Их социализации и дальнейшей профессионализации. Организационное поведение


Профессиональная социализация – это социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности. Модель процесса профессиональной социализации социологов основана на системном подходе. Процесс профессиональной социализации социологов включает в себя следующие элементы:

профессиональная предрасположенность, ресурсы, деятельность, коммуникации, идентичность, информированность, компетентность, активность, культура, мышление. Данные элементы функционируют на довузовском, вузовском, поствузовском этапах, на этапе трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования социологических компетенций. В ходе профессиональной социализации могут осваиваться роли академического или прикладного социолога. Выделяются низкий, средний и высокий уровни профессиональной социализации, в зависимости от этого формируются ее неполная или полная формы. На данный процесс влияют объективные и субъективные факторы.

Основными институтами и агентами профессиональной социализации социологов являются: государство, образовательные учреждения (школа, вуз), профессиональное социологическое сообщество, работодатели, службы занятости, СМИ (общие и профессиональные), референтные группы.

2. Профессиональная социализация советских социологов протекала в основном на этапе трудоустройства, при отсутствии института высшего социологического образования. Для этого периода характерны: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности; прохождение профессиональной социализации в ходе проведения многолетних прикладных исследований; практика наставничества; высокая степень востребованности социологов на производстве; социальный заказ на социологические разработки; объединение социологов в лаборатории для всесоюзных социологических исследований; дефицит квалифицированных кадров.

3. В настоящий момент профессиональную социализацию социологов за рубежом характеризует целый ряд особенностей: осознанная мотивация к профессиональной деятельности у абитуриентов; своеобразие подготовки социологов, обусловленное спецификой национальной системы образования; недостаточная подготовка в области прикладной социологии; ориентация на трудоустройство в академическую социологию; престижность профессии; высокий уровень оплаты труда и спроса на данных специалистов.

Особенностями довузовского этапа профессиональной социализации в современной России являются: несформированность у большинства школьников ярко выраженных профессиональных предпочтений; низкий уровень информированности абитуриентов о профессии социолога. На вузовском этапе основной массе студентов-социологов присущи:

невысокий уровень подготовки в области прикладной социологии;

ориентация студентов на участие в исследовательских проектах преимущественно на коммерческой основе; слабо выраженные профессиональные интересы к конкретным отраслям социологического знания. На поствузовском этапе профессиональной социализации у большинства социологов наблюдается: низкий уровень профессиональной рефлексии и мотивации; формальность обучения в аспирантуре и докторантуре; трудовая занятость в ущерб научной работе. Для этапа трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных компетенций характерны: ощутимый для профессии уход специалистов-социологов в смежные сферы и приток большого количества непрофессионалов; стремление продолжать профессиональную социализацию в русле прикладной социологии и маркетинговых исследований; низкий уровень оплаты труда и финансирования мероприятий по повышению квалификации социологов.

4. На основе анализа экспертных оценок выявлены пути решения проблем профессиональной социализации современных российских социологов. Среди общих мер, рекомендованных экспертами, следует выделить: для старших школьников – организацию общегородских школ, лагерей, совместных малых предприятий и НОУ; для студентов – внедрение и развитие интернет-конференций, вебинаров; для аспирантов – материальное содействие защитам диссертаций, выделение жилплощади молодым специалистам; проведение мониторингов рынка труда и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой и деятельностью специалистов. Эксперты также предложили и ряд специфических мер, ориентированных на преодоление проблем, возникающих в процессе профессиональной социализации социологов:

организация школьной социологической службы; углубленное изучение разделов социологии в курсе обществознания учащимися профильных классов; усиление подготовки студентов по методам прикладных исследований, SPSS, иностранному языку, статистике; привлечение в вузы социологов-практиков; повышение уровня информированности органов государственного и муниципального управления, а также работодателей о профессиональной деятельности социологов.

По мнению трети экспертов ФГОС 3-го поколения направлен на решение ряда существующих проблем, однако, вузы, факультеты, кафедры и преподаватели во многом не готовы к внедрению предъявляемых требований.

Планирование и управление карьерой

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Планирование карьеры - это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

высшая точка карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

длина карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

показатель потенциальной мобильности - отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.

Карьерная линия

У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Управление деловой карьерой

Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Планирование деловой карьеры

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;

расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;

составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения - важное для карьеры качество;

ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;

думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.

В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.

Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации.

Движение персонала по профессиональной лестнице

Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.

Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.

В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:

Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.

Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Исходными данными для организации движения персонала являются:

модели служебной карьеры;

решение аттестационной комиссии;

философия предприятия;

штатное расписание предприятия;

должностные инструкции;

личные дела сотрудников;

приказы директора по кадровым вопросам;

трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно - по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.

Сущность профессиональной социализации

Социализация сегодня определяется в качестве одного из значимых процессов становления личности. Что касается профессиональной социализации, то она является в большей степени процессом самоопределения и вхождения личности в профессиональную среду и, соответственно, в профессию. Профессиональная социализация включает в себя следующие элементы:

  1. Профессиональную ориентацию;
  2. Профессиональное самоопределение;
  3. Профессиональную адаптацию;
  4. Развитие профессионального самосознания специалиста;
  5. Развитие профессионально-трудовой социализации в процессе осуществления своих трудовых функций.

Личность совершенствует себя в конкретных трудовых условиях, существуя при этом в условиях профессиональной среды. Она оказывает очень сильное влияние на профессиональное развитие личности, ее становление и способности совершенствоваться в различных профессиональных областях. Такие области могут быть схожими с профессиональными интересами индивида, а могут быть совершенно противоположными.

Профессиональная социализация и ее эффективность определяется постепенным самоопределением, а также «вхождением» обучаемых в профессию в период их профессионального образовательного становления. При этом многие исследователи отмечают, что профессиональную социализацию следует определять как систему взаимозависимых и взаимосвязанных подсистем, которые описаны как в педагогической, так и в психологической литературе. Необходимо соблюдать комплекс «лицей-колледж-вуз» для того, чтобы человек получал определенные знания и навыки на разных этапах своего профессионального становления и развития.

Результатом профессиональной социализации становится профессиональная ориентация. Но, тем не менее, некоторые авторы указывают на то, что ориентацию можно считать также и исходным моментом профессиональной социализации. Наиболее точно о результате можно говорить тогда, когда человек полностью социализируется и получает наиболее полные и конкретные навыки в желаемой профессиональной сфере. Это значит, что он окончательно адаптируется к условиям и осознает свою ответственность за совершаемые поступки. При этом профессиональная социализация может привести человека к сомнениями по поводу осваиваемой профессии и, соответственно, натолкнуть его на мысли о том, что следует попробовать себя в иной сфере для того, чтобы усовершенствовать заложенные в личность навыки и знания.

Замечание 1

Таким образом, профессиональная социализация формирует потенциал будущего специалиста, особенности его успешного включения в процесс трудовой деятельности и обеспечивает последующее поддержание высокого уровня его профессиональной мобильности, гибкости в течение всей профессиональной карьеры.

При оптимальном процессе профессиональной и трудовой социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче знаний и опыта из поколения в поколение. Также передаются социокультурные установки, профессиональные взгляды, ценностные ориентации и социопрофессиональные навыки и умения, мастерство. Благодаря профессиональной социализации обеспечивается постепенное вхождение индивида не только в профессиональную, но также и в социальную жизнь. Им достигается та необходимая устойчивость, которая становится залогом успеха.

Особенности профессиональной социализации

Замечание 2

Профессиональная социализация разными исследователями рассматривается под разным углом. Тем не менее, все они сходятся во мнении о том, что это специфический адаптационный, интеграционный социально-психологический процесс, благодаря которому происходит усвоение профессионально-ролевых установок личности, норм и знаний, образцов профессионального поведения. В дальнейшем все вышеуказанные аспекты могут воспроизводиться в профессиональной деятельности. Все это лежит в основе потенциала для профессиональной мобильности личности.

Но профессиональная социализация – это не только обширный процесс: это также и механизм, который нацелен на осуществление формирования личностных, профессиональных и социальных качеств будущего специалиста. Именно эти качества и черты позволят ему в дальнейшем успешно выполнять определенные социальные роли и исполнять свои функции, которые обозначены в трудовом договоре и предполагают результаты их деятельности.

Важно отметить тот факт, что профессиональная социализация будущего специалиста обусловлена спецификой ее осуществления в условиях профессиональной образовательной организации. Эффективность такой профессиональной социализации во многом зависит от ряда взаимосвязанных факторов:

  • Нацеленность основных профессиональных программ в системе образования на развитие профессиональных компетенций, которые пригодятся человеку в тех или иных условиях;
  • Развитие профессиональных и социальных качеств обучающегося как профессионала определенного профиля и уровня квалификации;
  • Продолжительность адаптации будущего специалиста, независимо от его звена (среднего или высшего) к постоянно динамично меняющимся условиям окружающей действительности;
  • Сформированность умений принимать и осознавать реальные, а также будущие требования со стороны профессионального сообщества, которые могут меняться в зависимости от изменений в социальной, экономической, политической или правовой системах;
  • Создание микроклимата организации и последующее конструирование наиболее логических и подходящих способов для взаимодействия с субъектами социальных отношений, которые окружают индивида на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная социализация индивида необходима ему для того, чтобы успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. К тому же, социализация сама по себе предполагает, что индивид осваивает новые знания и умения, а также навыки, которые определяют его как будущего профессионала. Социализация позволяет также осознавать самого себя, не бояться пробовать новые способы работы и получения опыта. Сегодня она должны контролироваться со стороны более опытных профессионалов, а также со стороны руководства организаций, где появляется и осваивается новый коллега. Именно от этого зависит успешное вхождение человека в новые условия, его адаптация и желание в дальнейшем развиваться, осваивать новый опыт и делать из себя специалиста более высокого уровня.

Страница
11

2. Идентификация с поведением, ограниченным существующими в организации нормами и правилами. В своей повседневной деятельнос­ти каждый член организации ориентируется на установления и пра­вила, выработанные руководством организации. Адаптируясь к вы­полнению ролевых требований, он постоянно ищет свое место в сис­теме социальных организационных отношений, пытаясь не просто пассивно воспринимать существующий социальный порядок, но дей­ствовать в его пределах для достижения собственных целей. Если член организации считает (на основе собственного опыта или сведе­ний от референтных личностей) организационные нормы и правила привлекательными, заманчивыми, он начинает полагать, что данные нормы и правила значимы для него, а их выполнение нужно и важно для организации. Постепенно член организации привыкает чувство­вать себя комфортно, если в его окружении используются знакомые организационные нормы, ценности, установления и правила, и начи­нает отделять их от «других» норм, ценностей и правил, идентифицируя «свои» нормы и ценности, к которым нужно прислушиваться.

3. Интернализация культурных норм и ценностей организации - заключительный этап социализации члена организации к нормам, цен­ностям и правилам организационной корпоративной культуры. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что член организации испыты­вает доверие к существующим нормам и правилам, установленным руководством организации, согласует свое поведение с поведением других членов организации (коллег, руководителей, подчиненных). В результате социальные нормы и правила организации становятся частью личностной структуры каждого конкретного члена организа­ции и нормативное поведение начинает осуществляться бессознатель­но, автоматически, интернализованные нормы выполняются уверенно и определенно. Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением в пределах норм и правил организации.

Профессиональная социализация.

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Их обобщение приводит к выводу, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии путем чтения учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д. Она осуществляется и спонтанно во взаимодействии людей, в передаче навыков и опыта культуры, и в процессе целенаправленно организованной деятельности.

Психологическими механизмами профессиональной социализации являются: профессиональная имитация, подражание, проекция, профессиональная идентификация, упражнение в теоретическом профессиональном мышлении и поступках, отражающих профессионализм. Эти действия вызывают интериоризацию социальных норм, ценностей и других компонентов социально-профессиональной среды, перевод элементов внешней среды во внутреннее Я.

Профессиональная социализация выполняет следующие функции: расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности.

Профессиональная социализация представляет особый интерес как одна из составляющих вторичной социализации личности. Через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта, вхождение человека в мир профессиональной деятельности, осуществляется воспроизводство трудовых отношений, обновляется социально-профессиональная структура общества.

Источники стресса.

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации.

Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

Отсутствия работы или длительного ее поиска;

Конкуренции на рынке труда;

Кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

Модель стресса.

Стресс – динамическое явление; процесс, коий можно разбить на 3 стадии: 1) возрастание напряжения или мобилизация; 2) адаптация; 3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

  • Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений.
  • Использование теорий мотивации для повышения эффективности работы организации.
  • Общая характеристика мотивационного процесса. Многоаспектность мотивации.
  • Процесс возникновения и развития конфликта и его природа.
  • Стратегия управления межкультурными различиями. Преимущества культурной диверсификации.
  • Формирование глобальной корпоративной культуры. Культурная сегрегация. Создание «регионального буфера».
  • Учёт национального аспекта в организационной культуре. Исследования Г.Хофстеда и О.Стивенса. Модель Г.Лэйна и Дж.Дистефано. Модель У.Оучи организации типа Z.
  • Учёт национального фактора в международном бизнесе. Классификация отношений между материнской и дочерними компаниями.
  • Особенности формирования организационной культуры компании в условиях глобализации.
  • Традиции организации и их значение для формирования организационной культуры.
  • Определение стилей лидерства на основе «решётки лидерства».
1

Учитывая важность процесса воспроизводства профессионального потенциала в жизни общества, в период глубоких социально-экономических перемен проблемы профессиональной социализации становятся особенно актуальными. Значительный интерес представляет теоретическое и практическое изучение процесса профессионализации, который во многих исследованиях рассматривается как тождественный профессиональной социализации, что вызывает дискуссии специалистов. Автор рассматривает подходы ученых различных научных направлений (психологии, акмеологии, социологии) к исследованию понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация», выявляет общие и отличительные черты, позволяющие обозначить своеобразие профессионализации в жизни человека и сложность определения места этого процесса в социализации. Автор обращает внимание на различия в определениях учеными хронологических рамок профессионализации, а также различий в определениях профессионализации в работах зарубежных и российских ученых. На основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых, собственных исследований процесса профессиональной социализации автор высказывает точку зрения о взаимосвязи понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация», рассматривая «профессионализацию» как форму профессиональной социализации, как определенный и очень важный период профессиональной социализации, который длится с момента выбора профессии и до окончания трудовой деятельности.

профессиональное становление

профессиональное развитие

профессиональная адаптация

профессионализация

профессиональная социализация

социализация

1. Макарова С.Н. Профессиональная социализация: подходы к классификации определений//Проблемы личностно-профессионального самоопределения в современном обществе: мат.межд. науч.конф. (Саратов, 8 февраля 2010 г.). Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С.40-51.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

3. Шамионов P.M. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов, 2000. 240 с.

4. Пробст Л.Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России: дис. … докт. социол. наук. 22.00.04. Екатеринбург, 2004. 354 с.

5. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5. С.258-269.

6. Морозова А.В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования: дис... канд. социол. наук. 22.00.04.Тула, 2005. 240 с.

7. Левицкая И.Л. Моделирование профессионально-личностной позиции будущего специалиста в условиях формирования системы профессиональных стандартов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12. С.130-134.

8. Ангеловский А.А. Профессионализация личности. Социальные агенты первичной и вторичной профессионализации // Сибирский педагогический журнал. 2011. №7. С.70-80.

9. Кагитина И.В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореф. дис. ...канд. социол. наук. 14.00.52. Волгоград, 2008. 28 с.

10. Магомедова М.Г. Профессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С.26–30. URL: http://e-koncept.ru/2016/86905.htm. (дата обращения: 11.07.2018).

11. Петрова А.Г. Психологическая защита как профессионально важное качество педагогов-психологов в процессе профессионализации. дис. … канд. психол. наук. 19.00.03. Ярославль, 2014. 250 с.

12. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. Народное образование. Педагогика. 2013. №12. С.49.

13. Решетников О.В. Профессионализация как процесс первичного включения молодёжи в трудовые отношения // Школьные технологии. 2013. № 5. С. 152-168.

14. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. №7. 2013. С.145-150.

15. Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 140 с.

Изменения в современном российском обществе актуализируют в отечественной науке осмысление целого ряда проблем, одной из которых является проблема профессиональной социализации, которую можно назвать основой общей социализации, оказывающей огромное влияние на сохранение устойчивости экономической системы. При стабильном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению профессиональных установок и ценностных ориентаций, профессиональных навыков и умений, мастерства, осуществляется постепенное «вхождение» человека в профессиональную жизнь.

Цель исследования. В силу своей значимости процесс профессиональной социализации привлекает внимание ученых не только педагогического, социологического, но и других научных направлений, например психологии, философии, акмеологии и культурологии. Но пока еще не сложилось определенных традиций, подходов и школ в исследовании этого процесса. Даже рассмотрение практики использования понятия «профессиональная социализация» в исследованиях различных научных направлений позволяет увидеть разнообразные точки зрения на его определение . Кроме того, учеными используется целый ряд терминов и понятий, пересекающихся с «профессиональной социализацией», таких как «профессиональное развитие», «профессиональное воспитание», «профессиональное формирование», «профессиональное становление», «профессиональное образование», «профессиональная адаптация», «профессионализация».

В рамках данной статьи представим анализ имеющихся подходов к исследованию проблемы, свою точку зрения на сущность и взаимосвязь понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация». Если определения профессиональной социализации в научной литературе встречаются редко и достаточно однозначны, то толкования понятия «профессионализация» разнообразны. Сложность заключается в том, что представители различных научных направлений включают в них собственный смысл, часто упрощая понимание или рассматривая как синонимы, а в некоторых случаях они резко дифференцируются. Так же, как и профессиональная социализация, профессионализация по-прежнему является предметом спора между психологами, педагогами, социологами, акмеологами, специалистами-практиками.

Материал и методы исследования. Опираясь на целый ряд исследований определения профессиональной социализации, на наш взгляд, за основу для решения поставленной задачи можно взять трактовку определения профессиональной социализации как процесса развития и самореализации человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, то есть усвоения профессиональных знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, а также творческого отношения к ним, совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии. Как двусторонний процесс, профессиональная социализация предполагает не только усвоение им социального и профессионального опыта, норм и ролей, навыков и умений в процессе взаимодействия в системе общественных отношений, но и процесс активного и творческого включения в профессиональную среду. Что касается понятия «профессионализация», введенного в научный оборот отечественными учеными более четверти века назад, в зависимости от научного направления можно выделить несколько подходов к определению сущности и содержания профессионализации, характерных для исследований 90-х гг. прошлого века и начала XXI века.

В педагогических исследованиях профессионализация рассматривается достаточно узко, как профессиональное обучение или профессиональное образование, и охватывает только период освоения профессии приблизительно с 15 лет, включая профориентацию. Практически профессионализация тождественна профессиональной подготовке.

В отечественной и зарубежной психологии сформировалось несколько подходов к определению профессионализации: как вхождение человека в определенную сферу профессиональной деятельности; как развитие и саморазвитие личности; как готовность индивида к трудовой деятельности; как достижение профессиональной пригодности.

Необходимо отметить, что процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в основном с позиции овладения человеком личностными качествами, проблемой жизненного пути и самоопределения, становлением профессионального сознания и самосознания. По мнению А.К. Марковой, профессионализация - это процесс приближения субъекта профессиональной деятельности к профессиограмме, модели идеального специалиста. В определении А.К. Марковой подчеркивается индивидуальный характер процесса профессионализации и его зависимость от целого ряда факторов, в первую очередь от активной деятельности субъекта процесса профессионализации. В процесс профессионализации автор включает выбор профессии в зависимости от способностей, освоение правил и норм профессии; формирование профессионального сознания, личный вклад в профессию, развитие профессиональных качеств личности и др. .

Активность субъекта в процессе профессионализации подчеркивается и в определении, предложенном в акмеологической концепции. Профессионализация предстает как «жизненный путь» профессионала, отражая процесс саморазвития человека в течение жизни. Достаточно широко рассматривает процесс профессионализации личности психолог Р.М. Шамионов: как процесс самоопределения и адаптацию к профессиональной группе, среде, овладения определенным «ремеслом». Что касается соотношения понятий «социализация» и «профессионализация», ученые-психологи рассматривают профессионализацию как одну из сторон социализации, а процесс становления профессионала - как один из аспектов развития личности. Например, Р.М. Шамионов, анализируя взаимосвязь профессионализации и профессиональной социализации, делает вывод о том, что сам процесс профессионализации может быть представлен как социализация индивида в профессиональной среде .

В отечественной науке накоплен определенный опыт социологического исследования понятия «профессионализация». Так, в социологических (деятельностных) определениях профессионализация рассматривается как тождественная процессу профессиональной деятельности, трактуется как принадлежность к профессиональному сообществу, как одна из форм профессиональной самореализации человека. Социологические (стратификационные) определения трактуют профессионализацию как процесс приобретения человеком социального статуса через профессию. Социально-экономические определения рассматривают профессионализацию через сферу занятости, как развитие и реализацию человеческих трудовых ресурсов в ходе трудовой деятельности. В ряде работ социологов профессионализация отождествляется с уровнем развития профессиональных качеств человека и профессиональных групп. В зарубежной социологической справочной литературе профессионализация рассматривается с позиции приобретения социального статуса, профессиональных привилегий, как «возможность реализации восходящей социальной мобильности, а значит, получения бóльших доходов и приобретения более высокого статуса».

Вызывает интерес подход к исследуемой проблеме Л.Э. Пробст , которая, объединяя подходы ученых различных направлений, рассматривает профессионализацию как одну из основных форм профессиональной социализации и, соответственно, указывает на наличие некоторых общих черт профессиональной социализации и профессионализации.

По мнению В.А. Цвыка , профессионализация - это адаптации индивида к профессиональному сообществу, профессиональной среде, получение необходимых в профессии знаний, умений и навыков. Ученый подчеркивает социальный характер профессионализации и считает ее составляющей общей социализации личности. В узком смысле слова В.А. Цвык рассматривает профессионализацию как профессиональную социализацию и выделяет две ступени профессионализации.

Анализ взаимосвязи рассматриваемых понятий нашел отражение в исследовании А.В. Морозовой , которая характеризует «профессионализацию» как более узкое понятие, которое затрагивает психологические аспекты процесса профессиональной социализации, проводя параллель с процессами профессионального обучения и лишь в незначительной степени с процессом передачи информации. При этом стихийная составляющая профессиональной социализации в термине «профессионализация» остается не учтенной.

Современные подходы к определению профессионализации в основном строятся на базе уже существующих концепций. Так, И.Л. Левицкая представляет профессионализацию как процесс становления и развития профессионализма, в котором выделяет психологический аспект - «профессиональное развитие», и социальный аспект - собственно профессиональную социализацию. Исследуя понятие «профессионализация», А.А. Ангеловский определяет ее как процесс приобщения индивида к ценностям профессии, включение их в свой внутренний мир, формирование профессионального сознания и профессиональной культуры, реальную подготовку к деятельности в определенной профессиональной среде. По сути, приводится определение профессиональной социализации. Профессионализация предполагает этап специализации и этап становления профессионала.

В диссертации И.В. Кагитиной исследование профессионализации ограничено периодом получения высшего профессионального образования, который автор характеризует как специализированный этап процесса вторичной социализации индивида. Нужно отметить, что в работах И.Л. Левицкой, А.А. Ангеловского и И.В. Кагитиной понятия «профессионализация» и «профессиональная социализация» употребляются как тождественные.

Точка зрения на профессионализацию, предложенная М.Г. Магомедовой , опирается на акмеологическую концепцию начала XX века. М.Г. Магомедова рассматривает профессионализацию как четвертую стадию профессионального становления индивида, состоящую из двух качественно различных этапов. Подход к исследованию профессионализации А.Г. Петрова выстраивает, основываясь на изучении критериев профессионализации, характерных для каждого этапа профессионализации, и рассматривает профессионализацию как цепочку последовательных изменений профессионального сознания личности, освоение новых профессиональных знаний и навыков, новых форм деятельности и профессионально важных и значимых качеств .

Определение понятия «профессионализация» в работах В.А. Мансурова напоминает трактовку зарубежных ученых-социологов. Подчеркивая важность статусных характеристик личности, автор подходит к определению профессионализации через призму групповых ценностей, морали, норм группового поведения и стиля жизни, определяющих устойчивое социальное положение человека в обществе. Учитывая, что социальный статус профессиональной группы открывает для нее ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа, автор рассматривает «профессионализацию» как механизм перевода «редких» (особенных) ресурсов этих групп - специализированных знаний и умений - в социально-экономические ресурсы вознаграждений (льгот и привилегий).

В отличие от других авторов, О.В. Решетников , исследуя процесс профессионализации, обращает внимание на период социализации школьников, рассматривает его как начальный этап профессионализации, период формирования ряда ключевых элементов профессионализации, которые формируются уже в школьном возрасте.

В монографии А.В. Тутомлина профессионализация - это «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности, обладающего не только высшим уровнем знаний, умений и результатов человека как субъекта труда, но и определенной системной организацией сознания и психики.

Особо необходимо отметить подход к анализу исследуемых понятий С.Г. Разуваева , который предлагает рассматривать профессионализацию как «эффекты, которые сказываются на психике человека в связи с “отпечатыванием” на ней специфики получаемой или уже реализуемой в процессе труда профессии». По мнению С.Г. Разуваева, в рамках профессионализации происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития активности личности и структурирования совокупности ее профессионально значимых характеристик. Автор полагает, что именно профессиональная индивидуализация личности может трактоваться как профессионализация. На основе проведенного анализа С.Г. Разуваев разграничивает понятия «профессионализация» и «профессиональная социализация», показывает подчиненность профессионализации более масштабной категории «профессиональная социализация».

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, анализ точек зрения ученых показывает, что практически во всех рассмотренных исследованиях профессионализация и профессиональная социализация рассматриваются как специфическая форма трудовой активности личности, как многомерный процесс, представленный двумя взаимообусловленными и взаимосвязанными уровнями: социальным и личностным, по остальным рассматриваемым вопросам отсутствует единство взглядов. Исходя из анализа определений, можно сказать, что нам представляются более убедительными точки зрения на процесс профессионализации, которые рассматривают профессионализацию как процесс формирования субъекта определенной профессии, сопряженного с активной деятельностью самого субъекта по овладению профессиональными знаниями, навыками и опытом, нравственными установками, необходимыми для работы в конкретной профессии.

Отмечая разнообразие точек зрения на периодизацию профессионализации, отраженных в трактовках профессионализации, на наш взгляд, хронологические рамки профессионализации можно рассматривать с периода профориентации школьного обучения, выбора профессии и до момента прекращения профессиональной деятельности, в отличие от профессиональной социализации, которая начинается в раннем детстве и завершается с окончанием какой бы то ни было трудовой деятельности. Учитывая индивидуальный характер профессионализации, рамки рассматриваемых процессов могут меняться.

Если сравнивать степень воздействия на рассматриваемые процессы стихийных и целенаправленных средств, то, на наш взгляд, на этапе профессионализации большее влияние на личность будут оказывать социально контролируемые процессы.

Заключение. Изучив и обобщив различные теоретико-методологические подходы к исследованию понятий «профессионализация» и «профессиональная социализация» и их взаимосвязи, можно сделать вывод, что в российском понимании профессионализации и профессиональной социализации много общего, тем не менее между понятиями «профессионализация» и «профессиональная социализация» нельзя поставить знак равенства, профессионализация является только формой включения в социальную структуру. Профессионализация больше подвержена собственной мотивации жизнедеятельности и является целенаправленным процессом приобретения личностью качеств, ценностей, профессионального опыта, жизненной стратегии и тактики, с целью реализации своих профессиональных и жизненных планов, и может рассматриваться как составная часть профессиональной социализации.

Библиографическая ссылка

Макарова С.Н. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28018 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Пикулина С.С. , преподаватель.

Успешная профессиональная социализация будущих специалистов, рассматривается в качестве приоритета среднего профессионального образования. Общетеоретические подходы к исследованию проблемы профессиональной социализации изложены в работах ученых. По их мнению, сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к определенной профессиональной роли и становится носителем, связанного с этой ролью социального статуса. Психологический анализ проблемы, профессиональной социализации будущих специалистов в системе среднего профессионального образования, позволил выделить наиболее существенные аспекты изучения данного процесса.

Во-первых, важность исследования профессиональной социализации студентов колледжей обусловлена тем, что именно через профессиональную подготовку и трудовую деятельность, происходит передача накопленного опыта и воспроизводства трудовых отношений, вхождение человека в мир профессиональной деятельности, обновление социально-профессиональной структуры общества. Это позволяет рассматривать среднее профессиональное образование, как практико-ориентированное образование, благодаря которому, процесс профессиональной социализации происходит в более короткие сроки.

Во-вторых, профессиональная социализация рассматривается учеными как двусторонний процесс, предполагающий взаимную активность профессиональной среды и личности будущего специалиста.

В-третьих, профессиональная социализация студентов учреждений СПО, обусловлена возрастными особенностями, определяющимися социальной ситуацией развития данной категории, обучающимся ведущим видам деятельности и новообразованиям личности. Социальную ситуацию развития студентов, характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии в социуме.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.

Профессиональная направленность, как центральное, базовое образование структуры личности профессионала, отражает особенности мотивационной сферы человека, характеризуется мотивационным и ценным отношением к профессии. А также, ярко выраженными интересами и склонностями, пониманием роли данной профессии в обществе, ее целей и задач. Профессиональная компетентность, понимается как способность специалиста к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в реальных условиях. Профессиональные качества будущего специалиста среднего звена включают в себя : самостоятельность, ответственность, мобильность, адекватную самооценку, коммуникабельность, самоконтроль, организованность и т.д.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы, я считаю, что успешность профессиональной социализации студентов колледжа зависит от них самих.

Инновационная образовательная среда, представляет собой высокую качественную подготовку конкурентоспособных рабочих и специалистов для развития ведущих отраслей региональной экономики.

Сущность реализации этого условия заключается в установлении связей между различными элементами знаний дисциплин:

Общепрофессионального («Инженерная графика», «Техническая механика»)

Гуманитарного («Социальная психология», «Основы экономики», «Управление персоналом»).

При этом интегрирующую роль играет специальный учебный курс «Профессиональная карьера». Изучение данного курса способствует развитию важных качеств личности специалиста и реализуется через такие формы, как:

Групповая работа

Индивидуальная работа (защита проектов)

Работа в форме «круглого стола» и методы:

    учебная экскурсия

    проблемная лекция

    учебная дискуссия

    деловая игра

    анализ практических ситуаций

    метод проектов и т.д.

Педагогическая поддержка студентов в образовательном процессе колледжа, рассматривается в определенной логической последовательности:

Набор абитуриентов в колледж;

Знакомство студентов со структурой профессиональной деятельности;

Формирование профессионального интереса;

Приобретение студентами опыта деятельной самореализации в профессиональной, познавательной, трудовой деятельности.

Подготовка студентов к практической деятельности и профессиональной самореализации.

Таким образом, успешность профессиональной социализации проявляется в интеграции молодого человека в профессиональное сообщество и посредством этого – в общество в целом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!







2024 © strike-defence.ru.