Ответственность за неприменение ккм в году. Характеристика штрафа за неприменение ккт


Для многих российских бизнесов с 1 июля 2017 года законом установлена обязанность по применению инновационных онлайн-касс в ходе расчетов с покупателями. Одновременно положениями федеральных нормативных актов определены штрафы за неприменение ККТ нового образца. Изучим такие санкции подробнее.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Кто обязан применять онлайн-кассы

Но, прежде чем говорить о предусмотренных законом штрафах за неприменение онлайн-касс , полезно будет изучить то, в отношении кого такие санкции, в принципе, могут применяться.

Речь идет о торговых предприятиях, которые с 1 июля 2017 года обязаны задействовать онлайн-кассы - инновационный тип контрольно-кассовой техники. Онлайн-кассы должны в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ уметь:

  • отправлять данные о платежах, проведенных на кассе, в ФНС через интернет (при посредничестве специализированных структур - Операторов фискальных данных);
  • формировать кассовые чеки в электронном виде и отправлять их покупателям (также при посредничестве ОФД);
  • обеспечивать сохранность платежных данных в памяти ККТ в периоды отсутствия связи с интернетом.

Такими функциями ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, не обладают. Поэтому, торговым бизнесам их нужно менять на онлайн-кассы .

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен - Онлайн-касса !
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года должны все торговые предприятия (точнее - все, кто продает товары физическим лицам), которые не попадают под исключения, установленные законом. Стоит отметить, что перечень таких исключений - довольно широкий. Причем, определять его нужно:

  • рассматривая сразу две редакции Закона № 54-ФЗ - действующую, и ту, что была введена в действие 08.03.2015 года;
  • разделяя исключения на две категории - постоянные и временные.

Постоянные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до тех пор, пока законом не будет установлено иного. Сейчас действуют исключения:

  • определенные положениями п. 2 ст. 2 Закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в текущей редакции;
  • п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015.

При этом, после 1 июля 2018 года будут действовать только те исключения, что зафиксированы в действующей редакции Закона № 54-ФЗ (отметим, что их перечень во многом совпадает с тем, что отражен в редакции Закона № 54-ФЗ от 08.03.2015).

Такие исключения освобождают от применения ККТ бизнесы в самых разных сегментах. Например, в текущей редакции Закона № 54-ФЗ они установлены для предпринимателей, которые:

  • продают прессу через газетные киоски;
  • ведут торговлю на рынке с палаток;
  • продают молоко, квас из автоцистерн;
  • ремонтируют обувь.

Временные исключения - те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до 1 июля 2018 года (и если законом данный срок не будет изменен). После - онлайн-кассы должны будут задействовать все магазины, кроме тех, для которых законом установлены постоянные исключения.

Временные исключения установлены:

  • п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юридических лиц на ЕНВД, ИП на ПСН;
  • п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года - для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

При этом, вместо чеков ККТ такие бизнесы обязаны выдавать своим клиентам другие документы, удостоверяющие факт приема от клиента денежных средств в счет товара или услуги. А именно:

  1. Товарные чеки.

Их должны выдавать ИП и юрлица на ЕНВД либо ИП на ПСН при продаже товаров физическим лицам. Товарный чек должен при этом содержать реквизиты, перечень которых установлен в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Отметим, что товарный чек обязательно выдается только по требованию клиента.

  1. Бланки строгой отчетности.

Такая обязанность установлена для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам. Система налогообложения здесь может быть, в принципе, любой - ЕНВД, ПСН (для ИП), ОСН, УСН, ЕСХН. Бланки строгой отчетности должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359. При этом, БСО может быть сформирован на типографском бланке или же с помощью специальных аппаратно-программных решений.

Бланк строгой отчетности указанным фирмам нужно выдавать клиенту в любом случае - даже если он его не попросил.

Нужно отметить, что законом могут устанавливаться и «обратные» исключения в части установления обязанности по применению онлайн-касс - когда тот или иной бизнес, освобожденный одной нормой закона от применения ККТ, обязывается использовать онлайн-кассы другой, более поздней (и потому, имеющей более высокую юридическую силу) нормой закона.

Например, 31 марта 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 261-ФЗ о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, по которым бизнесы на любых системах налогообложения (включая ЕНВД и ПСН) стали с 1 июля 2017 года обязаны применять онлайн-кассы. Однако, в редакции Закона № 261-ФЗ от 31.07.2017 года содержится норма о том, что продавцы алкоголя ведут расчеты в юрисдикции Закона № 54-ФЗ. Это значит, что они в случае применения ЕНВД, ПСН либо в процессе оказания услуг (например, ресторанных) перестали до 1 июля 2018 года быть обязанными применять онлайн-кассы.

Онлайн-кассы для всех видов бизнеса! Доставка по всей России.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Какие предусмотрены штрафы за неприменение ККТ или нарушения при её использовании

Теперь - о санкциях за неприменение онлайн-касс (либо невыполнение обязательств по выдаче покупателям документов, альтернативных кассовым чекам - БСО и товарных чеков). Основные из рассматриваемых санкций закреплены в положениях КоАП РФ. Для удобства их можно отобразить в виде таблицы.

Правонарушение Регулирующая норма в КоАП РФ Санкции Примечания
Продажа товаров без использования ККТ п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Штраф на должностное лицо магазина (либо на ИП, как владельца магазина) в размере 25-50% от выручки, не пробитой через кассу (но не менее 10 000 рублей).
2. Штраф на магазин как на юридическое лицо в размере 75-100% от выручки, не пробитой через кассу (минимум 30 000 рублей).
Примеры правонарушений:
1. Отпуск товаров при отсутствующей ККТ в магазине.
2. Применение ККМ, работающей некорректно, со сбоями.
3. Пробитие чека с суммой, меньшей, чем та, что передана покупателем продавцу.
4. Невыдача фирмой, оказывающей услуги, БСО.
4. Невыдача торговым предприятием на ЕНВД (ИП на ПСН) товарного чека покупателю (по его просьбе).
Повторная продажа товаров без использования ККТ на сумму, превышающую 1 000 000 рублей п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Дисквалификация на должностное лицо - на срок 1-2 года.
2. Приостановка деятельности магазина - на срок до 90 дней.
Применение ККТ, не соответствующей нормативным требованиям п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение либо штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 1500 - 2000 рублей.
2. Предупреждение либо штраф на юридическое лицо в размере 5000 - 10 000 рублей.
Примеры правонарушений:
1. Использование ККМ старого образца (не онлайн-кассы).
2. Использование онлайн-кассы, не зарегистрированной в ФНС.
3. Использование онлайн-кассы, не включенной в реестр ФНС.
Отказ магазина направлять покупателю электронную версию кассового чека либо невыдача продавцом бумажного чека п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ 1. Предупреждение или штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 2000 рублей.
2. Предупреждение или штраф на юридическое лицо в размере 10 000 рублей.
Если товар продан интернет-магазином, то электронный чек отправляется покупателю (на e-mail или в виде SMS) в любом случае, без запроса покупателя. При неосуществлении отправки чека интернет-магазин может быть оштрафован.
Обычный магазин отправляет электронный чек покупателю, только если он предоставляет продавцу свой e-mail или сотовый телефон. Обязательно выдается бумажный чек.

Указанные выше, и, очевидно, довольно строгие штрафы, выписываются инспекторами ФНС в ходе налоговых проверок - плановых или внеплановых. Таким образом, к моменту проверки магазин должен быть чист на предмет возможных подозрений на совершение приведенных выше правонарушений.

Но, как показывает практика, не всем торговым точкам удается избежать совершения указанных правонарушений - в силу влияния тех или иных факторов. Тем не менее, владельцы магазинов имеют шансы на благосклонность со стороны проверяющих структур в ряде случаев. Изучим то, когда это возможно, и от чего это зависит.

В каких случаях штрафов можно избежать

Магазин может стать вынужденным нарушителем норм закона о применении ККТ, если, например:

  1. Не успеет к установленному сроку обзавестись онлайн-кассой .

Смежные сценарии:

  • действующая онлайн-касса сломалась, и новую заказать (завезти) не успели;
  • поставщик задерживает предоплаченные кассы;
  • кассы привезли, но их некому установить и настроить (ближайший сервисный центр - в другом городе, половина его специалистов - в отпуске).

По факту, вне зависимости от причин (которых может быть, конечно, намного больше в сравнении с приведенным выше перечнем) магазин не сможет задействовать онлайн-кассу, а значит, будет считаться нарушителем норм закона о применении ККТ.

Однако, при рассмотрении ситуации, при которой у торговой точки нет возможности задействовать онлайн-кассу, по существу, может быть выявлен ряд обстоятельств, которые позволяют говорить о том, что магазин штрафовать не следует.

Минфин РФ - государственный орган, которому подотчетна ФНС, в Письме от 30.05.2017 года № 03-01-15/33121 говорит, ссылаясь на положения КоАП РФ, о том, что административным правонарушением следует считать лишь то действие субъекта правоотношений, которое имеет признак противоправности и свидетельствует о вине соответствующего субъекта. В случае, если в оценке отношении действий того или иного лица имеют место неустранимые сомнения, то такие сомнения, как считает ведомство, должны толковаться в пользу данного лица.

Исходя из указанных тезисов, Минфин рекомендует проверяющим органам при рассмотрении правонарушений, за совершение которых в ст. 14.5 КоАП РФ прописаны строгие санкции, изучать обстоятельства, указывающие на принятие торговым предприятием всех необходимых мер по обеспечению соответствия ведения деятельности требованиям законодательства РФ о применении ККТ . И если магазин покажет, что такие меры будут приняты - Минфин рекомендует инспекторам не штрафовать торговую точку либо должностных лиц фирмы.

Одной из таких мер, как считает Минфин, может быть заключение контракта на поставку фискального накопителя (основного технологического компонента онлайн-касс) в целях модернизации действующей ККТ. При этом, торговое предприятие, как считает ведомство, должно продолжать применение ККТ старого образца - с ЭКЛЗ, и выдавать всем покупателям бумажные чеки.

Таким образом, с самой высокой вероятностью защищены от штрафов ФНС, с учетом указанной позиции Минфина, бизнесы, которые имеют ККТ старого образца и не успели их модернизировать к сроку начала обязательного применения онлайн-касс.

Но при анализе положений рассмотренного нами письма Минфина напрашиваются совершенно очевидные правовые аналогии, которые бы, вероятно, позволили говорить об аналогичном уровне защищенности от штрафов любых бизнесов, которые не сумели в срок запустить торговую инфраструктуру на базе онлайн-касс (в том числе «с нуля», в ходе модернизации, в процессе замены, ремонта, настройки ККТ).

Главное для них - иметь на руках документ, подтверждающий, что магазин сделал все от него зависящее для оснащения кассовой инфраструктуры работающими и соответствующими требованиям законодательства кассовыми машинами. Если онлайн-касса сломалась - это может быть договор на проведение ее ремонта, если она задерживается в пути - документ об осуществлении предоплаты на ее поставку.

В принципе, позицию Минфина можно подвести и под ситуацию, когда фирма, освобожденная от применения ККТ, обязана выдавать клиентам бланки строгой отчетности, но не может, поскольку они закончились, и к моменту расчетов не прибыли из типографии.

  1. Не сможет задействовать онлайн-кассу из-за отключения электричества (интернета).

Здесь все сложнее. В самом общем случае следует придерживаться рекомендации: нет электричества (в данном случае - возможно, еще и интернета) - нет торговли. Если продавцы все же осуществят отпуск товаров, то ФНС будет иметь полное право применить к магазину рассмотренные нами выше санкции.

Однако, как показывает правоприменительная практика, в ряде сценариев владельцы торговых бизнесов вправе ожидать, что в отношении них инспекторы проявят лояльность и не будут штрафовать. Это возможно, если, к примеру:

  1. Электричество или интернет отключили прямо в момент расчетов магазина с покупателем. В этом случае правомерно говорить о форс-мажорных обстоятельствах, которые в общем случае освобождают участника правоотношений от ответственности не только в контексте выполнения норм Закона № 54-ФЗ но и, в принципе, любого другого нормативного акта.
  1. Расчеты с покупателями было весьма желательно произвести по причине большой очереди на кассах, которая сформировалась к моменту отключения электричества. И магазин решил нарушить закон, отпустив товар без ККТ.

При наличии от инспекторов замечаний по данному поводу магазин может аргументировать свои действия тем, что остановка торговли (особенно, если люди пришли в редкий сельский магазин в летнюю жару за напитками) в таких случаях может привести к крайне неприятным социальным последствиям и вряд ли ограничится простым недовольством покупателей.

  1. Перебои с электричеством и интернетом наблюдаются не только в магазине, но и во всем районе, а то и городе. В этом случае отказ всех торговых точек от продажи - хотя бы самых необходимых товаров (о них в КоАП РФ ничего не сказано, и их отпуск без ККТ так же штрафуется), может быть попросту неразумным - тут даже особых аргументов для ФНС может и не понадобиться.

Конечно, не исключено, что свою правоту магазину, решившему продолжить торговлю в подобных ситуациях, может потребоваться доказывать в суде. Но, если рассматривать указанные сценарии в чистом виде, то налоговики, как правило, не склонны провоцировать налогоплательщиков на судебные разбирательства. А если все же такое провоцирование будет иметь место - у магазина есть все шансы отстоять свою правоту в суде.

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важнейшую роль играет правоприменительная практика. Тот факт, что на уровне федерального законодательства в отношении налогоплательщиков предусмотрены строгие санкции, безусловно, должен браться в расчет и быть ориентиром при планировании торговли. Но если торговое предприятие нарушает закон вынужденно, то шансы на то, чтобы таких санкций избежать, у него есть.

Наличие у предприятия действующей онлайн-кассы - один из факторов, влияющих на успешность прохождения фирмой налоговой проверки по иным основаниям. ФНС России в письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (содержащем методические рекомендации по налоговым проверкам для региональных представительств ведомства) указывает, что проверка ККТ хозяйствующего субъекта может выявить важные обстоятельства при определении нарушений в деятельности бизнеса. Из этого можно сделать вывод, что обеспечение правильной работы ККТ может сыграть положительную роль во взаимодействии магазина и ФНС даже вне контекста применения инспекторами санкций, предусмотренных КоАП РФ при нарушениях применения магазином онлайн-касс.

Резюме

Бизнесы, принимающие оплату от покупателей - физлиц, с 1 июля 2017 года должны пробивать чеки на онлайн-кассах - если для них законом не установлены постоянные или временные исключения. При неприменении онлайн-кассы (невыдаче документов, заменяющих кассовый чек), использовании ККТ старого образца либо тех кассовых машин, что применяются с нарушением порядка, установленного законом, к торговой фирме могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные положениями ст. 14.5 КоАП РФ.

Если работающей и зарегистрированной в порядке, установленном законом, онлайн-кассы у магазина нет, то к моменту проверки ФНС его представителю нужно будет обзавестись документами, удостоверяющими тот факт, что магазин сделал все от него зависящее для выполнения требований законодательства в части оснащения ККТ. Например:

  • договором на поставку онлайн-касс (фискальных регистраторов для их модернизации);
  • документами о приемке онлайн-касс и теми, что подтверждают вызов специалистов для их настройки (это могут быть, к примеру, квитанции о внесении предоплаты за услуги данных специалистов);
  • документами, подтверждающими заказ БСО (если фирма должна вместо применения ККТ выдавать данные бланки клиентам).

При условии следования торговым предприятиям такому подходу штрафа с высокой вероятностью удастся избежать.

Устанавливая правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ), действующее законодательство также содержит санкции за их нарушение.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляется налоговыми органами. Они же вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1 , ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ , п. 1 , 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ). Нарушения по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ (повторное неприменение онлайн-кассы) рассматриваются судьями.

Привлечь нарушителя к ответственности могут в течение одного года с момента совершения правонарушения, либо, если оно является длящимся, то с момента обнаружения такого правонарушения (ч. 1 , 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассмотрим, что может стать основанием для привлечения к ответственности и каков размер наказания.

Неприменение онлайн-кассы

Ответственность за неприменение онлайн-кассы закреплена в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ . Такое нарушение влечет:

  • для должностных лиц и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – штраф от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без онлайн-кассы, но не менее 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения онлайн-кассы, но не менее 30 000 рублей.

За повторное совершение того же правонарушения предусмотрена более серьезная ответственность (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ) – дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для юридических лиц и предпринимателей – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако такая ответственность наступает в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения онлайн-кассы, составила (в т.ч. в совокупности), один миллион рублей и более.

Напомним, что под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. В свою очередь лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3 , ст. 4.6 КоАП РФ).

Применение онлайн-кассы, не соответствующей требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4 , 4.2 , 4.3 Закона о ККТ.

Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ .

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды административного наказания:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;

При этом указанная ответственность за использование онлайн-ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы

Организации и предприниматели обязаны предоставлять информацию о применении онлайн-ККТ в налоговые органы в случаях, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом (абз. 8 п. 2 , п. 4 ст. 5 Закона о ККТ).

Несоблюдение этого требования может стать причиной наказания на основании ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ . Эта статья предусматривает наказание как за непредставление документов и информации, так и за нарушение сроков их предоставления.

Норма предусматривает следующие санкции:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление кассового чека или БСО покупателю

Освобождение от административной ответственности

Пользователь онлайн-кассы может избежать административной ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 2 , , 6 ст. 14.5 КоАП РФ . Для этого необходимо (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • исполнить соответствующую обязанность до вынесения постановления по делу об административном нарушении;
  • добровольно заявить о нарушении в налоговую инспекцию в письменной форме. Заявление следует предоставить не позднее трех рабочих дней, следующих за днем исполнения обязанности (пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@).

При этом необходимо соблюсти следующие условия:

  • на момент обращения пользователя онлайн-кассы с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Также напомним, что штраф по ст. 14.5 КоАП РФ для малых и средних предпринимателей может быть заменен предупреждением (при соблюдении необходимых условий). Подробнее см. .

Понятие кассовой дисциплины объединяет ряд норм и ограничений, касающихся приема, выдачи, хранения наличных денежных средств на предприятии, при безналичных расчетах – их учет в рамках проведения кассовых операций. Любые манипуляции с наличностью, в том числе выдача зарплаты, прием платежей за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, называются кассовыми. Совокупность норм, принятых за основу ведения кассы, устанавливается не руководством частных компаний, а определяется законодательными актами Российской Федерации.

Штраф за непробитый чек для ООО и ИП в 2018

Новую шкалу штрафных санкций за непробитый чек за оказанные услуги либо осуществление коммерческой деятельности ввел Закон №290-ФЗ в июле 2016 года. Для нарушителей - ИП размеры штрафов увеличились в 2-5 раз. В соответствии со статьей 14.5 п.2 КоАП РФ, любая операция получения денежных средств предпринимателем сопровождается пробитием чека на кассовом аппарате, причем в расчет берется выручка как за реализованный товар, так и за оказанную услугу.

Штраф ИП за невыдачу кассового чека в 2018 предусмотрен вышеуказанным законом и поправкой 2 к статье 14.5 КоАП и составляет сумму в размере от ¼ до ½ от стоимости оказанной услуги либо реализованного товара, но не менее 10 000 рублей. На практике это выглядит так: если на сумму 200 000 рублей чек не выдан, то штраф составит от 50 000 до 100 000 рублей, если же сумма покупки будет всего 20 рублей, то штраф за не пробитый по кассе чек составит 10 000 рублей.

Штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП и ООО


Любая организация либо индивидуальный предприниматель, производящий с клиентами денежный расчет посредством наличных средств либо банковских карт, обязан вручить покупателям чек из зарегистрированного кассового аппарата. Работа без кассового аппарата попросту запрещена. Обязательный чековый документ выдается в случаях, когда:

    продавец реализовал товар;

    сотрудники компании оказывали клиенту платные услуги;

    клиент получил ранее заказанную услугу.

Если чек за вышеперечисленные услуги не выдан, на работу организации или индивидуального предпринимателя будет возложен штраф.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением предпринимателями закона о ККТ налоговые органы мониторят расчеты с применением онлайн-касс, оценивают полноту данных, представленных организациями, и учета выручки, полученной ими. Нарушителей ожидает штраф за неиспользование кассового аппарата ИП, в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Вид административного нарушения

Вид наказания для должностного лица

Вид наказания для юр. лица и ИП

Неиспользование ККТ в случаях, установленных российским законодательством

Штраф от ¼ до ½ суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

Штраф от ¾ четвертых до полной суммы расчета, осуществленного без применения КТТ, но не менее 10 000 рублей.

Использование КТТ, не соответствующей требованиям новой редакции ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ.

Штраф от 1 500 до 3 000 рублей;

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей

Нарушения в работе ККТ согласно требованиям ст. 4.2. «Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ» Федерального закона №290-ФЗ в

Штраф от 1500 до 3 000 рублей

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю кассового чека в электронной форме.

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей.

Непередача организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ кассового чека покупателю по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством

Штраф 2 000 рублей;

Штраф 10 000 рублей

Все новые штрафы за неприменение ККТ в 2016 году вступили в действие с 15 июля 2016, а штраф за неприменение ККМ для ИП в 2018, так называемых онлайн-касс, действуют с 1 февраля 2017 года.

Штраф за превышение лимита кассы в 2018


Понятие «лимит кассы» означает максимально допустимую величину наличности в денежном хранилище, сейфе либо кассе организации к концу рабочего дня. Подобную норму ввел Центробанк РФ, однако устанавливает свой максимум бухгалтерия предприятия индивидуально в начале каждого календарного года.

Кассовые излишки вполне законно могут допускаться в определенные дни. Уважительными причинами, согласно п.2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, считаются:

    выплата заработной платы и различных видов помощи, но не больше пяти рабочих дней после снятия денежных средств с расчетных счетов компании;

    проведение кассовых операций с привлечением наличных средств в нерабочие либо праздничные дни.

Иные обстоятельства не могут служить оправданием для превышения лимита и влекут за собой штрафные санкции.

Избранным категориям коммерческих компаний малого бизнеса, предприятиям, организаций, ИП закон разрешает отменить лимит в кассе. Для отказа от предельной суммы не нужно производить каких-либо специальных действий, достаточно простого соответствия определенным нормам Указания Банка России от 11.03.14 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»:

    ограниченное количество персонала – не превышает 100 человек за прошедший календарный год;

    предельный доход за выполненные услуги и реализованный товар – не более 800 000 рублей, не считая НДС;

    участие в уставном капитале иных юридических лиц – не более четверти доли.

Если какая-либо из организаций попадает в рамки этих требований, она может хранить в кассе любые суммы финансовых средств.

Какое административное взыскание накладывается в случаях нарушения лимита по кассе? Юридические лица подвергаются наказанию в виде штрафа на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, индивидуальные предприниматели и должностные лица (бухгалтер и руководитель) подвергаются штрафным санкциям на сумму от 4 000 до 5 000 рублей.

Штраф за отсутствие онлайн-кассы в 2017 году будет браться по правилам, начавшим действовать в июле 2016 года и в существенной степени увеличившим эту ответственность. Рассмотрим, что это за правила.

Виды штрафов по онлайн-кассам

Штрафы за онлайн-кассы в 2017 году соответствуют тому их перечню и размерам, которые в отношении контрольно-кассовой техники (ККТ) вступили в силу с 15.07.2016 (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Такие штрафы по-прежнему являются административными, установлены они ст. 14.5 КоАП РФ, и речь в этой статье идет о ККТ без привязки к ее виду (старого или нового образца). То есть в отношении онлайн-касс в 2017 году действительны те же наказания, которые с июля 2016 года (с учетом действующего срока давности, позволяющего привлечь нарушителя к административной ответственности) уже применялись для касс старого образца.

Делятся штрафы за неприменение онлайн-касс в 2017 году на 2 группы:

  • за использование техники, не отвечающей требованиям к ее техническому уровню, не зарегистрированной или не перерегистрированной, неправильно применяемой, т. е. той ККТ, пользоваться которой продавец не вправе;
  • за неприменение имеющейся в наличии и вполне исправной и зарегистрированной техники, т. е. за нарушение обязанности применять ККТ.

Санкции, входящие во 2-ю группу, ставятся в зависимость от того, первичным или повторным является нарушение.

Штраф за отсутствие (неустановку) онлайн-кассы

Использование онлайн-касс с 01.07.2017 для большинства налогоплательщиков (кроме тех, кто имеет право на отсрочку применения до 01.07.2018) становится обязательным. Применение ККТ старого образца, которая не может быть приведена к современным требованиям, оказывается под запретом.

Каким же будет штраф за отсутствие онлайн-кассы? Он предусмотрен п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, но применяется не всегда, поскольку наказание может ограничиваться предупреждением. Если по нарушению все же принимается решение о штрафе, то его величина составит:

  • в отношении должностных лиц — от 1500 до 3000 руб.;
  • в отношении юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.

Для ИП, таким образом, в качестве наказания за отсутствие онлайн-кассы будет применено предупреждение.

Как отсутствие (неустановка) онлайн-кассы с июля 2017 года будет расцениваться:

  • физическое отсутствие самого кассового аппарата такого типа;
  • неоснащенность кассы фискальным накопителем;
  • непостановка кассы и фискального накопителя на учет в ИФНС;
  • несвоевременная замена фискального накопителя;
  • несвоевременная перерегистрация в ИФНС;
  • ошибки в настройках кассы;
  • технические нарушения в работе ККТ.

Когда можно избежать штрафа за неиспользование ККТ, узнайте .

Наказания за неприменение (неиспользование) онлайн-ККТ

А вот наказания за неиспользование ККТ окажутся более существенными. Информация о том, в каких размерах и какие штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2017 году могут быть применены, содержится в пп. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ. Первый из этих пунктов посвящен ответственности за нарушения разового характера, второй — за повторные.

Разовое нарушение приведет к штрафу в размере:

  • от 25 до 50% от суммы продажи, произведенной без использования кассы, но не меньше 10 000 руб. — в отношении должностного лица;
  • от 75 до 100% от суммы продажи, произведенной без применения кассы, но не меньше 30 000 руб. — в отношении юрлица.

Повторяющееся нарушение, приводящее к тому, что суммарный объем продаж без использования ККТ окажется более 1 млн руб., станет причиной:

  • для дисквалификации должностного лица на период от 1 года до 2 лет;
  • приостановления функционирования юрлица или ИП на срок до 90 суток.

Таким образом, у ИП ответственность за неприменение кассы возникнет только при повторных нарушениях и при условии, что объем таких нарушений будет достаточно существенным. Однако наказание лишит предпринимателя возможности работать в течение длительного срока.

О том, какими для ИП в отношении онлайн-касс могут оказаться варианты их применения или неприменения, читайте в статье .

Итоги

Ответственность за неприменение кассовой техники зависит от двух причин: отсутствие ККТ и ее неиспользование. К отсутствию кассы приравнивается не только неимение кассового аппарата, но и несоответствие его технических характеристик установленным законодательно требованиям, проблемы с фискальным накопителем, настройками, осуществлением регистрации и иные проблемы технического характера. Штрафы за отсутствие кассовой техники установлены для должностных лиц и юрлиц, в отношении ИП наказание сводится к предупреждению.

Неприменение ККТ приводит к более существенным штрафам, чем при отсутствии кассы, даже при разовом совершении нарушения. Повторение подобных проступков при общей существенной (более 1 млн руб.) сумме продаж без ККТ послужит основанием для дисквалификации должностного лица и приостановления деятельности юрлица или ИП.

С 15 июля 2016 года применяются новые штрафы за неприменение ККТ. Связано это в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (См. «Онлайн кассы: кто, как и когда должен их применять»).

Из данной статьи вы можете подробно узнать о новых штрафах, связанных ККТЮ, а также о порядке привлечения к ответственности.

Какие штрафы были раньше

До 15 июля 2016 годаза неприменение ККТ, использование касс, не соответствующих установленным требованиям, а также за невыдачу чеков применялись такие штрафы:

  • от 3 до 4 тысяч рублей – для ИП и должностных лиц организаций:
  • от 30 до 40 тысяч рублей – для организаций.

Новые штрафы за ККТ

В связи с вступлением с 15 июля в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ штрафы будут зависеть от конкретного вида нарушения, связанного с ККТ, и суммы операций, проведенных без применения ККТ. Также появились штрафы, связанные с применением ККТ, не отвечающего требованиям закона.

Штрафы за неприменение ККТ

Размеры и условиях новых административных штрафов указаны статье 14.5 КоАП РФ. Рассматривать дела по этой статье вправе налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

За что штраф Ответственность
Неприменение ККТ (в первый раз) организация - от 75 до 100 процентов суммы расчета, но не менее 30 000 рублей;
должностные лица (руководитель организации, его заместитель) - от 25 до 50 процентов суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
индивидуальный предприниматель - от 25 до 50 процентов суммы расчета, но не менее 10 000 рублей.
Повторное неприменение ККТ (если сумма расчетов без кассовых чеков составит 1 000 000 рублей и более) Вновь наложат денежные штрафы. При этом:
организации и ИП – приостановка деятельности до 90 суток;
должностные лица (руководитель, его заместитель) - дисквалификация от 1 до 2 лет.

Скорее всего, у многих возникнет вопрос о том, смогут ли применять новые штрафы к продавцам и кассирам? Нет, перечисленные штрафы к ним не применяются. Как видно из таблицы, штрафы можно применять к должностным лицам. Однако ни кассиры, ни продавцы к должностным лицам не относятся (ст. 2.4 КоАП). Поэтому и штрафовать их нельзя.

Штрафы за «неправильные» кассы

В связи с вступлением в силу комментируемого закона появилось самостоятельное нарушение за применение «неправильных» касс. Речь идет о кассах, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к ККТ, либо зарегистрированных с нарушением порядка и сроков регистрации (перерегистрации). Штрафы за это такие:

  • организации – предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
  • ИП и должностные лица организации (руководитель или заместитель) – штраф т 1 500 до 3 000 рублей.

Штрафы за чеки

Ненаправление покупателю чека в электронном виде (при применении «онлайн касс») или невыдача бумажного чека (БСО) по его требованию грозит такими штрафами.







2024 © strike-defence.ru.