Этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. Основы профессионального становления Стадии профессионального становления


А.В. Кабанова

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность протекания каждого отдельного этапа профессионального становления. Особое внимание уделено этапу обучения ввузе.

Ключевые слова: личность, профессиональное становление, обучение в вузе.

THE FACTORS OF THE PERSONALITY PROFESSIONAL FORMATION

The factors influencing the passingefficiency of professional formation at each separate stage are considered in the article. The special attention is given to the stage of higher education institutiontraining.

Key words: personality, professional formation, training in the institute of higher education.

Профессиональное становление - это длительный процесс, на каждом этапе которого можно выделить факторы, влияющие на его особенности. Педагогический фактор - это любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления .

В педагогической литературе выделяют единичные факторы, которые образуют общие факторы. Общий фактор состоит из значительного количества продуктогенных причин и может содержать дидактические факторы. В свою очередь объединение общих факторов и продуктогенных причин образует комплексные факторы. Существуют также генеральные факторы, которые включают в себя продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные факторы. Факторы, которым свойственна «неповторимость», особенность, и которые не сводятся ни к одной продуктогенной причине, называются специфическими .

Поскольку профессиональное становление личности тесно связано с ее развитием, поэтому для становления личности профессионала имеют значение общие факторы развития.

Основными факторами развития выступают биологические и социальные. К биологическим факторам, влияющим на развитие и становление личности, относят наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Наследственность влияет на воспитание ребенка в семье, школе, а затем и в трудовом коллективе.

К социальным факторам становления личности относится среда. Среда - это действительность, условия, в которых происходит развитие человека. Именно под влиянием среды и происходит становление человека как семьянина, гражданина и работника-профессионала. Исходя из этого, можно выделить следующие факторы профессионального становления:

1) социальные: общественные отношения; материально-техническая база; идеология и мораль; жилищно-бытовые условия и др.

2) социально-психологические: особенности организации учебы; социально-психологический климат в коллективе и др.

3) индивидуальные: мотивация; профессиональная готовность; степень личной активности и др.

Поскольку в профессиональном становлении можно выделить две составляющие - становление

личностное и становление статусное (внешнее), то и факторы профессионального становления можно разделить на две группы:

Факторы, влияющие на развитие профессионализма в личностном плане;

Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста человека.

К первой группе факторов профессионального становления можно отнести личные особенности и желание развиваться; способ вхождения в профессию; длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е. стаж.

Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста человека, можно разделить на три группы: индивидуальные особенности человека; потребность общества в тех или иных специальностях, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации; ближайшие возможности (т.е. ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии) .

В профессиональном становлении личности выделяются три этапа: довузовский, вузовский и послевузовский. Эффективность каждого последующего этапа зависит от результативности предыдущего, поэтому в нашем исследовании важно было определить факторы, влияющие на процесс профессионального становления на довузовском этапе.

В целом довузовский этап профессионального становления направлен на организацию процесса трудовой подготовки школьников, в результате которой формируются навыки трудовой деятельности и происходит трудовое становление личности.

Трудовое становление личности - это процесс положительного развития сил и способностей, обуславливающих эффективность деятельности человека.

К факторам трудового становления личности относятся возрастные возможности трудовой активности детей; природные возможности человека; собственный трудовой опыт школьника; потребности и связанные с ним ценностные ориентации личности .

Результат трудового становления школьников влияет на выбор профессии, т.е. определяет мотивы, которые являются решающими в этом процессе. Выбор профессии в соответствии с тем или иным мотивом (т.е. ради чего) во многом предопределяет и мотивы учения, а следовательно, и влияет на весь процесс профессионального становления.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. При внутренней мотивации деятельность для личности значима сама по себе, если же значимы внешние атрибуты профессии (престижность, признание в обществе и др.), то имеет место внешняя мотивация. Исходя из этого мотивы выбора профессии подразделяются на внешние (положительные и отрицательные) и внутренние (социально значимые и индивидуально значимые).

Проведенное нами анкетирование позволило определить иерархию мотивов выбора профессии среди выпускников школ (122 человека).

У выпускников школ на первом месте среди индивидуальных мотивов выбора профессии стоит соответствие профессии способностям школьников (22,7 %). 21,4 % всех опрошенных выбрали профессию потому, что она способствует их умственному и физическому развитию.

Социально значимые мотивы определяют стремление школьника через выбранную профессию получить признание, достойное вознаграждение за свой труд, стремление утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус. Респонденты отметили, что основным социальным мотивом выбора профессии является то, что избранная профессия дает возможность для роста профессионального мастерства (21,9 %) и возможность приносить пользу людям (20,2 %).

Внешние мотивы выбора профессии исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом. Но эти мотивы могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Отрицательные мотивы проявляются в том, что при выборе профессии выпускники опираются на престижность профессии в обществе (28,0 %), а не на наличие у себя личностных качеств, соответствующих этой профессии.

Среди положительных мотивов выбора профессии доминирует возможность использовать профессиональные умения вне работы (24,0 %). Это можно объяснить тем, что, выбирая профессию, старшеклассники не исключают возможность подработки. Это позволит не только улучшить материальное положение, но и расширить сферу профессиональной деятельности, а также приобрести дополнительные умения и навыки.

Осуществляя профессиональный выбор, школьники ориентируются на те профессии, в которых интеллектуальной основой являются знания по любимому школьному предмету (21,0 %).

Основываясь на полученных данных, можно сделать следующий вывод. Избранная профессия будет удовлетворять потребности и запросы выпускников школ тогда, когда она будет соответствовать способностям школьников, их умственному и физическому развитию, даст возможность для роста профессионального мастерства. А также избранная профессия должна быть престижной и привлекательной, позволяющей использовать профессиональные умения вне работы.

Немалое значение для процесса профессионального становления личности имеет готовность школьников к выбору профессии. На довузовском этапе ее можно считать результатом процесса профессионального становления. На вузовском же этапе готовность выступает как фактор профессионального становления личности. В связи с этим возникает необходимость более подробно рассмотреть факторы профессионального становления студентов.

В диссертационном исследовании Л.И. Шумской сформулированы ключевые внутренние и внешние факторы личностно-профессионального становления студентов:

Направленность личности студента, отражающая его внутреннюю позицию по отношению к внешнему социальному влиянию;

Социализирующее влияние личности и деятельности преподавателя вуза;

Влияние социальной микросреды взаимодействия;

Социализирующий потенциал сотрудничества, коллективного взаимодействия субъектов образовательного процесса .

Все факторы, которые влияют на процесс профессионального становления на этапе обучения в вузе, А.Б. Каганов условно разделил на несколько групп:

1) факторы объективного биографического характера (семейное положение; тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз; перерыв в учебе и др.);

2) факторы, характеризующие социальную активность студента (степень сознательности, моральной ответственности перед государством, вузом, семьей; выполнение общественных поручений в группе, на факультете, в институте; участие студента в работе научных кружков; систематические занятия спортом, художественной самодеятельностью);

3) факторы, характеризующие подготовленность студента к обучению в вузе (общеобразовательная подготовка, общекультурное развитие; профориентированность; наличие навыков самостоятельной работы; психологическая готовность к учебной деятельности; информированность о целях и задачах обучения);

4) факторы, определяющие морально-психологическое состояние студента (состояние здоровья; бытовые условия; материальная обеспеченность; мотивы поступления в вуз; адаптационные способности; влияние информационной сферы обучения; взаимоотношения в студенческой группе);

5) факторы объективного дидактического характера (изменение форм и методов обучения; методическая подготовка преподавателей; содержание курса «Введение в специальность» и методический уровень его преподавания);

6) факторы контроля за деятельностью студентов младших курсов (влияние куратора группы; контроль за учебной деятельностью со стороны родителей; работа деканата со студентами) .

Основываясь на этой классификации, мы выделили факторы, которые оказывают влияние на процесс профессионального становления личности на этапе обучения в вузе.

На переходном этапе профессионального становления студентов (НИ семестр) решающее значение имеют такие факторы, как:

Мотивы выбора учебного заведения сельскохозяйственного профиля;

Тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз;

Положение студента в группе сверстников.

Основным фактором на накопительном этапе (IV-VI семестр) профессионального становления является отношение студентов к образовательно-воспитательному процессу в вузе.

На определяющем этапе профессионального становления (VII-X семестр) среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на данный процесс, можно выделить следующие:

Род деятельности, которой хотели бы заниматься студенты после окончания вуза;

Желание работать по специальности после окончания обучения в вузе.

Также мы определили три фактора, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние, на процесс профессионального становления студентов на любом его этапе. К этим факторам мы отнесли:

Состояние здоровья;

Обучение в вузе - это второй этап профессионального становления личности. Это время, когда происходит формирование профессионально важных качеств. Результат этого этапа влияет на весь последующий процесс профессионального становления. Для выявления факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального становления личности, мы провели пилотажное исследование, в котором принимали участие студенты 1, 3 и 5 курсов всех факультетов ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт». В связи с тем, что анкетирование проводилось начиная с 2005 года, в публикации представлены средние значения по различным показателям исследования.

При изучении факторов переходного этапа профессионального становления нами были выделены разнообразные мотивы выбора учебного заведения сельскохозяйственного профиля. К ним относятся: наличие интереса к профессии, возможность реализовать свои профессиональные способности, возможность заниматься научной работой и изучать любимый предмет, необходимость получения высшего образования, совет родителей, случайный выбор.

Большое количество студентов (34,1 %) выбрали этот вуз только лишь потому, что им просто необходимо получить высшее образование и для них практически неважно, какую специальность они получат в итоге. На втором месте - наличие интереса к профессии (21,4 %).

Остальные мотивы расположились в следующем порядке: случайный выбор - 11,8 %, посоветовали родители - 9,3, есть возможность изучать любимый предмет - 9,0, есть возможность реализовать свои профессиональные способности - 7,1, есть возможность заниматься научной работой

4,4, другие причины - 2,9 %.

Положение студентов в группе сверстников, на первый взгляд, не оказывает особого влияния на профессиональное становление личности. Однако проведенное анкетирование и беседы показали, что этот фактор оказывает большое влияние на изучаемый процесс. Под положением студентов в группе мы понимаем психологический климат коллектива, особенности взаимоотношений в группе.

Большинство опрошенных студентов (37,5 %) полностью удовлетворены своим положением в группе. В студенческой среде они чувствуют себя комфортно, что сказывается на их отношении к процессу обучения. Позитивный психологический климат коллектива создает условия для благоприятного протекания процесса профессионального становления, поскольку в такой группе студент чувствует свою защищенность, он не отвлекается на коррекцию взаимоотношений в группе.

Следующим фактором профессионального становления на переходном этапе является тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению в вуз.

61,7 % опрошенных студентов являются выпускникам сельских школ и им известно реальное положение дел жизни в сельской местности. Поэтому они имеют представления о тех личностных качествах и знаниях, которые им будут необходимы в будущей профессиональной деятельности, а следовательно, это положительно скажется на процессе их профессионального становления.

Изучая факторы, которые оказывают влияние на накопительном этапе профессионального становления личности, мы выяснили, что 41,7 % студентов не готовятся к занятиям регулярно. Это в свою очередь сказывается на качестве приобретаемых ими знаний, умений и навыков, формировании профессионально важных качеств личности и, следовательно, на процессе профессионального становления. На наш взгляд, этого можно избежать, если в процессе обучения использовать разнообразные методы проверки и контроля знаний, не ограничиваясь традиционными письменными или устными ответами на задаваемые вопросы. Это, с одной стороны, повысит интерес к обучению, а с другой - позволит педагогу охватывать максимальное количество студентов в процессе контроля знаний.

На процесс профессионального становления личности на определяющем этапе большое влияние оказывают такие факторы, как желание работать по специальности и род деятельности, которой хотели бы заниматься студенты после окончания вуза. От этого напрямую зависит результативность профессионального становления.

39,4 % опрошенных студентов указали на то, что после окончания вуза хотели бы работать по специальности, а 49,1 % - нет. 11,5 % еще не утвердились в своем желании связать свою будущую профессиональную деятельность со специальностью, получаемой в вузе. При ответе на вопрос: «Какой деятельностью вы хотели бы заниматься после окончания института?» 35,8 % всех опрошенных студентов отметили, что хотели бы заниматься деятельностью, связанной с сельским хозяйством. Далее респонденты указывают на деятельность, связанную с производством (28,2 %). Работу, связанную с преподавательской деятельностью, считают возможной для себя 23,8 % опрошенных студентов.

Нами были определены факторы, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс профессионального становления студентов на любом его этапе. К ним мы отнесли:

Отношение студентов к избранной профессии;

Состояние здоровья;

Удовлетворенность бытовыми условиями жизни.

На протяжении всего периода обучения интерес к избранной профессии повышается (с 39,1 % на первом курсе до 46,6 % на пятом курсе), что, следовательно, сказывается на всем процессе профессионального становления. Это можно объяснить тем, что у студентов в процессе обучения меняются взгляды на избранную профессию, происходит переоценка ценностей на старших курсах. Поэтому необходимо как можно раньше закрепить у них интерес к избранной профессии.

О положительном влиянии данного фактора на процесс профессионального становления студентов свидетельствует то, что за весь период обучения снижается количество студентов, безразлично относящихся к избранной ими профессии. Так, на первом курсе было отмечено 6,7 % таких студентов, к пятому курсу их количество уменьшилось на 3,8 %. Снизилось число студентов, которые не могли определиться с интересом к избранной профессии: на первом курсе 8,0 % опрошенных студентов указали, что «не могут сказать», нравится им избранная профессия или нет; на пятом курсе их осталось только 3,2 %.

Интерес к профессии вызывает то, что она позволяет работать с людьми (27,5 %), дает возможность самосовершенствоваться (11,6 %) и проявлять творческие способности (10,0 %). По мнению 13,6 % респондентов, избранная профессия соответствует их способностям, при этом к пятому курсу студенты укрепляются в этом мнении. На это указывают 15,3 % пятикурсников, тогда как на первом курсе их было отмечено 12,1 % из общего числа опрошенных первокурсников.

Однако 33,0 % опрошенных студентов указали на то, что в профессии, которую они избрали, им не нравится низкая заработная плата. К пятому курсу увеличивается число студентов, которые указывают на то, что избранная профессия не соответствует их способностям (с 5,2 до 7,2 %). То есть у студентов к концу обучения складывается «образ специалиста» в избранной им профессии и поэтому они осознают наличие или отсутствие у себя способностей в той или иной профессиональной области.

Немалое влияние на процесс профессионального становления оказывает удовлетворенность бытовыми условиями. Обустроенный быт студента дает ему возможность высыпаться, что влияет на самочувствие; готовиться к учебным занятиям (конспектировать, выполнять рефераты и курсовые работы и т.д.) и др. В целом опрошенные студенты указали, что в разной степени удовлетворены своими бытовыми условиями: 30,5 % - полностью; 30,3 % - средне; 28,4 % - в целом все устраивает.

С первого по пятый курс почти наполовину снижается количество студентов, которые полностью не удовлетворены бытовыми условиями: на первом курсе их было отмечено 13,4 %, на пятом - 7,6 %.

Негативное влияние на процесс профессионального становления оказывает ослабленное здоровье студентов. По результатам анкетирования мы отмечаем, что 56,5 % студентов считают свое здоровье ослабленным. Они вынуждены пропускать учебные занятия по состоянию здоровья, это приводит к пробелам в знаниях и усвоению материала не в полном объеме, что затрудняет процесс их профессионального становления. Полученные нами данные подтверждаются результатами ежегодного медицинского осмотра студентов.

На послевузовском этапе профессионального становления завершается формирование профессионала. Становление профессионала зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия:

Изменения в течение жизни самой профессии, требований общества к ней;

Изменение мотивационной сферы и духовных ценностей;

Изменение компонентов профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия и результаты).

Внутренние условия: изменение представлений человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Незнание названных условий негативно сказывается на молодых специалистах, поскольку изменение запросов общества к профессии или специальности требует изменения характера и содержания профессиональной деятельности. Изучение же анализируемых факторов позволит избежать ошибок в процессе становления личности профессионального работника.

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шаношникова [и др.] / под ред. А.С. Роботовой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 208 с.

2. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.

3. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. - Минск, 1989. - 223 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - 576 с.

5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 554 с.

6. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дис. ... д-ра псих. наук. - Минск, 2005. - 363 с.

1

Кутугина В.И.

В статье рассматриваются понятия «самоопределение», «самореализация», «профессиональное становление личности». Актуализируется проблема становления профессионала, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия и основные факторы, влияющие на выбор профессии.

В последние годы на фоне экономической и политической стабилизации российского общества постепенно восполняется «пробел» в области трудовой мотивации, который был характерен для состояния экономической и хозяйственной жизни России начала - 90-х годов. Приоритетное место в трудовой мотивации в современной России занимает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.

Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях .

К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Выделяют основные факторы, влияющие на выбор профессии, которые обычно объединяют в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. .

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»...При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека)

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции...

Понятие профессиональное становление личности понимается как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Третья стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности - к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде

Практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально - личностного становления, развития и зрелости человека. Сходные проблемы и кризисы могут возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса.

Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные различия в сроках социального взросления - одни определяются с выбором профессии еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам.

Кроме индивидуально-личностных особенностей, влияющих на сроки профессионального самоопределения, к факторам, детерминирующим такой выбор, относят принадлежность к той или иной социальной группе, а также гендерные отличия в профессиональном самоопределении. По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности .

Среди субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, особо отмечают уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов. Ряд специалистов считает, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низкими умственными показателями не могут успешно справляться с функциональным содержанием данной профессии. Кроме того, развитый интеллект позволяет человеку критично и реалистично соотносить себя с предъявляемыми требованиями, успешно обучаться, учитывая опыт своей профессиональной деятельности. Известно, что выбор профессии, профессиональное самоопределение требует высокой активности субъекта и зависят от степени развития его контрольно - оценочной сферы.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека .

Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость.

Профессионализация личности по своей сути есть социальный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер.

Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности .

В силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.

Так как, на современном этапе, проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Развитие личности (ее направленности, компетентности, гибкости, самосознания) определяет выбор и подготовку к профессии, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

Литература

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2004.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация. - М.,2005.
  5. Психологический словарь./Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.,1983.
  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д,2000.

Библиографическая ссылка

Кутугина В.И. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=270 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях -- к смене профессии.

Подробнее рассмотрим факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития. В качестве детерминант могут выступать постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. На стадии первичной профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность либо смириться. Сверхнормативная профессиональная активность может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный либо творческий уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального становления, может стать возросшая социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности своим социальным и профессионально-образовательным статусом. Социально-психологическая направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность нередко приводят к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы.

В качестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступать социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство и др.

Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром "эмоционального сгорания" и т.д.

Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Кризисы профессионального развития могут инициироваться изменениями жизнедеятельности (смена местожительства; перерыв в работе, связанный с уходом за малолетними детьми; "служебный роман" и т.п.).

Кризисные явления нередко сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической -- противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.

Основываясь на этих положениях, можно анализировать кризисы профессионального развития личности.

  • 1. Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.
  • 1. Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью реальной профессиональной ситуацией. Намечаются варианты ее изменения, проигрываются сценарии дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

Анализ конфликтных ситуаций в кризисных явлениях позволяет выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:

мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;

когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;

поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.

Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.

3. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.

Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смену места работы и переквалификацию. Такой путь преодоления кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального развития.

Профессионально-нейтральное отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.

Деструктивные последствия кризисов выражаются в нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.

кризис психический напряженность профессиональный

дипломная работа

1.2.1 Стадии профессионального становления

Важнейшим условием становления профессионала является направленность личности, включающая следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение, представление о векторе карьеры. На разных этапах генезиса субъекта труда эти компоненты имеют различное психологическое содержание.

Возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии, чтобы проследить изменение жизненных и профессиональных планов, перестройку структуры личности и направленность личности. Также рассмотрение стадий профессионального становления позволит проследить, как отражаются возрастные задачи развития в профессии.

Дональд Сьюпер (Е.В. Охотский, 1997) разбил цикл трудовой жизни на пять этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке. Во время профессионального самоопределения человек развивает и уточняет свою профессиональную "Я-концепцию".

1. Этап роста (от рождения до 14 лет): развитие "Я-концепции".

Дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет): люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях; определить варианты профессиональной карьеры; осваивают профессию.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет): работники стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет): люди стремятся сохранить то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет).

Роберта Хейвигхерста (Толочек В.А., 2005) интересовали стадии приобретения установок и трудовых навыков, которые необходимы для того, чтобы стать полноценным работником.

1. Идентификация с работником (5-10 лет). Дети идентифицируют себя с работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10-15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и совершать усилия для выполнения различных задач, в определенных обстоятельствах начинают следовать принципу: сначала работа, а потом игра.

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (15-25 лет). Человек выбирает профессию, готовится к ней, приобретает трудовой опыт, помогающий ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (25-40 лет). Человек совершенствует свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и движется вверх по служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (40-70 лет). После достижения пика профессиональной карьеры люди начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом, новым поколением.

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70лет). После выхода на пенсию люди с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Выстраивая общую логику основных кризисов развития человека, Б. Ливехуд акцентирует внимание на изменении ценностно-смысловой сферы личности, выделяя следующие фазы:

1) ассимиляция, интеграция, душевное восприятие, рост (до 20 лет);

2) экспансия: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линиями развития (20-40 лет);

3) социальная, или фаза руководства (после 40 лет): передача своего опыта другим предполагает продолжение психического, духовного развития, но угасание - биологического. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития (Ливехуд Б., 1993).

Признанные отечественные периодизации представлены в работах В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др. Обобщая их, Э.Ф. Зеер выделяет следующие этапы профессионального развития личности: В развиваемой концепции выделяются стадии (Зеер Э.Ф., 2005):

1) Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. Овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути. Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы.

2) Следующая стадия профессиональной подготовки становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Формирование ценностных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием будущей профессиональной активности. Ведущая деятельность: профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии.

3) После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самосознание правильности выбора, согласование жизненных и профессиональных целей и установок. Ведущая деятельность: профессиональная. Но уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

4) По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста. Дополнение намерений, коррекция плана развития. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность, характеризующаяся индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения.

5) Второй уровень профессионализации. На нем происходит становление профессионала. Реализация профессионального потенциала, корректируются жизненные цели. Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокая производительность труда. Ведущая деятельность: профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности.

6) И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства. Изменение устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытки преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, стремление выйти за пределы себя. Ведущая деятельность: Творческая и социальная активность личности; поиск новых, более эффективных способов выполнения деятельности.

Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала как определённого рода целостность. Можно отметить, что выделенная периодизация также подчеркивает переход в уровне деятельности со стадии профессионализма на стадию мастерства, к этим стадиям человек подходит приблизительно к 35 - 45 годам. Различия будут наблюдаться в сверхнормативном подходе к выполнению деятельности, стремлении творить, что также должно определяться направленностью профессиональной деятельности личности.

Подводя итог рассмотрению периодизаций профессионального становления, можно заключить, что к возрастному периоду 35-45 лет люди находятся на достаточно высоком уровне овладения профессией. Приближаясь к 40-детию у человека должен переместиться вектор деятельности с себя (развития личностно-профессиональных качеств, карьеры, сохранения положения в организации, обеспечения материального благополучия), на других (передача опыта, отдача предприятию в виде создания качественно новых продуктов труда и др.). Теперь для нас важно проанализировать какими особенностями сопровождается указанный переход в профессиональной деятельности.

В развиваемой нами концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация...

Кризисы профессионального становления

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени...

Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие - процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго. Первые три этапа периодизации Е.А.Климова...

Особенности направленности профессиональной деятельности в кризисе середины жизни

Как видно человек проходит в своем профессиональном становлении череду стадий, при которых изменяются основные личностные характеристики человека. Но не менее важными в процессе профессионального развития становятся кризисы...

Особенности становления, формирования, развития человеческой личности

Возрастные периоды становления человека Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека...

Отношение к смерти

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает определенные рубежи. Одной из первых, кто проследил путь умирающих с того этапа, как они узнали о скором конце, до заключительного вздоха, была Элизабет Кюблер-Росс. Она выяснила...

Профессиональная деформация личности

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) -- три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: * начинается приглушением эмоций...

Профессиональное становление личности. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями

Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться...

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования...

Развод: причины, последствия

Развод -- это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развода воспользовался моделью Кюблер-Росс: 1. Стадия отрицания...

Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника

Социальные службы и органы социальной защиты населения активно занимаются повышением квалификации социальных работников при наличии у них глубокой мотивации к выполнению профессиональной социальной работы и стремления к...

Стадии профессионального самоопределения и их возрастные границы

Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии...

Становление профессионального мастерства преподавателя на основе диагностики личности

Стресс, основные причины и предпосылки его развития

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах...

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре основные стадии (этапа): формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются этапы профессионального самоопределения.

В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения – этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы. Как показывают многочисленные исследования, стремление найти свое место в жизни (и в том числе в профессиональной деятельности), потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формируют самооценку собственной профессиональной пригодности (в широком понимании этого термина).

Содержанием последующих этапов профессионального сам оопределения личности, совпадающих во времени с соответствующими стадиями профессионального становления, является формирование ее отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики профессионального становления личности, так и с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу.

В процессе профессионального становления личности интенсивно изменяются и критерии ее отношения к себе. В экспериментальном плане это выражается в динамике субъективной эталонной модели профессионала.

Необходимо отметить, что эталонная модель профессионала не является эквивалентом представлений личности о профессии, так как, создавая ее, личность в какой-то степени выражает в ней себя, и в этом смысле эталонная модель является своеобразной проекцией ее направленности. Наблюдающиеся в процессе профессионального обучения изменения индивидуальных эталонных моделей профессионала выступают показателем изменений критериев отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Такое изменение часто следствие некоторой перестройки мотивационно-потребностной сферы личности в результате непосредственного участия в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности и под влиянием социальной среды. Изменение критериев отношения к себе нередко проявляется в форме изменения критериев обоснованности выбора профессии.

Следующий уровень сформированности психологической готовности к труду является результатом профессионального обучения, в ходе которого активно развивающаяся операциональная подструктура вызывает качественные изменения личностной подструктуры. Этот уровень выражается в готовности личности к конкретной профессиональной деятельности, к вхождению в трудовой коллектив, в систему профессиональных и производственных взаимоотношений и является предпосылкой успешной профессиональной адаптации, а также в значительной степени определяет динамику профессионального самоопределения личности на данной стадии ее профессионального становления.

Профессиональное становление сопровождается профессиональными кризисами, которые соответствуют возрастным периодам. Под кризисом понимаются трудности профессионализации личности, противоречивость профессиональной жизни и реализации карьеры. Кризисы профессионального становления – непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития.

Эти кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия индивидуально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии.

Рассмотрим факторы, инициирующие кризисы профессионального развития. Прежде всего ими могут выступать постепенные качественные изменения (совершенствование) способов выполнения деятельности. На стадии профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно-одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо на качественно новый инновационный уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального становления может стать возросшая социально-профессиональная активность личности. Неудовлетворенность своим социальным и профессионально-образовательным статусом нередко приводит к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности, ее совершенствованию, а также к смене профессий или места работы.

Факторами, порождающими профессиональные кризисы, могут выступить социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и др. Кризисы профессионального развития нередко связаны с возрастными психологическими изменениями: ухудшением здоровья, снижением работоспособности, ослаблением психических процессов, профессиональной усталостью, интеллектуальной беспомощностью, синдромом "эмоционального сгорания" и т.д. Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении на новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты-фанаты, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жесткость во взаимоотношениях.

Кризисные явления могут сопровождаться нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощностью. Иногда наблюдаются кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие, возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Определим основные противоречия, являющиеся источником и движущей силой развития процесса профессионального самоопределения на разных стадиях профессионального становления личности.

Наиболее общим противоречием, лежащим в основе динамики профессионального самоопределения личности на всех стадиях ее профессионального становления, является диалектическое противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении (которая в разных случаях может выражаться как потребность в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении) и отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков для ее удовлетворения.

Вместе с тем каждой стадии профессионального становления личности свойственны также и специфические противоречия, определяющие характерные для нее особенности динамики профессионального самоопределения, а также психологические механизмы смены его этапов.

На разных стадиях профессионального становления личности изменяется место образа "я" профессионала в общей "я" – концепции, и проблема их соотнесения между собой есть проекция или частный случай более общей проблемы, касающейся места профессионального самоопределения в жизненном самоопределении. Её разрешение невозможно вне исследований закономерностей формирования научного мировоззрения. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом, в нем он должен найти способ реализации своей потребности в самоутверждении. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор им места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту трудовой (а, следовательно, и профессиональной) деятельности.

27. Психологические особенности профессионального обучения

Наиболее часто обучение рассматривается как процесс взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результат которого у обучаемых формируются знания, умения и навыки. Такое определение является неполным, поскольку в качестве задач обучения формулируются также требования воспитания личности и развития мышления.

И. А. Зимняя приводит следующее определение: "Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, но исследовательскую передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) и специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества".

Наиболее общим понятием является научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических или умственных. Различают стихийное научение , когда отсутствуй цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное учение. Человек взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и теле передачи, читая книги, приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный pрезультат - приобретение опыта - не совпадает непосредственно в целями деятельности и поведения. В этих случаях имеет место попутное, непреднамеренное научение. Его результатом являются «несистемные знания и умения». В тех же случаях, когда специ­ально организуется деятельность, целью которой является фор­мирование новых знаний, умений и навыков, осуществляется специально организованное научение . Итак, учение имеет место тогда, когда человек ставит пе­ред собой цель усвоить определенные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности.

Как всякая деятельность, учение побуждается мотивами, направленными на удовлетворение определенных потребностей. Это могут быть познавательные потребности, потребности в развитии и саморазвитии, в достижениях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требо­вание, ожидание, поощрение, наказание и т.п. Следующим ком­понентом учебной деятельности является учебная ситуация. Любаяучебная ситуация должна иметь проблемный характер. Уче­ние как деятельность складывается из обобщенных способов дей­ствий. И наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных действий и оценку их правиль­ности, а также оценку конечного результата учения.

Еще совсем недавно, в 1960* х гг., в качестве основной цели обучения рассматривалось формирование знаний, умений и на­выков. В последующий период цели обучения стали трактовать значительно шире. В. С. Леднев выделяет такие цели обучения: физическое развитие, развитие функциональных механизмов психики, формирование знаний, умений, навыков и обобщенных типологических качеств личности, развитие положительных ин­дивидуальных свойств человека: его способностей, интересов, склонностей.

Психологические особенности формировании знаний, умений и навыков в профессиональном образовании имеют свои особенности.

Традиционно основная цель обучения сводится к освоению обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. Интенсивные психолого-педагогические исследования по проблемам программированного, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, которые были проведены в 1960-е годы, во многом были направлены на поиск эффективных педагогических технологий формирования у учащихся способов деятельности.

В. В. Давыдов в своей фундаментальной работе "Виды обобщения в обучении" писал, что наиболее эффективным способом развития личности является использование разнообразии форм предметной деятельности, последовательная реализации принципа деятельности в обучении, а не просто усвоение набора знаний. Учение, как процесс состоит в том, что учащийся не только усваивает конкретные знания, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого содержания. Овладение способами мыслительной деятельности направлено на умственное развитие учащихся. Овладение способами предметной деятельности непо­средственно связано с формированием профессиональных прак­тических умений.

Деятельность человека осуществляется на основе знаний двоякого рода: знаний об окружающей действительности (знаний об объекте) и знаний о способах деятельности. К первым отно­сятся, например, знания в области физических, химических зако­нов; об устройстве и принципах действия машин, аппаратов, о свойствах материалов и др. К знаниям второго рода относятся знания о способах выполнения рабочих операций, действий с техническими объектами, управления машинами и др. Поскольку сформировать трудовые умения без таких знаний невозможно, они применяются при инструктаже, в процессе показа выполне­ния действий и т.п.


Путь формирования знаний информация в одних случаях может демонстрироваться педагогом,

других – обнаруживаться или создаваться самими учащимися при изучении литературы, в ходе проведения практических работ, упражнений, экскурсий и, наконец, могут быть продуктом самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемных ситуациях.

Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны. В зависимости от того, какие стороны, компоненты действия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. Выделяются навыки: умственные (счета, чтения показаний приборов и т. д.); сенсорные (определения расстояний на глаз, контроля за работой двигатели на слух и т. п.); сенсомоторные. Среди сенсомоторных трудовых навыков целесообразно выделить два основных вида: двигательные навыки, связанные с тем, что для достижения цели действия учащийся должен затрачивать в сравнительно больших количествах собственную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т. д.); сенсорно-двигательные навыки - навыки управления разнообразными установками, агрегатами, машинами.

Для профессионального обучения формирование сенсомоторных (двигательных и сенсорно-двигательных) навыков имеет наибольшее значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оперативную основу подготовки рабочих массовых профессий.

В основе овладения любыми новыми действиями лежат ус­военные учащимися знания. Определенные компоненты необходимой системы знаний (в основном теоретические) формируются при изучении общеобразовательных предметов, спецтехнологии и т.д. Однако, чтобы научиться работать, например, на станке необходимо также получить конкретные знания о том, как выполнять работу на нем, изучить состав и структуру приемов, oneраций, получить инструктаж в виде указаний по практическому выполнению задания и, что особенно важно при формировании навыков, иметь конкретные зрительные и другие представления о процессе выполнения изучаемого приема, операции.

А. Н. Крестовников рассматривает процесс формирования навыков как закономерное развитие условных рефлексов, кото­рые в процессе упражнения объединяются в определенную сис­тему - последовательную цепь осуществляемых в строго закреп­ленном во времени порядке условно-рефлекторных актов, пред­ставляющую собой динамический стереотип.

Подробно рассматривает процесс формирования двигательных навыков К. К. Платонов. Он приводит наиболее полную картину процесса, характерную и для наиболее сложных видов трудовых навыков (например, управления самолетом). Автор выделяет шесть этапов формирования навыка:

1. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.

3. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все
более качественное выполнение действий при ослабевающем
временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыков

4. Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий.

5. Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков. Он связан
с самостоятельным поиском учащимся индивидуального стиля работы, оптимального для него.

6. Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе про in
ходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнение действии.

Следующим важнейшим фактором формирования трудовых навыков является самоконтроль.

Под самоконтролем понимается совокупность сенсорных, моторных и мыслительных компонентов деятельности, необходимых для оценки целесообразности и эффективности планирования, осуществления и регулирования выполняемых трудовых действий.

Самоконтроль может рассматриваться и в более широком значении - как качество личности, как сознательная оценка и регулирование человеком всей деятельности и поведения с точки зрения их соответствия поставленным целям, требованиям предъявляемым коллективом, этическим нормам и т.д.

Выделяется текущий и проверочный самоконтроль. Текущий самоконтроль осуществляется в процессе выполнения действий, движений и служит для их регуляции. Для обозначении текущего самоконтроля за движениями в процессе их выполне­ния часто используют термин "саморегуляция", предложенный Н. А. Бернштейном. Проверочный самоконтроль - совокупность. приемов самоконтроля по промежуточным и конечным результатам действий - служит для корректировки и регулирования по следующих действий, движений. Он опирается как на непосредственное восприятие, так и на применение контрольно измерительных инструментов, приборов.

Основными факторами, определяющими успешность овладения трудовыми навыками, являются: формирование у учащихся достаточно полного первоначального образа действия и его уточнение в процессе выполнения упражнений; формирование всех необходимых приемов самоконтроля, в том числе, что наиболее сложно, приемов текущего самоконтроля - саморегуляции, формирования рациональной внутренней психофизиологической структуры действий.

Существенную роль играют технические средства обучения в совершенствовании приемов самоконтроля. Важное место в производственном обучении отводится тренажерам, которые позволяют повысить эффективность формирования у учащихся навыков управления технологическими процессами, определении причин неисправностей в технических объектах, выполнения сложных движений, и в первую очередь за счет повышения возможностей формирования необходимых приемов самоконтроля.

Успешность формирования у учащихся трудовых навыков во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве; способность коррекции движений в процессе их выполнения; глазомер; ощущение временных интервалов (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, и частности развитие технического слуха. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием "сенсомоторная квалификация ".

Дальнейшее развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов. Его суть - в управлении самостоятельным учением на основе пошаговых (поэтапных) предписаний.

Основные этапы самостоятельного решения проблемы 1) информационный (что нужно сделать?); 2) планирование (как можно достигнуть этого?); 3) принятие решения (определена путей и средств реализации); 4) реализация; 5) контроль (правильно

ли выполнено задание?); 6) оценка (что нужно в следую­щий раз сделать лучше?).

Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий. При этом в начале производственного обучения длительность этапов (шагов) окрашена, в дальнейшем шаги удлиняются.

Успешность формирования трудовых навыков определяется как эффективностью методов обучения, так и уровнем развития у учащихся соответствующих компонентов сенсомоторных ключевых квалификаций.

В психологии труда умение рассматривается как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллекту­альные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.

Трудовые умения необходимо рассматривать с позиций од­ной из наиболее фундаментальных категорий современной пси­хологии - деятельности, так как, во-первых, конечной целью любого обучения, в том числе формирования умений, является овладение определенными видами деятельности; во-вторых, формирование самих умений осуществляется в процессе деятельности учащихся - учебной и трудовой.

Для профессиональных умений характерны высокая точ­ность и скорость выполнения действий; устойчивость - способность сохранять точность и темп действий, несмотря на побочный явления; гибкость - способность рационально и творчески действовать в изменяющихся условиях, осуществлять действие разим ми способами, каждый из которых наиболее эффективен в том или другом конкретном случае; прочность - сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени, когда оно не применялось.

Общетехнические или политехнические умения - это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств и т.д.

Политехнические умения относятся к группе поливалент­ных ключевых квалификаций.

В целом в процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы:

1. Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом "проб и ошибок".

2. Частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность - творческое использование знании и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбор; способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профес­сиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе.

Приобретаемые учащимися трудовые (профессиональные) умения, которые в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности совершенствуются и обогащаются, становятся клю­чевыми квалификациями рабочего.







2024 © strike-defence.ru.