Презентация на тему "обращение". Презентация на тему "обращение" Спиши, расставь знаки препинания


Слайд 2

Расставьте в схемах знаки препинания:

1. OOOO 2.OиOOиO 3.O ноO 4.OOOO 5. OOO

Слайд 3

Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему.

1. Самые трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об осени. 2. На картинах Левитана изображены знакомые вещи: стога сена, березы небо. * Продолжить текст предложением, соответствующим схеме: O, O, O –O ⌂НА ВСЕХ ЭТИХ ПЕЙЗАЖАХ ПРЕКРАСНО ПЕРЕДАНА ПЕЧАЛЬ ПРОЩАЛЬНЫХ ДНЕЙ ОСЫПАЮЩИХСЯ ЛИСТЬЕВ ЗАГНИВАЮЩИХ ТРАВ.

Слайд 4

Проверь себя:

1. O,O и O. O и O 2. O:O,O,O.

Слайд 5

Реши тест:

В каком предложении есть ошибка в постановках знака препинания: а)Ветер поднимает с земли листья, мусор. б) Дождь стихал, но не переставал. г) Ребята поймали плотвичку, и маленькую щуку.

Слайд 6

2.В каком предложении нет ошибки: а) Река широкая, но мелкая. б) Ребячьи голоса звучат звонко и радостно. г) В наших лесах водятся волки лоси и медведи.

Слайд 7

3. В каком предложении есть обобщающее слово: а) В наших лесах водятся звери волки лоси и медведи. б) Рифы взморье и обрывы всё видно в полусвете. г) Сильный ветер и в саду и в переулке и на пустыре.

Слайд 8

Проверь себя:

1. г) 2. а), б) 3) а), б)

Слайд 9

УРА! ФИЗМИНУТКА!

Вы писали? Вы устали? Тогда дружно, тихо встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели. Руки выше, шире плечи. Раз, два, три. Дыши ровней. От зарядки станешь крепче. Станешь крепче и сильней.

Слайд 10

Тема урока: «Обращение».

Мороз и солнце! День чудесный. Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Пора, красавица, проснись…

Слайд 11

Постараемся запомнить:

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. Только, друг, не забывай Запятые расставляй!

Слайд 12

Запомни схемы:

  • Слайд 13

    Спиши, расставь знаки препинания. Построй схему.

    1. Летние подружки белые ромашки вам лесные феи выткали рубашки. 2.На всем лежал слой пыли на полу на стульях на столе. 3. И звуки и ночь и мороз все это было так далеко. 4. Собака видит в человеке высшее существо и старается заслужить его доверие.

    Пятнадцатое ноября. Классная работа. Минутка чистописания Оо Проверяем дом. работу – тесты


    • 2, 7
    • 2, 3
    • 2, 8
    • 2, 3
    • 2, 6
    • 2, 3
    • 1, 8
    • 3, 4

    10 – 11 верных ответов – оценка «5»

    8 – 9 верных ответов – оценка «4»

    6 – 7 верных ответов – оценка «3»


    Решаем кроссворд

    Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её



    Наши цели, задачи и способы действия

    Зачем?

    Работаем

    Интонация

    Наблюдаем

    Обращение

    препинания


    • Не оставь меня, кум милый!...
    • Кумушка, мне странно это…

    • Обращение это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
    • Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.

    • Голубушка, как хороша!...
    • Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…

    • На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
    • Это называется звательной интонацией .



    • Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным .
    • Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным .

    • Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
    • Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

    • В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
    • Обращение выделяется запятыми.
    • Это знаки выделения .

    • Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
    • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

    • Стой, братцы, стой!
    • Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
    • А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

    • Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант) , и тот, к кому обращаются (адресат).
    • Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
    • Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

    • Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
    • А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
    • Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!

    Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.

    Стр 99, пунктограмма № 3


    Упражнение № 1

    Какой член предложения, как и обращение,

    может быть выражен существительным в

    именительном падеже? Расставьте знаки

    препинания, объясните свой выбор.

    • Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
    • Тебя мой куманёк век слушать я готова.

    Упражнение № 2

    Составьте предложения так, чтобы в одном

    случае данные слова были подлежащими, а в

    других – обращениями:

    • гражданин
    • тётушка
    • Николай Петрович

    Упражнение № 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания

    1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?

    2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!

    3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.

    4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…

    5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

    6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.


    Ответы к упражнению № 3 «Басни Крылова»

    1. Соседка («Слон и Моська»).

    2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»).

    Обратите внимание на слово «пожалуйста»!

    3. Полканушка («Собачья дружба»).

    4. Друзья! («Волк на псарне»).

    5. Хавронья («Свинья»).

    6. Дружище («Осел и Соловей»).



    Домашнее задание:

    (Илья: Пересказ теоретического материала 42, упр 218, 219)

    Таня, Никита выучить пунктограмму №3 стр 99

    выписать из «Сказки о мертвой царевне…»

    А.С.Пушкина 7 предложений с

    обращениями, выражающими разное отношение

    говорящего к адресату.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Девятое декабря. Классная работа.

    Обсуждение в парах Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом, называются– … Однородные члены образуют … словосочетание. Однородные члены разделяются … Однородные члены соединяются … и … . . Вспоминаем то, что знаем однородными сочинительное запятыми союзами перечислительной интонацией

    Перед союзами А, НО запятая … Если союз И при однородных членах одиночный, то запятая … . Однородные члены могут быть объединены … словом. Если обобщающее слово стоит перед ОЧ, после него ставится … . Если обобщающее слово стоит после ОЧ, перед ним ставится … Закончите высказывание ставится не ставится обобщающим двоеточие Вспоминаем то, что знаем тире

    Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложение, найдите в нём слова в именительном падеже. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. (А.С. Пушкин) Кудесник, ты, старик. С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание? Кудесник. Кто такой кудесник? Подберите синонимы к этому слову. Кудесник – волшебник, колдун; тот, кто делает что-то сверхъестественное. Кого обозначает это слово? Называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание.

    Сформулируйте тему занятия. Спи, Аленушка, спи, красавица! Свет мой, зеркальце, скажи… Я люблю тебя, жизнь! Что, стоишь, качаясь, тонкая рябина?

    Что такое обращение? Как не спутать подлежащее с обращением? Какое оно бывает? Какие знаки препинания при обращении? Как они ставятся? Знать: что такое обращение способ выражения как при обращении ставятся знаки препинания Уметь: опознавать его в предложении отличать от подлежащего пунктуационно оформлять на письме Задачи урока

    Назовите тему урока. Проверьте свои предположения. Обращение. Грамматические признаки обращения. Поработайте в парах. Сформулируйте основной вопрос темы. Проверьте себя. Как найти обращение предложении?

    Формулируем задачи Какие задачи надо решить, чтобы получить ответ главный вопрос урока?

    Ура! Подвигаемся!

    Открываем новые знания Сравните ваше предположение с текстом определения. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Спи, Аленушка, спи, красавица! Что, стоишь, качаясь, тонкая рябина? Я люблю тебя, жизнь! Свет мой, зеркальце, скажи… к человеку к природе к явлению к предмету Найдите в примерах слова адресата. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?

    Школьники помогают инвалидам, старикам, детям. Школьники, помогайте инвалидам, старикам, детям! vvvvvvvvvv Определите цель высказывания каждого предложения. Укажите грамматическую основу. Лингвистический эксперимент Выделите признак, сопоставление которого помогает отличить обращение от подлежащего. Обращение не входит в основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

    Перечитайте предложение. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. Вспомните слова, которые стоят в именительном падеже. Кудесник, ты, старик. Можно ли обратиться собеседнику со словами ты, старик? Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты. Можем ли мы задать вопрос к слову кудесник в этом предложении? Нет, задать вопрос нельзя. Будет ли обращение членом предложения? Обращение не является членом предложения.

    Запомним рифмовку Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. (В. Валгина) Какой совет вы получили в этой рифмовке? Обращение нужно выделять запятыми. Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.

    [… , О, …] VVV v [ … , О] v VVV [О, …] VVV v [ О! … ] vvvv Открываем новые знания Рассмотрите схемы. Какое пунктуационное правило иллюстрируют схемы?

    Прочитайте § 22 Произведите маркировку текста. Что нового узнали из текста? Сравним: Косой глаз и волка не боится. Эй, косой глаз, ты и волка не боишься? С чем можно спутать обращения? Почему? Как их различить? Проверьте себя Подлежащее является главным членом предложения и действует со сказуемым, а обращение служебное слово, не является никаким членом предложения.

    Составим алгоритм

    Подводим итоги урока

    Рефлексия Выпишите только те предложения, в которых есть обращения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Дениска ты можешь выступить в концерте? 2. Дениска не хотел выступить в концерте. 3. Мама не знала, что я умею громко петь. 4. Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь? 5. Ты что про меня пишешь Карнаухова? 6. Брюквин постоянно мешал Карнауховой. Проверьте себя. 1. Дениска, ты можешь выступить в концерте? Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь? 3. Ты что про меня пишешь, Карнаухова?

    Самоанализ Теперь я могу… Меня удивило… Было трудно…

    Урок закончен! Ура!





  • 

    2024 © strike-defence.ru.