Интересные тренинговые задания для старшеклассников. Программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» (психологическая подготовка к ЕГЭ)


Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»

Тема: «Путь к здоровью»

Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.

Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.

Методические рекомендации (для достижения цели ): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).

1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна

(При разработке тренинга были использованы материалы тренингов коммуникативной компетентности (О.С. Андреевой, Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской и др.)

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ БЛОКИ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Большинство старшеклассников, приходя в группу или на спецкурс, уже имеют свои собственные представления о психологии и некоторые знания. У некоторых из них ярко выражен интерес к повышению коммуникативного уровня, самопознанию, имеются обширные знания в различных областях психологии и определенные цели. У других устойчивые проблемы в межличностном общении сужают интересы и усиливают тревожность по отношению к психологии. У третьих представления о психологии искажены либо смешаны с представлениями о парапсихологии.

Возникает потребность прийти к соглашению с учащимися о целях и направлении дальнейшей работы. Удовлетворить эту потребность можно, если представления о психологии, педагоге-психологе и условиях работы в группе будут определены не только теоретически, но и в практической деятельности.

На вводных занятиях возможно достижение этой цели и заключение договора на следующую работу. В смешанных группах участники после этих занятий определяют свою позицию, уровень потребности работы в группе и делают выбор: уйти или продолжать.

В группе спецкурса участники благодаря вводным занятиям настраиваются на дальнейшую работу. Каждое занятие включает информацию из области психологии, формирует эмоциональный фон и позволяет каждому участнику проявить себя в деятельности, в поведенческом аспекте. Принципиальным является принятие личности, деликатное общение, атмосфера безопасности высказываний, проявлений, самораскрытия. Повышение уровня интереса к себе и окружающим достигается через удовлетворение потребностей каждого в различных аспектах деятельности, реализацию своих возможностей в групповом общении.

Вводные занятия можно использовать как отдельный курс для знакомства и создания работоспособного коллектива. В рамках вводных занятий осуществляется диагностика социально-психологического уровня группы или перепроверка результатов такой диагностики.

Тема 1. Формирование позиции взаимодействия на занятиях

Занятие №1 (2 часа). Введение в предмет психологии.

Цели: актуализация знаний в области психологии; исследование уровня осведомленности, интересов, ожиданий; формирование позиции взаимодействия.

Информация для педагога-психолога

Формирование общих целей в повышении психологического уровня необходимо осуществлять исходя из соответствия потребностей, интересов учеников и возможностей психолога их удовлетворить.

Порядок работы

1. Индивидуальная работа.

Участникам группы предлагается письменно ответить на вопрос об их представлениях о психологии и психологе и ожиданиях от занятий психологией. Вопрос может звучать примерно так: „Что может дать практическая психология?"

2. Групповая работа.

Выполнив первое задание, участники организуют малые группы (3-5 человек) и формируют по этому же вопросу групповое мнение. Затем представители каждой группы зачитывают мнение своей группы остальным участникам.

Педагог записывает эти мнения на доске (или большом листе бумаги) и группирует их по трем основным направлениям: психология личности; психология малых групп (семьи, коллектива по интересам, коллектива организации или предприятия); психология масс (культурной общины, толпы).

3. Беседа.

Участникам по желанию предлагается выразить вслух свои представления о личности психолога-профессионала и его возможностях. Все высказывания записываются на доске, а затем дается информация о реальных профессиональных возможностях психолога (в частности своих) в удовлетворении интереса участников.

Стоит выделить мысль, что психолог может помочь человеку раскрыть его возможности только при условии заинтересованности человека в этом. Организовав исследование интересующей учащихся ситуации, психолог поможет сделать выводы с психологической точки зрения.

4. Заключение договора и начало объединения группы

Педагог-психолог предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила , которые помогут во взаимодействии, такие как:

а) доброжелательное отношение друг к другу;

б) проявление инициативы;

в) правило „Здесь и теперь".

5. Создание положительной групповой атмосферы.

Упражнение 1.

Участникам предлагается по кругу назвать свое имя и имена всех предыдущих участников. Если в группе все знакомы, то называются имена родителей (отца или матери).

1-й участник произносит свое имя (или имя одного из родителей) ; 2-й участник называет услышанное имя и свое (или одного из родителей); 3-й участник называет все услышанные имена, затем свое. И так, пока все не произнесут своего имени (или имени одного из своих родителей).

.

В процессе индивидуальной и групповой работы следует выделить для себя наиболее тревожных детей, лидеров-организаторов. Это поможет прогнозировать процессы в группе, создавать атмосферу безопасности и доверия. Дополнительно к материалам наблюдения в ходе занятий рекомендуется использовать методику измерения тревожности по Спилбергеру или другие методики, предложенные в главе „Использование диагностических материалов".

Занятие №2 (2 часа). Психологические проблемы общения .

Цели: актуализировать проблемы; воспроизвести опыт их решения; организовать ситуации решения проблемы на основе знаний членов группы о себе (Я-концепция и психологические защитные механизмы).

Информация для педагога-психолога .

Необходимо владение теорией и практикой в области психоанализа и современных психологических методов. Опыт работы с измененным состоянием сознания.

Порядок работы

Данное занятие необходимо начать с игры „Пустое место ", используя ее в качестве „ледокола". Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Необходимо чутко следить за тем, чтобы члены группы не торопили друг друга.

Правила игры . Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая - встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит - „пустое место". Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на „пустое место". Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Бели кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с „пустым местом" переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе какого-нибудь участника (так же - глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.

Дополнительный эффект упражнения - адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности. Эксцентричные учащиеся получают возможность компенсировать тревожность в деятельности. Аутичные, косвенно попав в центр внимания, чувствуют себя относительно свободно и имеют возможность адаптироваться. Проявляется ощущение общности группы, что дает свободу в выражении стремлений и чувств, облегчает восприятие информации.

После потепления взаимоотношений в группе можно переходить к теоретической части урока.

Упражнение. Беседа в кругу с целю выяснить разницу между бытовой и психологической проблемой.

Педагог-психолог предлагает разобрать понятие „проблема", предоставив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения. Среди высказываний чаще фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы увидеть за ней психологическую проблему. Например: „Как только подумаю, что надо делать уроки (готовиться к экзаменам), находится. уйма неотложных дел". Почему не хочется, почему находятся другие дела? Ответы часто похожи: „Лень". Реакция руководителя: „Что за ней (ленью) стоит?" На этом этапе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уровне - „со всеми такое бывает".

Психолог предлагает всем порассуждать на тему: „Почему появляется лень?" Собрав „корзину" причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вызывают какие-то ощущения… Педагог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит? Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, руководитель помогает, информирует участников: срабатывает НЕЧТО, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это НЕЧТО называется психологическими защитными механизмами.

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

Организационные условия:

В данном варианте тренинг рассчитан на работу «погружением» (около 6 часов плюс 1 час на перерыв); однако возможен и вариант из трех встреч по 2–3 часа - в этом случае необходимо дополнить программу каждой встречи «разогревающими» упражнениями, ритуалами начала и завершения работы;

Эффективна работа небольшой группы (8–10 человек), при подборе которой необходимо принимать во внимание уровень доверия участников друг другу;

Статья опубликована при поддержке блога Виктории Гризодуб. Виктория ведёт блог о любви к себе, позитивном мышлении, медитации, управлении эмоциями. Вы сможете прочитать полезные статьи о том, как правильно медитировать , как быстро снять стресс, как разобраться в себе и многое другое. А также коллекция аудиозаписей, консультация психолога и медитация онлайн. Всю подробную информацию Вы найдёте по ссылке: https://psy-victory.ru/.

Для работы понадобится аудиотехника, материалы для рисования, пластилин, бумага и ручки для записей, бланки «Исследуем нерациональные требования» по количеству участников, большой лист ватмана и маркеры; необходимо иметь наготове также салфетки, графин с питьевой водой и стаканы, набор предметов для игротерапии (мелкие игрушки, камешки ракушки и т.д.).

Эпиграфы: на стенах помещения полезно разместить высказывания, помогающие осознанию проблемы. Я предлагаю несколько цитат их тех, которые использую сама.

Чем мы благороднее, тем больше подарков получаем (Луиза Хей) .

…ибо имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Луки) .

Раскалывая раковину боли, мы почти всегда находим в ней духовные жемчужины (Маргарет Оливия Вульфсон) .

1. Введение в тренинг

Знакомство с целями и особенностями тренинговой работы, принятие правил.

2. Знакомство участников

Создание атмосферы доверия. Участники по очереди представляются и рассказывают о том, что привело их на тренинг, чего они ожидают от работы в группе.

Упражнение «Контакт»

Ведущий. Выберите себе в пару человека, с которым вы меньше всего знакомы. Возьмитесь за руки, посмотрите ему в глаза. Сейчас вам не надо ничего делать, говорить. Просто слушайте и смотрите…

Постарайтесь почувствовать этого человека, увидеть в его глазах то, что он хочет сказать вам. Подумайте о том, что ничего случайного не бывает в этом мире и этот человек - подарок судьбы.

Эта встреча призвана помочь вам понять что-то важное, открыть что-то новое в себе и вашем отношении к миру…

Поблагодарите его взглядом - и перейдите к другому человеку. Что вы можете дать ему? Быть может, он нуждается в вашей поддержке? Вашем опыте? Вашей мудрости? Просто в вашем присутствии рядом? В вашем теплом прикосновении? Пусть ваш взгляд скажет ему, как вы умеете любить и сопереживать…

А теперь возвращайтесь на свои места.

Упражнение проводится в затемненном помещении, под лирическую инструментальную музыку.

Несмотря на кажущуюся простоту ребятам бывает очень непросто справиться с возникающими в процессе упражнения эмоциональными реакциями. Контакт «глаза в глаза» требует способности к открытости и принятию другого человека. Важно обсудить чувства участников, уровень доверия в группе.

Упражнение «История игрушки»

Ведущий. Рассмотрите предметы, расположенные на столе. Выберите тот, который по каким-либо причинам кажется вам близким, похожим на вас. Рассмотрите его внимательно, пощупайте, почувствуйте материал, из которого он сделан. Придумайте небольшую историю предмета - от его рождения (создания) до сегодняшнего момента. Расскажите эту историю от первого лица - так, как будто этот предмет говорит вашими устами.

По ходу рассказа каждому предмету надо задать вопрос: «На что или на кого тебе приходилось в жизни обижаться?»

Это упражнение вызывает интерес у старшеклассников, позволяет снять напряжение, пробудить творческий потенциал. В то же время ребята часто замечают проективный характер своих рассказов, анализируют проявившиеся в них личностные особенности переживания обиды.

3. Знакомство с основными понятиями тренинга

Эта часть тренинга представляет собой лекцию психолога с элементами дискуссии, в процессе которой на листе ватмана маркером строится следующая схема:

Ведущий. Маленький ребенок не умеет просить. Он требует от матери, от окружающих его людей пищи, комфорта, внимания, то есть того, что необходимо ему, чтобы жить и развиваться.

Его требования не предполагают отказа, так как обусловлены жизненной необходимостью и потому разумны, рациональны. Вырастая, человек учится просить. Если я прошу и моя просьба не является замаскированным требованием, я предполагаю возможный отказ и готов принять его. Однако часто мы по старой детской привычке предъявляем требования, не желая смириться с отказом. Многие из этих требований уже не являются рациональными. И если они оказываются неудовлетворенными, мы можем испытывать обиду.

Чувство обиды - одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся.

Прощение не приходит само по себе. Прощение - награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того!

Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий - ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде.

Но «высший пилотаж» - искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье.

На этом этапе психолог предлагает участникам принять решение - будут ли они участвовать в дальнейшей работе группы, готовы ли принять на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Каждый сообщает группе о своем решении. Любой выбор группа приветствует аплодисментами.

4. Исследование нерациональных требований

Участникам предлагается проиллюстрировать своими примерами следующие признаки нерациональных требований:

Недоказуемость;

Излишняя обобщенность («все», «всегда», «никогда»);

Долженствование, исключение альтернативы;

Эмоциональные нарушения (неадекватно сильные эмоции);

Невозможность достичь цели, сужение свободы выбора.

Работа с табличкой «Исследуем нерациональные требования»

1 - люди редко так думают

2 - люди часто так считают

3 - я сам в этом убежден

Ознакомившись с приведенными высказываниями, участники добавляют свои варианты, а затем оценивают, насколько часто люди поступают исходя из подобных требований.

После обсуждения полученных результатов предлагается заменить нерациональные требования, получившие баллы «2» и «3», рациональными утверждениями.

Например: «мир должен быть справедлив ко мне» - на «в мире часто происходит что-то, кажущееся несправедливым на первый взгляд»; «родители должны делить наследство поровну» - на «родители имеют право делить наследство по своему усмотрению либо не оставлять его вообще никому из детей».

Вопрос участникам:

Как такое рациональное мышление могло бы изменить вашу жизнь?

Переоценка многих требований дается старшеклассникам с большим трудом, они начинают спорить, некоторые ведут себя достаточно агрессивно. Ведущему важно сохранять спокойствие, удерживая дискуссию в рамках интеллектуальных процессов. Здесь психологу пригодятся техники «сократовского диалога». Важно качественно проработать нерациональные требования участников на когнитивном, образном и поведенческом уровнях, чтобы идти дальше.

5. Просьба и отказ

Упражнение «Да и нет»

Ведущий. Разделитесь на две команды. Одна будет общаться только с помощью слова «да», а другая - с помощью слова «нет». Произносить слова можно с разной громкостью, интонацией, мимикой. Поэкспериментируйте, найдите наиболее комфортное для вас сочетание. Через три минуты вы поменяетесь ролями.

Упражнение проводится в свободном движении под ритмичную музыку. При обсуждении возникших во время него чувств неизменно всплывает тема внутренних запретов на просьбу, которую нельзя оставить без комментариев.

Ведущий. Требовать, а не просить - модель, сформированная в детстве. Сталкиваясь с чрезмерной требовательностью взрослых, получая травматический опыт отказа, ребенок ищет способы защититься от болезненных переживаний. Один из таких способов - надеть маску, спрятав под нею живую душу. Один психолог назвал эту маску Свином. Как вы думаете, почему? Я вам предлагаю рассмотреть этого Свина поближе, чтобы знать, как с ним можно справиться.

Участникам предлагается завершить высказывания-запреты Свина, используя схему на листе ватмана.

Вот примеры запретов, которые приводят старшеклассники:

«Не проси о помощи, потому что тогда тебя перестанут уважать»;

«Не проси о помощи, потому что у людей и так много проблем, лучше помоги кому-нибудь сам»;

«Не проси о помощи, люди должны сами увидеть, что ты в ней нуждаешься, если они не слепые»;

«Не проси о любви, потому что это могут использовать против тебя же самого»;

«Не проси о любви, любовь надо заслужить»;

«Не проси о прощении, потому что надо до конца отстаивать свою правоту»;

«Не проси о поддержке, потому что это - проявление слабости, а слабых никто не любит»;

«Не проси о заботе, потому что это эгоистично. Кто ты такой, что о тебе должны заботиться?».

В процессе формулирования этих суждений участники сами отмечают их иррациональность. И если предыдущая работа с требованиями проведена качественно, то это упражнение проходит очень живо и весело, участники сами используют приемы рационально-эмотивной психотерапии, продемонстрированной раньше психологом.

Упражнение «Японский диалог»

Ведущий. В японском языке отсутствует слово «нет». Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о чем угодно, но не даст прямого отказа. Хотите узнать, каково это? Разбейтесь на пары. Один в паре - японец, другой - европеец. Европеец просит японца о чем-то важном. Задача японца - отказать, не говоря об этом прямо. В завершение европеец должен поблагодарить собеседника.

Вопросы для обсуждения

К «европейцам»: с каким чувством вы благодарили своего партнера?

К «японцам»: что вы услышали в этих словах благодарности?

Притча

Умирал в одном селении человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.

Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.

Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины.

Тот взглянул на гостя с удивлением:

Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.

Но путник продолжал:

Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел мне давать взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен - благодаря тебе.

6. Преодоление обиды

Упражнение «Прикосновение к обиде»

На фоне расслабления участники слушают слова ведущего.

Ведущий. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, учителя, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то вольно или невольно обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

Что вы чувствовали тогда?

Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?

Какие мысли приходили в голову? Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в предыдущем упражнении, вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Я с успехом использую народные армянские мелодии, в которых звучит дудук - духовный инструмент с особым, тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

Это упражнение и его обсуждение я считаю кульминацией коррекционного процесса тренинга. Если предыдущая работа шла в основном на рациональном уровне, то здесь на первый план выходят эмоции. Индивидуально-групповой процесс, когда терапия группы происходит за счет присоединения к участнику, с которым работает психолог, строится на основе модели переоценочного соконсультировавония Харви Джеккинса.

В заключение этого этапа я предлагаю участникам написать «Письмо обидчику», в котором можно выразить все чувства и мысли, связанные с ним. Как правило, в этих письмах уже звучат мысли не столько об обиде, сколько о прощении. Ребята ищут оправдания поступкам других людей, пытаются взглянуть на ситуацию их глазами, ищут конструктивные способы налаживания отношений.

Отдохнуть и интегрировать полученный опыт предлагается во время 30-минутного перерыва.

Техника направленной визуализациии «Подарок обидчику»

Ведущий. Расположитесь поудобнее… Постарайтесь устроиться так, чтобы каждая часть тела чувствовала себя комфортно и расслабленно. Руки и ноги отдыхают… Лицо спокойно, челюсть разжата… Сделайте несколько глубоких вдохов через нос - и сильных выдохов через рот… Подышите так, синхронизируя ваше дыхание с музыкой…

А теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно огромное количество людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки…

С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией? Готовы ли и вы подняться на сцену? Подумайте, какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует вашу любовь и прощение…

Когда будете готовы - поднимитесь на сцену, обнимите и искренне поблагодарите этого человека за то, что он - часть вашей жизни, за тот опыт, который вы приобрели благодаря ему.

Если вам трудно это сделать - вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Помните - вы это делаете прежде всего для себя…

Тем, кому удалось выполнить это упражнение, предлагается нарисовать символический подарок, который они вручили в своем воображении человеку на сцене.

Рисунки не интерпретируются, они являются в данном случае не диагностическим материалом, а средством коррекции. Следует стимулировать спонтанность рисования, воплощения внутренних образов, смелое экспериментирование с цветом и формой.

7. Путь к благодарности

Построение графика эмоциональной значимости событий

Ведущий. Я предлагаю вам построить график эмоциональной значимости событий вашей жизни от рождения до сегодняшнего дня.

На горизонтальной оси отметьте события жизни в хронологическом порядке. Оцените качество и интенсивность своих переживаний по поводу каждого из них. Негативные чувства отметьте ниже горизонтальной оси, позитивные - выше. Чем сильнее чувства, тем дальше от горизонтали они находятся. Соединив поочередно точки, получаем индивидуальные графики. На эту работу вам дается 15 минут.

Работа в парах

Притча «Пропасть»

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. Хитрый человек остался на той стороне, так как его крест оказался слишком коротким.

Список благодарности

Ведущий. Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза - и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.

Составьте список того, за что и кому вы можете быть благодарны. На это у вас 15 минут.

8. Завершение работы группы

В заключение каждому предоставляется возможность сформулировать личный итог участия в тренинге, выразить свою благодарность присутствующим.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «БАБОЧКА»

Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.

Задачи :

обучение навыкам самопознания;

предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом;

формирование умения понимать другого;

Необходимые материалы : ручки и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.

Ход игры

Педагог-психолог и участники садятся в общий круг.

Приветствие

Педагог-психолог приветствует всех участников. Все присутствующие здороваются по кругу необычным способом.

Педагог-психолог: В школе мы все собираемся вмес-те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — ин-тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч друг другу, назовите свое имя, расскажите немного о себе, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро-шо получается.

Составление правил группы

Педагог-психолог знакомит подростков с пра-вилами работы психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Педагог-психолог: продолжите пожалуйста, фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...» (вре-мя на размышление — 2 минуты).

Теперь по кругу каждый из вас назовет то насекомое, которое он представил. Расскажите почему выбрали именно это насекомое.

Педагог-психолог:Возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»

Напротив каждой характеристики напишите проти-воположную ей (антоним). Рядом с каждой характери-стикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «-», если нет.

Введение в сказку

Педагог-психолог:Сегодня вы познакомитесь со сказкой, ко-торая называется «Бабочка». Вы окажетесь на вол-шебной поляне и встретитесь там с разными насеко-мыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлени-ем темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солн-ца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услы-шала:

— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недо-вольно смотрящего на нее.

Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.

Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик

Педагог-психолог:Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «-», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характери-стики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».

Продолжение сказки

Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цве-сти. Хотите, будем вместе ее украшать?

Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

А зачем перекусывать прутики? — поинтересова-лась Бабочка.

Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А по-том толстею и добрею.

А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и по-могаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча»

Педагог-психолог: В нашей сказке встретились два разных харак-тера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия срав-нил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи ко-ровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особен-ностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить сле-дующие задачи:

Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

Описать представление, которое, по вашему мне-нию, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Через 20 минут я пере-дам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

В течение 15-20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой груп-пы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация ока-залась для вас совершенно новой? Как вы можете объяс-нить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 10 минут.

Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Давайте обменяемся впе-чатлениями.

Продолжение сказки

Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.

А давайте полетим вместе, — предложила Бабоч-ка. — В полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

Игра «Отражение»

Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Затем ведущим становится второй участник и выпол-няет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 ми-нуты).

На следующем этапе инициатива в движении рук долж-на поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выпол-нение задания отводится 2 минуты.

В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, на-сколько успешно им удавалось взаимодействовать).

Игра «Рисунок поляны»

Педагог-психолог:Вот так Жук полетал и, посмотрев на поля-ну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете най-ти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны (10 минут).

Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмо-трите, какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

—Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

Педагог-психолог: Спасибо за замечательные рисунки, за активное обсуждение. Продолжим сказку

Окончание сказки

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удив-лением заметил множество ярких и нежных цветов.

— Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий сте-белек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

— Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, до-бавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты со-здана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.

Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимо-го занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

Игра «Подарок»

Педагог-психолог:Сейчас вы можете сделать друг другу по-дарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изо-бражает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, игрушку мягкую или эмоции и т.п.)

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомни-лось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

Завершение занятия.

Педагог-психолог: спасибо большое за продуктивную работу.

Занятие составлено по материалам журнала "Школьный психолог"







2024 © strike-defence.ru.