Презентация, доклад обычаи и традиции киргизов. Культура кыргызстана - творческая работа Главные культурные ценности казахов


Народ и культура Кыргызстана Культура Кыргызстана берёт свои корни в глубокой древности. Огромное влияние на её становление оказали тюркские племена, которые мигрировали в раннем средневековье с территории Алтая и Восточного Туркестана. Вплоть до XX века среди кыргызов существовало родоплеменное деление, причём, некоторые кыргызы и сегодня придерживаются этой традиции, что проявляется даже в разделении кыргызов на южных и северных. Обычаи и традиции южных кыргызов Ферганской долины и Восточного Памира отличаются от традиций северных кыргызов, населяющих районы Тянь-Шаня, Прииссыкулья, и районы рек Чу и Талас. Характер господствующего хозяйственного уклада – кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили глубокий отпечаток на материальную культуру кыргызов. Жилища, традиционная одежда, пища – всё это определялось необходимостью частых передвижений.

Поселения До вхождения кыргызов в состав Российской империи основным типом поселений были аулы, причём, вследствие своего кочевого образа жизни они передвигались с места на место. Но в советское время кыргызы стали постепенно переходить к осёдлому образу жизни, что привело к коренному изменению их уклада. Сегодня основная часть кыргызов ведёт осёдлый образ жизни, переезжая в большие города, но при этом в горах и сельских местностях до сих пор существуют традиционные аулы.

Одежда Культура Кыргызстана ярко выражается в костюмах. Традиционная одежда кыргызов претерпела множество изменений за время своего развития. Как и в других сторонах материальной культуры, в кыргызской одежде отчётливо проступают особенности, которые в прошлом были свойственны отдельным племенным и территориальным группам, также её отличают своеобразные черты, характерные для одежды кочевников. В широком употреблении была одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, изготовлявшейся из шкур, войлока и кожи домашних и диких животных. Традиционным в костюме кыргызов является войлочная шапка – Ак-калпак (белый колпак), характерная как для костюмов мужчин, так и для женских костюмов. Другим исконно кыргызским элементом одежды выступает верхняя войлочная одежда с рукавами – кементай и белые войлочные сапоги. Замужние женщины надевали набедренную юбку – белдемчи, полы которой сходились спереди. Также среди мужчин и женщин был распространён кафтан – чапан, со стоячим воротником. Следует отметить, что среди элементов женского костюма была почти полностью расшитая нитками рубашка – жака и традиционная конусообразная женская шапочка, которую надевали в торжественных случаях. Мужчины носили штаны из выделанной кожи или замши, которые имели несколько названий – чалбар, кандагай, жалгак шим. Самой распространённой обувью у кыргызов были сапоги с высокими голенищами и узкими, чуть загнутыми кверху носами.

Семья и брак у кыргызов тесно взаимосвязаны с патриархальным укладом их жизни. У кыргызов наряду с малой патриархальной семьёй существовала так называемая большая семья, когда на одной территории жил целый род, начиная со старейшины семьи и заканчивая самыми младшими её членами. Заключению брака предшествовало сватовство. В прошлом существовал обычай, когда сватали малолетних детей, или же договаривались поженить даже еще не родившихся детей. Как и у многих других восточных народов за невесту требовался калым. И даже сегодня современные киргизы придерживаются этого обычая. Рождение ребенка отмечается обязательным угощением – жентек, состоящим из национального лакомства боорсок и лепешёк с топленым маслом. Через неделю после рождения ребенка кладут в бешик (колыбель). Это событие отмечается небольшим празднеством – бешик-той. На 40 -й день устраивается ещё один праздник, где на ребенка надевают рубашечку, сшитую из 40 лоскутов, собранных у соседей и купают в 40 ложках воды. Все эти обряды направлены на то, чтобы сохранить и защитить жизнь ребёнка.

Духовная культура каждого народа хранится в виде традиций и обычаев, а так же устного творчества и письменных памятников. Из-за кочевого образа жизни кыргызы оставили после себя не так много письменных свидетельств, но зато из поколения в поколения они передавали свои эпосы и предания. Наиболее крупным произведением кыргызского героического эпоса является поэма «Манас» . Она представляет собой большую по объёму трилогию, собранную в результате творчества многих поколений сказителей – манасчи. До XIX века поэма передавалась в устной форме, и даже сегодня в Кыргызстане послушать знаменитый эпос и насладиться таланом искусных сказителей собираются огромные массы людей. Сказители могут рассказывать поэму по нескольку дней. Основная сюжетная линия поэмы – подвиги богатыря Манаса. Культура кыргызов богата и разнообразна. Она сочетает в себе в большей степени элементы кочевой культуры, но при этом отдельные регионы Кыргызстана (юг страны) исконно земледельческие. Подобное сосуществование уникально и характерно только для Среднеазиатского региона.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общность кыргызского и русского фольклора, обычаев и традиций как источника народной мудрости..

2 слайд

Описание слайда:

Общность кыргызского и русского фольклора, обычаев и традиций как источника народной мудрости.. Научное общество учащихся «Поиск» Тема исследовательского проекта: Выполнили учащиеся 6-д класса ШГ №1 им. А.С. Пушкина Аскерова Айпери, Почуева Валерия Руководитель: Е.В. Баган – учитель русского языка и литературы

3 слайд

Описание слайда:

« Узнавая о сходстве обычаев и традиций, мы ощущаем родственные связи между нашими народами-братьями » Л. Стрельцова Объект исследования: народный фольклор, праздники, обычаи, традиции кыргызского и русского народов Цель проекта: изучить, сравнить и определить сходства в жанрах устного народного творчества, обычаях и традициях двух народов (русского и кыргызского) Задачи: -прочитать народные сказки, пословицы, обрядовые песни, частушки, акыя и др. фольклористику -выяснить тематику, идейную направленность, создаваемых народами произведений литературы; -изучить литературу об обычаях и традициях коренных народов Кыргызстана и России, -через анализ русских и кыргызских народных сказок сравнить героев, -выяснить, подтверждаются ли предположения о том, что много общих обычаев, традиций и жанров в устном народном творчестве русского и кыргызского народов; - сделать выводы Гипотеза исследования: : изучение творчества, традиций и обычаев народов России и Кыргызстана, установление их общности, схожести, дает возможность предполагать, что источник общности культуры народов – МУДРОСТЬ, передаваемая из поколения в поколение, а так же исторически сложенный образа быта, необходимость борьбы с врагами для защиты своей земли. Актуальность. Использование данной работы на уроках литературы, окружающего мира, на воспитательных мероприятиях еще больше сблизит людей разных национальностей и вероисповеданий. Методы исследования: - - -изучение произведений устного творчества народов, веками проживающих на территории Евразии, - личные наблюдения, сравнения, анализ собранной информации, - выводы

4 слайд

Описание слайда:

Введение Научный проект посвящен исследованию, сравнению обычаев, традиций, жанров устного народного творчества русского и казахского народов, поиску в них общих элементов. Культура каждого народа самобытна и неповторима, так как складывалась веками. Не менее важна проблема выявления общих начал. Определение и знание общности, взаимных скрещений двух народов учат уважать другие народы, сближает их и роднит. Это необходимо для мирного сосуществования народов на земле. Чудесен мир сказок, легенд, загадок, песен. Каждый человек слышит их с колыбели. Бабушки, собрав вокруг себя внуков, рассказывали сказки, описывали игры, в которые играли в детстве, пели старинные обрядовые песни. Создавалась атмосфера любви и единства. Жаль, что в наше время живое общение взрослых с детьми намного сократилось. Ведь когда мы слушаем старшего человека, мы входим в контакт со своими прародителями, знакомимся с жизнью родного народа в прошлом, представляем их, подражаем им. Причиной выбора темы явилось то, что мы однажды слушая русские колядки, обнаружили, что эти песенки очень похожи на кыргызские заклинания «Алас» на Нооруз и по характеру, и по содержанию. Возник проблемный вопрос: «Что еще общего может таиться в песнях, стихах, традициях, обычаях двух народов?»

5 слайд

Описание слайда:

Коляда и Алас На празднике встречи Весны и новой жизни «Нооруз» и в месяц Рамазан кыргызы поют алас, а на «Рождество» русские поют коляды. В этих песнях все желают благополучия и благоденствия каждому дому, а хозяева выносят им угощения. Мы замечаем удивительные сходства назначения и содержания Колядок и Алас. Алас, алас, Ар балээден калас, Эски жыл кетти, Жаңы жыл келди. Алас, алас, Айдан аман, Жылдан эсен, Жакшылыкты теңир берди, Жарык күндү кеңири берди. Орообуз данга толсун, Оозубуз нанга толсун! Алас, алас - деп аласташкан. Счастья будет вам горой! Урожая воз большой! Уродись пшеничка, И горох, и чечевичка. На столе всегда пирог, Легких вам везде дорог! Жить Вам, хозяева, вместе лет двести!

6 слайд

Описание слайда:

С к а з к и. Сказки – прекрасное творение искусства. Человек вступает в мир сказок, как только начинает говорить. Оказалось, сказки бытовые, волшебные и о животных есть и у того, и у другого народа. И в тех, и в других сказках есть очень похожие персонажи. В сказках злую силу олицетворяли Джин и Змей Горыныч. На защиту своей земли вставали справедливые и могучие богатыри и батыры Весело смеемся над проделками Апенди и Иванушки, которые оказались совсем не «глупыми», и не «дурачками». Издревле народ с любовью относится к чудесным коням богатырей- батыров. Покровители героев сказок – волшебные птицы Самрук и Жар-птица. И в тех, и в других сказках одной из персонажей является Баба Яга или Жез кемпир. В народном творчестве обеих народов цифры 3, 7, 9 считаются волшебными, магическими. Прочитав множество казахских и русских сказок, я пришел к выводу, что числа 3,7,9 были счастливыми, ведь все сказки оканчиваются счастливо и благополучно, Благодаря этим числам добро побеждает зло. Семь цветов. Семь нот. Семь даров святого духа. У старинушки три сына. Три дня и три ночи. Три хлеба. Тридевять земель. Трех и девятиголовые змеи. Семь чудес света, семь дней, семь верст, семь колен предков, семь небес, семь аятов-молитв, семь святынь. Выбор чисел в сказках не случаен и основан на народном представлении о значении числа. В сказках очень много выдумки, фантазии, но они не отходят от жизненной правды. Я думаю, что сказку должны изучать историки, потому что все в ней связано с жизнью, бытом, трудом, искусством наших далеких предков, живших по соседству.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки. Мы с ребятами из нашего класса подобрали множество пословиц и поговорок, принадлежащих нашим (кыргызскому и русскому) народам и имеющих общий смысл. Вот только несколько соответствующих по содержанию и идее пословиц. Буюкканга жылдыз - от. Для замерзающего звезда - огонь; утопающий за соломинку хватается. Ач кадырын ток билбейт. Сытый голодного не разумеет. Карга, каркылдап учуп, каз болбойт. Ворона, гогоча во время полета, гусем не станет; похожа свинья на быка, только шерсть не така. Кайрылып ичер ашына, какырба да түкүрбө, кереги тиер башыңа. Не плюй в ту пищу, которую тебе, вернувшись, придется есть, понадобится она тебе; не плюй в колодец, сгодится воды напиться. Менин акылым сенде эмес, сенин акылың менде эмес. Мой ум не у тебя, твой ум не у меня; всяк живет своим умом. Ооздон чыккан сөз отуз уруу элге таралат. Слово, выскочившее изо рта, распространяется по тридцати племенам. Төгүлгөн аяк кайра толбойт. Пролитая чашка вновь (пролитым) не наполнится (о большой утрате).

9 слайд

Описание слайда:

А к ы я и Ч а с т у ш к и. Кыргызские акыя и веселые забавные русские частушки своеобразны по-своему, но и в том, и в другом жанре молодежь ведет импровизированный спор, исполняет состязательные песни, темы которых самые разные: общественные, бытовые, прославление кого-либо или сатирические сравнения своих товарищей Начался учебный год, Часики затикали, А меня вопрос гнетет: Скоро ли каникулы? ... А мне учиться «по приколу», Надо только не зевать. Записать домой заданье И с решебника списать. В образцовой нашей школе Много знаний нам дают. Год, другой, поедет крыша, И прощай мой институт. Наш Ислам на той неделе Сдал учителю тетрадь. Тот не знает, что с ней делать - Чистить, мыть или стирать....

10 слайд

Описание слайда:

Тима вышел отвечать, Но не знал, с чего начать. Час молчал, потом изрек: «Галина Алексеевна, звонок»... А Нурдин наш на уроке ох не слышит ни шиша. У него в кармане плеер, И наушники в ушах. Алиджан - вратарь сверхловкий, Ловит парень каждый мяч. А в диктанте он ошибки Пропускает - ну, хоть плачь!... Мы немного пошумели – В школе стекла зазвенели. Сказал учитель: «Тишина!»- В классе треснула стена.

11 слайд

Описание слайда:

О единстве традиций и обычаев Человек зависел от природы. Он искал средства защиты в борьбе со стихией природы и другими бедами. Этим средством явились обряды. Для того, чтобы защитить себя, свое жилище, люди пользовались предметами, которые были наделены чудесными свойствами. В число этих предметов у восточных славян и у народов Междуречья входили кольцо, топор, хлеб, огонь, вода, трава (адраспан, лунник), свинец. Эти предметы входили в обряд особенно часто. Медные, серебрянные, золотые кольца защищали носителя от зла. Творила чудеса вода. Она возвращала зрение, молодость исцеляла от болезней, оживляла и лишала силы (вода святых источников) Такие духовные ценности как гостеприимство, уважение к старшим, приветствие их детьми, почитание родных, стремление уступать место старшим, уважение к женщине, недопустимость сидения спиной к другому человеку можно встретить у многих других народов. В любом восточном доме считают священным «тундук» - домашний свод (символ домашнего очага). Славяне тоже всегда хранят «тепло очага». При семейной трапезе у кыргызов первым отведывает кушанье гость или глава семьи. У русских непослушный ребенок, попробовавший еду раньше отца, тоже получал ложкой по лбу и слышал «Вперед батьки в пекло не лезь!»

12 слайд

Описание слайда:

Вот как объясняют значения слов «Пост» и «Орозо» наши дедушки и бабушки. Орозо СоблюдениеОрозов месяцРамазан– выполнение воли Всевышнего с покорностью и повиновением, воспитание духа и тела, процесс физического и духовного очищения Пост Цельюсоблюдения Великого поста является покаяние. А отказ от скоромной пищи, алкоголя и развлечений - испытание силы и воли человека. Великий пост - период для духовного и физического очищения

13 слайд

Описание слайда:

Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на Солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. В это время устраивают веселые игры, состязания «Петушиные бои», «Богатыри», перетягивание каната, конкурс частушек «Рифмоплет», «Карусель»… Ну и, конечно же, какой праздник без народных песен и плясок… И напоследок - дружный хоровод вокруг Масленицы - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Нооуруз. 21марта кыргызстанцы отмечают Нооруз – начало года по восточному календарю. В этот день люди надевают свои лучшие наряды, ходят друг к другу в гости, прощают обиды и выражают свои лучшие пожелания. В ночь перед Ноорузом все ёмкости в доме заполнялись ключевой водой, молоком и зерном – чтобы в новом году было много дождя и добрый урожай. Помимо сумелека в Нооруз готовят «чон кеже» или «нооруз кеже» - это суп из мяса быка с добавлением таких ингредиентов как рис, горох, пшеница, кукуруза, талкан, мука, пшено, картофель и специи. После захода солнца обязательно разжигается большой костёр, у которого торжество завершается под веселые песни и пляски. Нооруз – прекрасный праздник весны, вдохновенная ода обновлению природы и новой жизни, которая наступает с уходом холодной зимы. Кыргызы верят, что с приходом Нооруза, рассеиваются все болезни и неудачи.

14 слайд

Описание слайда:

Свадьба. Есть сходства и в свадебном обряде. По древнему поверью, чтобы отогнать злых духов, окружающих невесту, при вхождении ее в дом жениха создают шум (поют песни, смеются, играют в шумные игры, на музыкальных инструментах) Отсюда к нам пришла свадьба – той, смотрины, прощание невесты с родителями, угощения для детей, плата за смотрины «Аркан тосуу». Мы удивляемся схожести родительского благословения с кыргызским «бата». Перед нами раскрывается тысячелетняя история жизни народа, его характер. Сходства в устном народном творчестве, в обычаях, традициях зависят от единства исторических путей, от взаимодействия народных культов. Можно найти множество примеров взаимных скрещиваний культур двух народов, которые сближаеют и учат нас уважать их,.

15 слайд

Описание слайда:

Выводы Сравнивая отдельные жанры устного народного творчества, обычаи, традиции русского и кыргызского народов, мы можем утверждать, что многие из них совпадают по содержанию, смыслу, цели их создания. Причиной этой общности явилось единство исторических путей развития, сложившийся образ жизни простого народа, взаимодействие народных культур, Одинаковый труд, быт, средства борьбы с врагами для защиты своей земли. Общность обычаев и традиций сближает людей, делает их терпимее, заставляет уважать индивидуальность, этнические особенности, отличия в культуре другого народа. Подтверждение общности в культуре наших народов ведет к великому примирению, дружному сотрудничеству, взаимопониманию и к еще большему сплочению народов-братьев.

16 слайд

Описание слайда:

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Юрта Юрта максимально оптимизирована для кочевого образа жизни - деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях (а в горных районах - и на яках). И также легко она собирается на новом становище ("аиле") - решетчатые стены "кереге" выстраиваются в круг, опираясь на жерди "уук". Верхние части жердей вставляются в отверстия центрального круга и фиксируются ремнями или веревками. Ставится такая же разборная дверная рама "босого" с двустворчатой дверью "каалга". Затем вся эта конструкция покрывается циновкой и войлочными матами, а пол застилается кожей, ткаными циновками, "алтыгат" (несколько слоев войлока, покрытых с одной стороны материей, стелется под постель) и коврами из меха или войлока. По стенам развешиваются ковры, вышитые подвесные полочки "секичек", сумочки "кузгу-кап", плетеные шерстяные сумки "аяк-кап", а на пол ставятся сундуки, в которых хранятся утварь и одежда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Обычаи и обряды кыргызского народа, традиционная одежда, национальные жилища. Традиции народов страны; праздники, творчество, развлечения, фольклор кыргызского народа. Национальная кухня, рецепты приготовления наиболее популярных блюд кыргызской кухни.

    творческая работа , добавлен 20.12.2009

    Традиционная культура народов Сибири и Кольского полуострова. Связь архитектурной формы с экосом культуры, модели мира с архитектурной моделью дома. Традиционное жилище ханты-мансийцев, хакасов, саамов и чукчей. Соотнесение модели мира с ярангой.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Материальная культура и прикладное искусство кыргызов XVIII-XIX вв. Сочетание кочевых и оседлых форм культуры. Своеобразная форма юрты. Влияние русских и украинских поселенцев на облик киргизских селений на севере Киргизии. Одежда, пища, обычаи и обряды.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2010

    Определение и виды культуры. Физико-географические, исторические и хозяйственно-культурные особенности юга и севера Киргизии. Особенности кыргызской музыки. Обычаи, обряды, традиции. Украшения женской и мужской одежды. Литературное наследие кыргызов.

    презентация , добавлен 03.04.2016

    Национальные жилища и традиционное занятие чувашей. Национальные праздники: настукан, сурхури, саварни, акатуй, уяв. Традиционная мужская одежда. Девичий головной убор, сапоги с суконными онучами или белыми шерстяными чулками. Полоски в декоре домов.

    презентация , добавлен 21.01.2013

    Культурная жизнь Эпирского царства, вклад в византийскую культуру XIII века. Стили храмовой архитектуры, барельефная скульптура. Аристократическое традиционное течение в живописи, предпалеологовский стиль. Эпирская литература, творчество Иоанна Апокавка.

    реферат , добавлен 31.08.2009

    Предметы быта кочевников-скотоводов. Женский и мужской казахский национальный костюм. Традиционное казахское жилище. Национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне. Исторические традиции в материальной и духовной жизни казахов.

    группа:ВТиПОиТ 122K

    Международный университет информационных технологии

    Слайд 2

    1. Главные культурные ценности казахов

    2. Киизуй - казахская юрта.

    3. Степные зергеры (ювелиры)

    4. Национальная одежда казахов

    5. Национальная кухня

    6. Национальные игры

    7. «САЛТ» и «ЖОРА-ЖОСЫН»

    Заключение

    Слайд 3

    Главные культурные ценности казахов

    Уважение к старшим.

    Миролюбие и терпимость

    Открытость к общению

    Гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром

    Слайд 5

    Степные зергеры (ювелиры)

    Предпочитают работать с благородным белым серебром.

    Вам наверняка понравятся казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты-блезики и традиционные комплекты из трех перстней.

    Слайд 6

    Женский костюм

    Национальная одежда казахов

    • Мужской кастюм
  • Слайд 7

    Национальная кухня

    Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс, шубат.

    Слайд 8

    Музыка и музыкальные инструменты. - двухструнной домбры - смычковый инструмент кобыз.

    Казахи высоко ценят искусство красноречия и почитают своих акынов – поэтов-импровизаторов, выступающих на публичных состязаниях (айтысах) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов

    Слайд 9

    Национальные игры – непременный атрибут праздника. - казакшакурес- байга - кокпар- кыз-куу- алты бакан

    Слайд 10

    Казакшакурес

    Казакшакурес (борьба по казахски) вид спортивной борьбы у казахского народа. Казакшакуресявляется одним из древних видов спорта у казахов. Соревнования по казакшакурес проводятся на праздниках и торжествах.

    Слайд 11

    «САЛТ» и «ЖОРА-ЖОСЫН»

    Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын

    Слайд 12

    Обычаи и традиции казахов

    Традиции и обычаи казахского народа не подвергались в течении столетий особым изменениям, что и позволило им сохраниться в нетронутом виде до наших дней.







2024 © strike-defence.ru.