прежнему -И- во всех основах слов и корнях: “цифра”, “циркуль”, “нарцисс”, “дисциплина”, “акация”, “коллекция”, “декорация”. В последних трёх словах -Ц- и -И- стоят в самом конце слова, но это же основа, а не окончание. Попробуйте изменить: акация, нет акации, под акацией. Есть только четыре русских слова – исключения, в которых после Ц пишется не -И-, а -Ы-.

    – Цыц!– сказал учитель… Я слышу какой-то писк. –Маленький пушистый цыплёнок… Откуда он? За ним на цыпочках вошёл рослый красивый цыган… Оба взволнованы… – Что с вами?

    – За нами гналась Ашипка,– сказал цыган… – Она кричала в свой кривофон, что в корне после “ц” пишется и, что в нас ошибка! Но мы же исключения!

    – Ну, конечно, вы – исключения. Только в четырёх словах: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц – в корне после “ц” пишется ы. Посмотрите на алгоритм и запомните: /Слайд №10/

    Буквы ы-и после ц

    В корне В основе слов на -ция В суффиксе прилагательных В окончаниях имён прилаг-ных и сущ-ных В корне:4 слова-исключения
    нарцисс акация сестрицын Огурцы цыган
    дисциплина милиция синицын Бледнолицый цыпочках
    мотоцикл дикция царицын Отцы цыкнул
    цитата ситуация лисицын Птицы цыплёнок
    панцирь репетиция куницын Молодцы

    IV. Закрепление нового материала в форме игры “Поле чудес”.

    • А сейчас мы сами подберём слова на это правило. Работа с компьютером.

    По рисунку и лексическому значению слова мы найдём слова с данной орфограммой, обозначим орфограмму. /Слайды №11-42/

    1. Знак для обозначения числа на письме /цифры/.
    2. Детёныш курицы /цыпленок/ искл.
    3. Инструмент, с помощью которого человек выполняет какую-либо работу: вытаскивает гвозди, придерживает что-то /плоскогубцы/.
    4. Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны /цирк/.
    5. А вот и загадка: Пять братьев, годами равные, ростом разные /пальцы/.
    6. Инструмент для вычерчивания окружностей /циркуль/.
    7. Вёрст не считали, по дороге не езжали, а за морем бывали /птицы/.
    8. Садовое растение с приятным запахом /нарцисс/.
    9. Резервуар для хранения и перевозки жидкости /цистерна/.
    10. Механизм для стрижки волос /ножницы/.
    11. Не прядут, не ткут, а людей одевают /овцы/.
    12. Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания /мотоцикл/.
    13. Черепаху защищает крепкий /панцирь/.
    14. Без окон, без дверей полна горница людей /огурцы/.
    15. Фигуры овальной формы /цилиндр/.
    16. Плотная плетёнка из соломы или камыша для подстилки на пол /циновка/.
    17. Приспособление для вышивания /пяльцы/.
    • Ну а сейчас я назову ещё несколько лексических значений слов, которых вы, может, не слышали. Если вы не отгадаете, то мы их запомним, пополним свой лексикон этими словами. Найти эти слова можно в словаре. Слушайте внимательно.
    1. Вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками/циклон/.
    2. Дословный отрывок, из какого либо произведения /цитата/.
    3. Болезнь, вызванная недостатком витаминов в организме, выражается в разрыхлении и кровоточивости дёсен /цинга/.
    4. Плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, лимоны, мандарины /цитрусовые/.
    5. Музыкальный инструмент... /цимбалы/

    – Здесь были слова в корне и в окончании. Ну а сейчас в гости к нам идут иностранные слова на -ция.

    V. Знакомство со словами иностранного происхождения:

    • В словах иностранного происхождения на -ция всегда пишется буква “и”.

    Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере, послушайте шуточный рассказ и постарайтесь запомнить как можно больше таких слов, потом мы их запишем, объясним значение.

    По уже сложившейся доброй традиции к нам в Россию едут гости из зарубежных стран: из Франции, Швеции, Турции. Прибывают они поездом к нам. Делегация каждой страны едет по своей специализации. Шведская делегация – геологов везёт на выставку в Москву изумительную коллекцию минералов, которую они привезли из экспедиции. Во втором вагоне – представители из Турции. Они едут в Москву на шоу, чтобы показать своё национальное искусство. Они и дорогой не отдыхают. Каждый день строго по расписанию – репетиции. Ведь они должны показать мастерство декламации. Ведущий шоу обладает хорошей дикцией и спокойной интонацией. Театралы из Турции для своего спектакля везут свои декорации: костюмы, фон. Есть у них и цирковой номер. Профессора – хирурги из парижской клиники едут на конференцию врачей. Один из них Ален Карпентье в своей лекции на конференции врачей решился объявить о необычной операции на сердце, о новой функции сердечной мышцы. Это хорошая консультация для всех врачей. Поезд сопровождает полиция в целях безопасности движения – непредвиденной ситуации. Радиостанции сообщили о надвигающемся стихийном циклоне. Поезд вынужденно остановился. Но иностранцы не расстроились. Среди французов были представители от спортивной секции. Они приготовили собак к заезду и первыми прибыли к лычковской станции.

    • Запись слов с обозначением орфограммы. /слайд №43/

    VI. Сочини рассказ: “В цирке”. Иллюстрации на компьютере. /Слайды №44-49/

    Совершим заочную экскурсию в цирк. Попробуем полюбоваться интересным зрелищем. Рассматриваем иллюстрации, составляем предложения и записываем их. Начать можно так:

    Мы давно мечтали пойти всем классом в цирк. И, наконец, наша мечта осуществилась…

    /Мы сидели близко к арене, и каких только чудес ни насмотрелись. Сначала фокусник достал из шляпы цыпленка. Жонглер подкидывал огурцы. Медвежата – борцы устроили состязания с папой – медведем. Лисицы катались на мотоциклах. Зайцы устроили танцы. Клоуны смешно передразнивали музыкантов, играли на цимбалах. Дрессировщицы занимались с тиграми. Тигры прыгали сквозь кольцо. Нам очень понравилось в цирке./

    VII. Итоги урока. Рефлексия.

    • О чём мы сегодня говорили на уроке?
    • Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?

    Задание на смекалку:

    ЦИРК, ЦЕЛИНА, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?

    • Что понравилось на уроке?
    • Что не понравилось?
    • Как чувствовали себя на уроке?
    • Какую оценку поставите себе?

    VIII. Домашнее задание на выбор:

    • Из упражнения 434 взять слова и составить десять предложений со словами на -Ц-;
    • Сочинить рифмовки на данное правило, например:
    • Цыплёнок циркулем играл,

    На циферблат его сажал.

    • Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы.

    В каком из этих слов согласный глухой

    непарный, твердый непарный звук

    1)щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун

    (циркуль - [ц]).

    Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

    Лингвисти-ческая разминка


    Материал для наблюдения

    станц и я улиц ы

    ц и рк синиц ы н

    ц ы пленок

    Сформулируем тему урока



    Цели урока:

    от чего зависит выбор и-ы после ц ;

    применять на практике изученную орфограмму.


    - ЦЫ - ЦИ

    • - ЦИЯ

    Сформулируем правило


    «И-Ы после ц»

    В корнях слов пишем И: Ц и фра, ц и ркуль, ц и ферблат, ц и рк, ц и клон, ц и клоп

    Слова на –ЦИЯ:

    авиац и я, традиц и я, провокац и я, цивилизац и я, пропорц и я

    Слова-исключения: ц ы плёнок, ц ы ган, ц ы почки, ц ы ц

    В суффиксах пишем Ы:

    сестриц ы н, куниц ы н

    В окончаниях пишем Ы:

    птиц ы , пальц ы , улиц ы , ровесниц ы , круглолиц ый , ресниц ы


    СКАЗКА Жила-была в стране «Орфография» буква Ц…

    Нет правил без исключений.

    Пусть в словах цыган

    (подошел) на цыпочках

    (к) цыпленку и цыкнул: «Цыц »

    пишется буква Ы.

    Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова!

    Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.

    Во всех словах, оканчивающихся на ция, будет писаться буква И.


    Прочитай! Запомни!

    В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке - цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.



    Физ ультми утк



    ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы?

    Ц___рковой артист

    ц___тата из Пушкина

    ц___гейковая шубка

    жёлтенький ц___плёнок

    Ц___ц! Сейчас же замолчите!

    победившая революц___я

    Свежие огурц___

    танцевать ц___ганочку

    ц___нковая стружка

    встать на ц___почки

    тигриц___н хвост

    вязальные спиц___

    свежие устриц___

    генеральная репетиц___я

    смуглолиц___е матросы

    мощный ц___клон


    Это интересно!

    • Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке - это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
    • Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова "циркулюс", что значит "круг", "окружность".

    Ц и ркуль и ц и рк – от латинского слова "циркулюс", что значит "круг", "окружность".

    Оказывается…


    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

    Мелькнул купол городского ц..рка. Сверкнули панц..ри воинов. Нильсон уц..пился за камень и встал на ц..почки, чтобы посмотреть, не уц..лело ли что-нибудь.


    Рац…я, цариц…но зеркальце, афганц…,

    ц…гейка, ц…клон, ц…ганский,

    мультипликац…онный фильм,

    взять под уздц…

    Вставьте пропущенные буквы

    Рация - переносная радиостанция

    Цигейка - стриженный и крашенный мех овцы

    Циклон - вихревое движение атмосферы,

    сопровождающееся обильными осадками, сильной

    облачностью.


    Работа у доски

    • Ц:ган, р:сла, р:сток, ц:ферблат, ц:ркуль, конституц:я, делегац:я, администрац:я, ц:тата, ж:лудь, ц:кнуть, ц:трусовые, коллекц:я, ш:рох, иллюминац:я.
    • Ц:вилизац:я, р:стение, ш:пот, сестриц:н, птиц:, ресниц:, троиц:н, круглолиц:й, демонстрац:я, цариц:н, пор:сль, авиац:я, аппликац:я, ц:плёнок, ц:нга.

    Вариант I

    Вариант II

    птиц…ны перья

    папин мотоц…кл

    праздничная иллюминац…я

    российская авиац…я

    куниц…н хвост

    твердый панц…рь

    встать на ц…почки

    крикнуть «ц...ц»

    вчерашний ц…клон

    наши пловц…


    Взаимопроверка

    Вариант II

    Вариант I

    птиц ы ны перья

    папин мотоц и кл

    российская авиац и я

    праздничная иллюминац и я

    твердый панц и рь

    куниц ы н хвост

    крикнуть «ц ы ц»

    встать на ц ы почки

    наши пловц ы

    вчерашний ц и клон

    Оценка: 0 ошибок – « 5 »;

    1-2 ошибки – « 4 »;

    3 ошибки – « 3 »;

    4-5 ошибок – « 2 ».


    Сегодня мы изучали…

    Когда в слове после Ц пишется И, а когда Ы…

    Достигли ли мы своей цели…

    Подведём итог.


    САМОРЕФЛЕКСИЯ

    • Какие задания вызвали затруднения? Почему?
    • Какие задания было выполнять легко и интересно? Почему?


    Конспект урока русского языка для 5 класса
    по теме «Буквы и - ы после ц»

    Тип урока: открытие нового знания.

    Ведущая цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Буквы и - ы после ц».

    Цели урока:

      Образовательные :

    - различение звука и написания соответствующей буквы в слове;

    - знакомство с правилом написания букв и – ы после ц;

    - формирование навыка правописания по данному правилу;

    - пополнение словаря иностранных корней;

    Повторение изученных орфограмм (№ 12, 13, 14).

      Развивающие : развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения, делать предположения и выводы, исходя из наблюдения над языковым материалом.

      Воспитывающие : формирование

    Научного мировоззрения;

    Умения взаимодействовать в коллективе;

    Активного отношения к жизни.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет; презентация, составленная учителем; мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями.

    Педагогические технологии: информационные технологии, технология проблемного обучения, проблемнодиалогического обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.

    План урока:

      Мотивация к учебной деятельности.

    II

    1. Лексический диктант

    2. Морфемный разбор

    3. Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации )

    III

    IV . Построение проекта выхода из затруднения. Привлечение к открытию новых знаний.

    V . Динамическая пауза (физкультминутка).

    VI

    VII . Первичное закрепление с комментированием.

    VIII . Работа со словом

    IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.

    X . Сопоставительный анализ орфограмм.

    XI . Рефлексия.

    XII . Домашнее задание

    Ход урока:

      Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель

    Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

    УУД

    Личностные : положительное отношение к учебной деятельности.

    Познавательные : извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение


    Приветствие обучающихся.

    Добрый день, ребята.

    Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

    А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

    Откройте тетради, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока.

    Записываем число, классная работа, а следующую строчку оставляем, ее заполним позже. Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

    II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель

    Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    УУД

    Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

    Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.

      Лексический диктант (слайд 2)

    Задание: по лексическому значению узнать слово, записать его, обозначить орфограммы (в споминают материал по темам «О,Ё после шипящих в корне слова», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов по «цепочке»).

      Письменный или устный пересказ. (Изложение)

      Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. (Прилагательное)

      Назовите глагол, который имеет значение «ухаживать за растениями, например, с целью получения плодов». (Выращивать)

      Цвет, антонимичный белому. (Чёрный)

      Отдельная область производства, науки. (Отрасль)

      Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение)

      Молодой побег. (Росток)

      Ткань из ниток, получаемых из коконов южного насекомого. (Шёлк)

      Догадка, предварительная мысль. (Предположение)

      Стать ветвистее, гуще, больше. (Разрастись)

      Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли)

      Плод дуба. (Жёлудь)

      Рассказывать. (Излагать)

    Выполняя это задание, вам, ребята, пришлось разглядеть привычное в непривычном облике, и я хочу поприветствовать вас вот такими словами:

    Мой привет вам, открыватели

    Всех сокровищниц планеты!

    Будьте счастливы, мечтатели ,

    Беспокойные искатели,

    Фантазеры и поэты!

      Морфемный разбор слова мечтатель (разбор слова по составу):

    Мечтатель – имя существительное. Образуем формы слова:

    Мечтателя

    Мечтателем

    Изменяемая часть слова будет окончанием.

    Нулевое окончание указывает на сущ. в ед. числе, муж. роде, им. пад.

    Основа слова – мечтатель.

    Суффикс -тель- - суффикс сущ. со значением «лицо, человек» (например, читатель, писатель)

    Суффикс -а- - суффикс глаг. со значением «действие» (играть)

    Корень –мечт-. Подбираем однокоренные слова: мечта, мечтающий, замечтаться.

    Молодцы! Справились.

      Фонетическая транскрипция (создание проблемной ситуации.)

    Слайд 3. Наблюдение. Произношение звука и написание буквы после твёрдого ц

    Слайд 4. Сравните

    Слово

    Транскрипция

    цирк

    [цырк]

    цифра

    [цыфра]

    станция

    [станцый’а]

    секция

    [с’экцый’а]

    сестрицы

    [с’истр’ицы]

    певицы

    [п’ив’и цы]

    лисицына

    [л’ис’ицын а ]

    п тицына

    [пт’ицын а ]

    III . Выявление места и причины затруднения.

    Цель

    Выявление и фиксация места и причины затруднения.

    УУД

    Какой звук мы слышим после твердого [ц]? ([ы])

    Почему именно этот звук? ([ц] – твердый непарный, [и] не может его смягчить)

    А какие буквы пишутся после ц? (и, ы)

    Слайд 5 - Сформулируйте тему урока. Слайд 6 (Буквы и-ы после ц)

    IV . Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель

    Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    Привлечение к открытию новых знаний.

    УУД

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

    А как мы узнаем, когда и что надо писать, т.е. -и или -ы, после всегда твёрдого [ц]? Есть ли правило?

    Слайд 7.

    Давайте понаблюдаем, когда в словах после ц пишется ы, а когда – и. В какой морфеме встречается орфограмма? (В корне, суффиксе, окончании)

    Составляем таблицу Слайд 8

    ци

    цы

    В корне: ц и фра, ц и нга

    В словах на -ция: корпорац и я, авиац и я

    В окончании

    В суффиксе

    Искл.: Ц ы ган (на) ц ы почках ц ы пленку ц ы кнул: «Ц ы ц!»

    Работа по учебнику .

    Открываем учебники на стр. 39, читаем правило, сравниваем таблицу (правильно ли сформулировали правило и составили таблицу).

    V . Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель

    Сменить вид деятельности.

    УУД

    Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    Слайд 9. Учим слова – исключения с движениями рук: на каждое слово одно движение (на плечи, вверх, в стороны, согнуть в локтях, кулаки упереть в бока).

    VI . Реализация построенного проекта.

    Цель

    Построение и фиксация нового знания.

    УУД

    Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

    Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

    Регулятивные : контроль, коррекция, оценка.

    Личностные : оценивание усваиваемого содержания.

    Слайд 10. Знакомство с образцом (алгоритмом) рассуждения.

    Слайд 11. Применение алгоритма. Объясняют орфограмму.

    Задание на карточках ( работа в парах ): данные слова записать в две колонки (в зависимости от написания), обозначить орфограмму.

    Дверцы, цирк, демонстрация, отличницы, репетиция, станция, буфетчицы, цинга, корпорация, цыганский

    Слайд 12. Словарная работа (цинга, корпорация).

    ( Работа в парах : пытаются объяснить значение слов, уточняют с помощью электронного словаря через интернет, устно составляют предложения).

    VII . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Цель

    Применение нового знания в типовых заданиях.

    УУД

    Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков.

    Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

    Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Упражнение № 462 с комментированием у доски. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

    VIII . Работа со словом (упр.465)

    Цель

    Расширение словарного запаса, осмысленное включение слова в речь

    УУД

    Познавательные : расширение словарного запаса, сопоставление, анализ, обобщение информации.

    Регулятивные : способность ставить учебную цель и реализовывать ее, осознанное управление своим поведением.

    Коммуникативные : работа в паре, аргументация своей точки зрения, взаимопомощь.

    Личностные : развитие опыта межличностных отношений, умение вести диалог.

    Слова «циркуль» и «цирк». Что между ними общего с точки зрения грамматики? (орфограммы)

    А в значении? ( Работа со словарями в группах )

    Послушайте, как рассуждал один ученик.

    «Главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». После этого я стал подыскивать другие родственные слова: «циркулярная» (пила), «циркулировать»».

    Так что же общего в словах «циркуль» и «цирк»? (они произошли от одного и того же латинского слова и имеют общее в лексическом значении: круг, окружность.)

    Пополним наш словарь иностранных корней (запись в «Словарики иностранных корней»):

    Циркулюс (лат.) – круг, окружность. Циркулировать – двигаться по кругу, циркулярная (пила) – пила, имеющая круглый нож, который движется по кругу.

    IX . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель

    Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    УУД

    Познавательные : умение действовать по образцу.

    Регулятивные : умение решать проблемы, контроль, коррекция.

    Личностные : способность самооценки своих действий

    Задание: образовать прилагательные, отвечающие на вопрос чей? при помощи суффикса -ын.

    Синица, лисица, птица, курица, царица, куница.

    X. Сопоставительный анализ орфограмм

    Цель

    Предотвращение возможных ошибок при выборе применяемого правила.

    УУД

    Познавательные : анализ, умение различать орфограммы, умения обобщать, квалифицировать.

    Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, умение решать проблемы.

    Личностные : способность самооценки своих действий.

    Слайд 13

    Слова целина и цена на то же правило? (работа в малых группах)

    Дети рассуждают, доказывают и приходят к выводу, что – нет. Это безударные гласные, проверяемые ударением.

    Слайды 14-20

    XI . Контроль и самоконтроль (работа в группах).

      Лексический диктант.

      Тестовые задания.

    Обсуждают, выбирают ответ в группах, называют его все, объясняет одна из групп (по очереди), затем проверяют.

    Слайды 21-22

    X . Итог. Домашнее задание:

    § 87, упр. 464.

    Дополнительно – варианты по выбору обучающихся:

    1) составить синквейн на изученную орфограмму,

    2) написать лингвистическую сказку о буквах и - ы после ц,

    3) подготовить лексический диктант по изученной орфограмме из 10-15 слов.

    Слайд 23. XII . Рефлексия

    ( Самооценка и оценка деятельности).

    Цель

    Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    УУД

    Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные : самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

    Коммуникативные : уметь слушать и понимать речь других.

    Дети оценивают свою работу, выбирают один из знаков и еще рисуют на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы об их настроении в конце урока. Слайд 24

    Учитель благодарит всех за урок.

    Как мы пришли к выводу орфограммы? Какие этапы урока самые интересные? Понятно ли мне правило? Что помогло мне его запомнить?

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа № 27

    муниципального образования Новокубанский район

    Краснодарского края

    Подготовила и провела

    Окунева Наталья Фёдоровна

    2010 год

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

    ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

    ЦЕЛИ УРОКА:

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и - ы после ц” ; у казать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы

      РАЗВИВАЮЩИЕ: р азвивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы ;

    с овершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

      ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

    Задачи урока:

    Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

    МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :

    Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

    Использован УМК:

    1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/

    Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М.:

    «Просвещение», 2009.

    2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику

    Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.:

    Издательский дом «Генжер»,2006

    ХОД УРОКА:

      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Прозвенел звонок для нас.
    Все вошли спокойно в класс
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу класс наш хоть куда!
    Мы начнем урок, друзья.

      ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА СЛАЙД № 3- 6

      Учитель:

    Свой урок мы начнём с лингвистическоё разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.

    Лицо, руководящее оркестром или хором

    Опытный, бывалый, испытанный в боях воин

    Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира

    Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения

      НЕМНОГО ИСТОРИИ СЛАЙД № 8

    В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».

      ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА СЛАЙД № 7

    Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

    Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.

    Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/

      ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ. СЛАЙД №9

    Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.

    Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку:«Цыц!»

    Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.

    ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

    Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали?

    Когда пишется буквы Ы после Ц?

    IV . ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Учитель:

    Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы. Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания

      РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 10

    2.ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 11

    3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД № 12

    4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 13 – 14

    Ц..ферблат Проказниц..

    Ц..тировать Революц..я

    Ц..плячий Ц..клон

    Лекц..я Ц..ганские

    Синиц..н Акц..я

    5. ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛАЙД № 15

    6. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ СЛАЙД № 16

    А)Ра..писание

    Бе..болезненный

    Во..стание

    И..парение

    Б)Р..стение

    Прор..сли

    Отр..сль

    Выр..щенный

    В)Ра..брелись

    Ра..таял

    Бе..полезно

    Делать

    Г)Ц..тата

    Ц..пячий

    Лекц..я

    Ц..клоп

    7. ИГРА «ЭРУДИТ» СЛАЙД №17

    Составьте слово

    Прилетел (приставка)

    Земля (корень)

    Вилять (суффикс)

    Решаешь (окончание)

    Светится (постфикс)

    Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.

    /Например: На арену ц и рка приземляется воздушный акробат./

    8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 18

    1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .

    2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

    3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

    4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.

    5. Отец привез детям гостинц.. .

    6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

    9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЛАЙД № 19

    1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

    А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.

    2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:

    А) ц..кнуть; Б) ц..новка;

    В) ц..плёночек; Г) уц..питься.

    3. В какой группе слов пишется И:

    А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

    Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

    V . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 20

    УРОВЕНЬ 1- составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

    УРОВЕНЬ 2- упражнение 447.

    VI . РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» СЛАЙД № 21

    Я понял, что…

    Было интересно…

    Особенно понравилось…

    Вызвало затруднение…

    Нужно выучить…

    VII . СПАСИБО ЗА УРОК СЛАЙД № 22

    Слайд 1

    Урок русского языка в 5 классе
    Буквы И – Ы после Ц

    Слайд 2

    Вы все талантливы!

    Слайд 3

    Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения
    И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

    Слайд 4

    Текст-оригинал
    И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

    Слайд 5

    Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё
    Ч_рный,
    ё
    р_сти,
    р_сток,
    о
    ш_рох,
    о
    а
    изл_гать,
    а
    ш_лк,
    ё
    ш_в,
    о
    предл_жение
    о
    прич_ска,
    ё

    Слайд 6

    Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный
    [ц]

    Слайд 7

    Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении
    Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

    Слайд 8

    Происшествие в стране Орфографии
    Ц
    и
    ы

    Слайд 9

    Исторические (этимологические) сведения о букве Ц
    Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

    Слайд 10

    Самостоятельная работа в группах
    Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

    Слайд 11

    Слайд 12

    Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок
    В существительных на -ция Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.

    Слайд 13

    Слова - исключения
    Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

    Слайд 14

    Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

    Слайд 15

    Рефлексия
    Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446: ц…нга, куц…й, овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

    Слайд 16

    Игра «Шпион»
    Выпишите из каждого ряда лишнее слово: 1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

    Слайд 17

    Отгадайте загадку:
    Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.





    

    2024 © strike-defence.ru.